Top.Mail.Ru
бизнес

Михельсон и Миллер узнали о существовании Камчатки

Фото: Photoxpress Фото: Photoxpress

Спор «Газпрома» с «Новатэком» о газификации Камчатки в очередной раз высветил фундаментальную проблему: строить сети низкого давления в Сибири и на Дальнем Востоке не хотят ни экспортные монополии, ни коммерческое по своей сути государство. В таких условиях идея президента полностью газифицировать Россию к 2030 году неосуществима, считают эксперты.

12 августа в ходе видеоконференции с врио губернатора Камчатского края Владимиром Солодовым президент Владимир Путин попросил «Газпром» и «Новатэк» «проработать» газоснабжение края через перегрузочный СПГ-терминал «Новатэка» в Бечевинской бухте. Терминал, который должны достроить к концу 2022 года, будет переваливать добытый и сжиженный в Арктике газ с газовозов ледового класса на обычные для поставок в страны ЮВА. При этом строительство 140-километрового газопровода в Петропавловск «Новатэк» счел для себя слишком обременительным, и полпред в ДФО Юрий Трутнев компанию Леонида Михельсона поддержал. Теперь, чтобы поделиться этим газом с жителями края, «Новатэку» предлагают построить в Авачинской бухте Петропавловска еще один небольшой терминал — регазификационный, на 600 тыс. тонн, ориентировочная стоимость 20 млрд руб.

13 августа стало известно, что военные дали разрешение на его строительство. Но прокладывать от него трубы к котельным за свой счет «Новатэк» тоже не готов. Нет желания делать это и у «Газпрома» — проект в компании считают заведомо убыточным. О готовности государства выделить на него деньги тоже не сообщается — хотя ранее на коммерческий перегрузочный терминал оно выделило «Новатэку» 28,8 млрд руб.

В итоге убывающее население Камчатки в очередной раз может остаться без газа — хотя российские углеводороды пойдут на экспорт в полутора сотнях километров от жилых домов.

Россия остается главным поставщиком газа в Европу и с каждым годом наращивает поставки в Азию, но среднегодовые темпы газификации самой РФ в последние 15 лет колеблются на уровне 1 %. С одной стороны, поставки газа на внутренний рынок постоянно растут и в последние годы превышают экспорт. С другой — газификация России по итогам 2019 года не превышает 70,1 %, что на 7,9 % меньше, чем на Украине.

Общий уровень газификации Сибири составляет сегодня всего 6,8 %, Дальнего Востока — 13 %. Например, в Омской области самыми популярными видами топлива остаются уголь и дрова, реальный уровень газификации в регионе, по данным neftegaz.ru, не превышает 12,9 %. Чита каждую зиму окутана смогом от угольных котельных — газа тоже нет. Нет газа в Иркутской области, в Бурятии, в Красноярском крае.

В феврале этого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко пристыдила газовиков: мол, «Силу Сибири» построили, а Дальний Восток, который называем приоритетом, остается без газа. В марте на встрече с Путиным глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что, «опираясь на ресурсы Ямала... а также Ковыктинского месторождения», можно «буквально в ближайшей перспективе полностью обеспечить потребности в газе таких районов Восточной Сибири, как Красноярский край, как Иркутская область, как Республика Бурятия и Забайкальский край».

Однако сроки строительства газопровода из Ковыкты в Иркутск пока не озвучены. А строительство «Силы Сибири — 2» между Бурятией, Монголией и Китаем никак не увязано с газификацией Бурятии: еще в 2008 году «Газпром», подсчитав расходы, отказал республике.

Низкий уровень газификации Сибири традиционно объясняют большими расстояниями и слабой заселенностью. Но даже по соседству с магистральными газопроводами источником тепла в селах часто остаются допотопные печки.

Нельзя сказать, что для газоснабжения Дальнего Востока ничего не делалось. Тот же Петропавловск-Камчатский частично газифицировали в 2010 году по 392-километровому газопроводу из Соболево. Тогда запасы Кшукского и Нижне-Квакчикского месторождений на западе полуострова оценивались в 14 млрд кубометров. Но потом оказалось, что они на треть меньше ожидаемых.

А на днях выяснилось, что своего газа на Камчатке еще меньше. Telegram-канал «Ангара» опубликовал выдержку из обращения губернатора Камчатского края Владимира Солодова к президенту, датированного 4 августа. Из него следует, что «Газпром», который планировал поставлять Петропавловску 723,4 млн кубов местного газа в год, готов поставлять лишь 252 млн — и даже эти объемы через три года упадут.

Александр Фролов, заместитель гендиректора Института национальной энергетики, считает, что «Новатэк» мог бы взять снабжение столицы Камчатки газом на себя. «Это единственная в России компания, чьи СПГ-проекты на 12 лет полностью освобождены от налогов, — напоминает он. — У нас принято считать, что Игорь Иванович Сечин ногой двери открывает везде, но это мелочи на фоне того, что могут себе позволить г-н Михельсон и другие товарищи. Так пусть проявят социальную ответственность. Хотя могу предположить, что "Новатэк" с его административным ресурсом "Газпром" продавит. Сэкономят на инфраструктуре за счет конкурента».

Но чем бы ни закончился этот спор, выполнить пожелание президента о стопроцентной газификации России к 2030 году невозможно, потому что поставлять газ на отдаленные территории вне якорных проектов (Ковыктинское, Чаяндинское месторождения, Амурский ГПЗ) компаниям невыгодно, считает эксперт.

А это значит, что население продолжит покидать Дальний Восток, стягиваясь в Московскую, Петербургскую, Ростовскую агломерации и в Краснодарский край. И дело не только в диспропорциях развития и в климате — уровень газификации на той же Кубани достигает 94 %.

Еще по теме