Top.Mail.Ru
архив

Микроденьги под макропроценты

27.02.201500:00

Микрокредитование – это не новый вид бизнеса, как принято думать. Еще несколько лет назад он считался полукриминальным: душные подвалы, деньги в долг, а при возвращении вместо оговоренных ранее совсем неожиданные проценты. Сегодня сегмент микрозаймов перебрался в online. Они постепенно становятся легальными и удобными. 

Сам рынок растет как на дрожжах: по данным J’son & Partners Consulting, в 2012–2017 гг. среднегодовые темпы роста МФО в России составят 54%. Люди все чаще прибегают к «крайнему» случаю. Согласно исследованию сервиса MoneyMan, россияне влезают в долги ради покупки аудиобытовой техники (в 33% случаев), оплаты медицинских услуг (7,7%), организации свадьбы или похорон (5%) и погашения другого кредита (2%). «Ко» изучил финансовые стартапы, которые выдают мелкие займы, платят за покупки в Сети и даже помогают вернуть долг за ужин. 

«Пожарные» деньги

Принято считать, что микрофинансы как рынок оформились в России четыре года назад. За 2013 г. портфель легальных микрозаймов вырос на 42%, до 68 млрд руб. В первом полугодии 2014 г., по данным «Эксперта РА», рост увеличился на 18% против 20% за аналогичный период прошлого года и достиг отметки в 46 млрд руб. Динамичнее всего развиваются сегменты потребительских микрозаймов и кредитов «до зарплаты». Несмотря на очевидный прогресс, рынок микрокредитования еще не структурирован. «Наряду с серьезными игроками на нем работают тысячи мелких «серых» компаний, – объясняет запятнанную репутацию всей сферы сооснователь проекта Mili.ru Леван Назаров. – Такие организации нередко действуют вне правил Центробанка и СРО, не соблюдая высоких стандартов обслуживания и этики работы с заемщиками». 

Сам Леван Назаров спокойно относится к нападкам на рынок микрокредитования. Он пришел в эту область с намерением доказать, что будущее за online-обслуживанием. За два года существования проект Mili.ru выбился в Топ-5 сильных игроков. В отличие от соперников (Platiza или «Вдолг.ру»,) этот сервис осуществляет скоринг (оценку кредитных рисков. – Прим. «Ко») на основе данных из социальных сетей («Одноклассники», Facebook и «Вконтакте»). 108 000 пользователей стали клиентами ресурса и получили кредиты на сумму свыше 700 млн руб. Сейчас, не скрывает амбиций Леван Назаров, компания планирует начать операционную деятельность за границей. «В каждую страну лететь минимум семь часов», – интригует он. Для начала форма останется прежней – online-микрозаймы, со временем Mili.ru собирается добавить к портфелю потребительские кредиты и выпуск кредитных карт. Тоже online. 

«В России неразумно тратятся деньги, – подчеркивает Леван Назаров. – Банки и другие финансовые институты несут огромные операционные расходы на аренду отделений и зарплату сотрудникам. На выданный рубль полрубля тратится на обслуживание этих нужд. Однако наступил тот час, когда люди психологически смогут отказаться от физических отделений». В качестве примера он приводит «Тинькофф Кредитные системы» – банк без единого в стране отделения. Идея делать нечто подобное, но в сфере микрозаймов родилась у Левана Назарова, когда он получал степень MBA в бизнес-школе «Сколково». Там он, в прошлом руководитель проектного офиса в Volkswagen Audi Gruppe, познакомился со своими партнерами. Один из них, Грант Алавердян, занимал должность советника Рубена Варданяна в «Тройке диалог», другой, Георгий Белоцерковский, разрабатывал мобильные приложения и владел компанией, связанной с бизнес-авиацией. 

Вместе они вложили в дело $3 млн и придумали, как упростить процедуру кредитования – без залога, поручителей и кипы документов. За два года предприниматели создали динамическую математическую модель, позволяющую просчитать кредитные риски в течение пятнадцати секунд. «Мы смешали классический подход, который включает информацию из бюро кредитных историй, демографический анализ, анализ штрафов в ГИБДД и ранних судебных решений и данные из соцсетей, – объясняет Леван Назаров. – Система автоматически анализирует, есть ли на ваших снимках в «Вконтакте» наркотики или алкоголь, учитывает увлечения пользователя, вплоть до того, где тот чекинится и что слушает в плейлисте. Модель дает прогноз по платежеспособности клиента на ближайшие два-три месяца и угадывает в 91 случае из 100». Зарегистрироваться на Mili.ru обычным способом не получится: вход только через аккаунты в социальных сетях. По подсчетам Левана Назарова, 60% клиентов приходят с ресурса «Вконтакте», 35–36% – с «Одноклассников», остальные 4–5% – с Facebook. Чаще всего это те пользователи, которым нужны «пожарные» деньги, чтобы дожить до зарплаты. 

На Mili.ru не нужно заполнять анкету – достаточно предоставить серию и номер паспорта. Сервис выдает займы в размере от 5000 до 12 000 руб. под 2% в день на срок до двух недель. Постоянным клиентам скидка – 0,8%. В случае невозврата должник получает голосовое оповещение, в котором ему сообщают, как урегулировать долг и не испортить кредитную историю в будущем. В совсем крайнем случае на помощь приходят коллекторские (долговые) агентства. В Mili.ru, по данным Левана Назарова, процент невозврата до пятнадцати дней не превышает 10%. В кризис спрос на услуги микрокредитования повысился: если в прошлом году в очереди на одобрение стояли 300 человек в час, то сейчас – 650. Многообещающая перспектива. Но планы Левана Назарова распространяются за границы России. Перед выходом на рынки других стран Mili.ru заручилась поддержкой инвестора, но по условиям контракта компания не вправе разглашать подробности сделки. «Кредиты и кредитные карты стали привычным делом», – резюмирует Леван Назаров. Он давно уже воспринимает деньги как продукт, который легко продать, если завернуть в красивую упаковку. По крайней мере, такая позиция, по подсчетам «Ко», помогла Mili.ru выйти на операционную прибыльность за два года и заработать за все время около 240 млн руб. 

В том же году, что и Mili.ru, на рынке online-микрофинансирования появилась компания Platiza. Ее основали Андрей Гузаиров, ранее запустивший сервис по подбору кредитных карт через Интернет Credit Cards Online, и Илья Саломатов. За прототип Platiza бизнесмены взяли британскую Wonga.com. Они одни из первых предложили переводить деньги прямо на карту, а не на банковский счет. «Platiza стала первым сервисом в России, который мгновенно переводит деньги на карту в  режиме онлайн», – подчеркивает пиар-директор проекта Екатерина Приходько. На развитие проекта предприниматели получили «посевные» инвестиции от Finam Global. Позже Platiza вошла в холдинг Federal Finance Group. Через некоторое время сервис привлек внимание Flint Capital и Prostor Capital. Их инвестиции составили $3 млн. Platiza.ru окупилась через полтора года после запуска. Оборот исчисляется десятками миллионов рублей. 

Сейчас Platiza выступает в роли самостоятельной компании и оценивается более чем в $25 млн. Сегодня сервис предлагает займы от 100 до 15 000 руб. на срок от 5 до 45 дней. Деньги можно получить сразу на карту или в интернет-кошелек Visa Qiwi Wallet, «Яндекс.Деньги», а также через систему денежных переводов Contact. «Ежедневно компания выдает около 4 млн руб.», – говорит Екатерина Приходько. Проценты разные и зависят от программы кредитования: минимальный – 0,5%, средний – 1% в день. Platiza.ru позиционирует себя как социально ориентированный бизнес. Сервис одобряет займы даже тем, у кого совсем испорчена кредитная история. «Мы помогаем людям в экстренных финансовых ситуациях, и не просто мгновенно переводим деньги, но и улучшаем кредитную историю каждого заемщика, а также повышаем финансовую грамотность», – озвучивает миссию проекта Екатерина Приходько. 

Шопинг обязывает

Микрокредитование набирает обороты, и компания Pay P.S. изобретательно пользуется этим: если не хватает денег, но хочется купить в интернет-магазине товар прямо сейчас, сервис все оплатит. Вернуть долг можно сразу, позже или в крайнем случае через четыре месяца. Процент компания ставит ниже, чем при классическом займе, – 0,5% в день. Pay P.S. играет на два поля: не только оплачивает покупки, но и кредитует по обычной схеме – от 2000 до 15 000 руб. под 1–1,9% в день. С такими темпами компания выросла за год в пятнадцать раз. Для проекта это только начало: взяв за ориентир мирового лидера микрокредитования Wonga.com, Pay P.S. намерена повторить этот успех в России. 

Проработав пять лет в банковской сфере, основатель Pay P.S. Юрий Соловьев окончательно разочаровался в политике финансовых институтов. Российские банки – в хвосте прогресса. До сих пор выдача займа занимает много времени и требует заполнения кипы документов. «У тех банков, которые реализовали кредит в три клика, все равно есть процедура дозвона, консультаций, сбора документов и принятия решения», – констатирует он. Антипатия к консервативным методам натолкнула Юрия Соловьева на мысль о создании своего сервиса, который бы со временем перерос в полноценный виртуальный банк без очередей и многоступенчатого анкетирования. Он убедил четырех коллег в жизнеспособности идеи, и те согласились инвестировать $1 млн – с учетом личных накоплений Юрия. Сначала Соловьев был одним в поле воином – отвечал за все и сразу. Вскоре в проект, тогда еще под старым названием «Займ онлайн», ему удалось переманить коллег из банка. 

Сервисы микрокредитования в 2013 г. уже не являлись писком моды. На рынок вышли Platiza.ru, Mili.ru, «Вдолг.ру», «Займи онлайн», «Все в кредит» и сотни других компаний. Что тут еще придумаешь? Юрий Соловьев вовремя переориентировался: для начала переименовал сайт в Pay P.S., затем заключил партнерские отношения с интернет-магазинами и предложил клиентам услугу – «покупай сейчас, заплатишь потом». «Мы стараемся удовлетворить потребности разных аудиторий, и в этом, я думаю, наше главное преимущество, – поясняет Юрий. – Для нас рынок гораздо шире, хотя усилий требуется в два раза больше». В партнеры он привлек крупных игроков: сервисы Anywayanyday, Aviasales и «Вокзал.ру», а также магазин детской одежды «Гулливер». Их пока немного – с большими проектами сложнее договариваться: согласования растягиваются на месяцы, может внезапно смениться руководство. С индивидуальными предпринимателями вести дела проще – сейчас их в списке Pay P.S. около 40. 

Затевая проект, Юрий Соловьев знал, с чем предстоит столкнуться. «Многие ведомства только начинают оцифровывать информацию о штрафах, налогах, прописках, – отмечает предприниматель. – В то время как в Европе это давно норма. За минуту в режиме онлайн по номеру социального страхования о клиенте известно все: где он работает, платит ли алименты, на сколько в среднем превышает скорость. В нашем бизнесе нет ценнее информации – лишь на ее основе мы можем построить более точную модель рисков и принятия решения». С другой стороны, как показала практика, россияне оказались не готовы к выдаче займов в online. Приходилось тратить много усилий, вспоминает Юрий Соловьев, чтобы доказать безопасность и удобство сервиса. 

Сегодня Pay P.S. выдает 4500 займов в месяц. На 2015 г. Юрий Соловьев поставил перед командой другую цель – удвоить показатели и выдавать 13 000 кредитов за такой же срок. Бизнесмен уже вывел компанию на точку безубыточности. Сейчас, по его словам, он концентрируется на отдаче инвесторских вливаний. «Мы не так двано привлекли долговое финансирование, – рассказывает Юрий. – Оно обеспечивает нам достаточность капитала для выдачи займов и необходимый рост компании». В ближайшем будущем ему неинтересен зарубежный рынок: Pay P.S. останется в России и расширит свою продуктовую линейку. 

Через два-три года, сделав компанию инвестиционно привлекательной, бизнесмен намерен продать ее. «Продаться, повторюсь, не сама цель, – поясняет Юрий Соловьев. – Нам нужно отбить деньги текущих инвесторов. Продажа компании может стать приятным бонусом». Если все пойдет по плану, что дальше? Очередная революция в банковской сфере, шутит он. Это точно будет международный проект, возможно продолжение Pay P.S. «После прихода стратегического инвестора мы сможем до конца реализовать историю виртуального банка в России, и клиенты забудут про физические отделения. Так мы сможем выйти на западный рынок, чтобы сразиться с нашим ориентиром – Wonga в Англии, – уверяет Юрий Соловьев. – С точки зрения продуктовой линейки мы пошли дальше, чем они».

Один за всех и все за одного

У сотрудников «Альфа-Лаборатории» есть привычка каждый выходной выбираться в ресторан. Но после дружеских посиделок традиционно вставал вопрос: кто оплатит чек? «Мы продвинутые люди и уже давно не носим с собой наличные. Получается безвыходная ситуация: ни у кого нет кэша, а расплатиться картой может только один», – говорит менеджер по проектам «Альфа-Лаба» и по совместительству сооснователь стартапа Splittpay Вячеслав Акулов. Часто доходило до того, что на следующий день вся компания подсчитывала свои долги в чате Facebook. Этот процесс отнимал много времени и окончательно запутывал финансовые обязательства. Тогда Вячеслав и его коллега, а сейчас партнер по бизнесу Артем Молчанов, придумали приложение Splittpay. Теперь, чтобы сделать взаиморасчет, достаточно сфотографировать чек. Сервис сам распознает заказанные блюда, их стоимость и предложит пользователю выбрать из телефонной книги тех, кто присутствовал на ужине. За считанные секунды друзья получат сообщения с указанной суммой долга и ссылкой на страницу, через которую следует вернуть деньги на банковский счет.

Вячеслав Акулов относится к проекту Splittpay, как к игре. Он сделал его ради собственного удовольствия, признается стартапер. «Поэтому приложение всем нравится, – объясняет Вячеслав. – В нем нет излишней серьезности и намерения во что бы то ни стало заработать деньги». До того как попасть в инновационную «дочку» Альфа-банка «Альфа-Лаб», Акулов работал на себя. Учась в аспирантуре Российской таможенной академии, он по вечерам давал детям частные уроки по бальным танцам в Бутово. В 2011 г. Вячеслав переключился на взрослую аудиторию. Снял помещение на «Третьяковской» и под вывеской школы Dance Style предложил рынку разные направления – от танца живота до известной в фитнес-индустрии Zumba. Параллельно он возил школьников на тематические сборы в Подмосковье, где те разучивали сложные па или грамматику английского языка. «Я вообще-то не люблю танцы, – неожиданно признается Вячеслав. – Мне в них нравилось соревноваться и следить за профессиональным ростом, если постоянно заниматься». 

Со временем Акулов заинтересовался IT-сферой: «Когда я создавал танцевальную школу, то понял, что все клиенты в Интернете. Все равно нужно учиться их привлекать». Сдав студию в субаренду (сейчас она закрылась), он принялся изучать интернет-технологии в контексте экономики и маркетинга. Когда Вячеслав вместе с нанятой им командой разработчиков запускал очередной сайт, на него вышел Альфа-банк с предложением занять руководящую позицию в проекте онлайн-переводов с карты на карту – O!PP. В 2013 г. на внутреннем хакатоне (марафон программирования. – Прим. «Ко»), проходившем в «Альфа-Лабе», он вместе с Артемом Молчановым, который до работы в банке пять лет занимался лидогенерацией*, придумал приложение Splittpay. Сначала партнеры попытались продать его своему работодателю. «Но в этом вопросе нашла коса на камень, – поясняет Акулов. – Банк сказал, что будет неэтично, если он вступит с сотрудниками в предпринимательские отношения. Уходить из «Альфы» ради этичного сотрудничества мы не захотели и решили делать приложение собственными силами». Они наняли команду из шести человек и за год разработали Splittpay для двух платформ – IOS и Android.  

Сейчас приложение распознает сфотографированные чеки на 90%, иногда ошибаясь в определении названия блюд и никогда – в цифрах. За год Splittpay скачали 5000 пользователей – немного, но приложение еще нуждается в доработке. «Основная проблема в чеках, – объясняет Артем Молчанов. – Некоторые нестандартные, и нам часто приходится под них настраивать свою систему распознавания». В России Splittpay не с кем конкурировать – подобных сервисов у нас нет. На Западе есть похожие, говорит Акулов, но они либо распознают чеки, либо служат калькуляторами, как Split Splat. «Наш фокус – это коллективная расплата, а задача – вернуть деньги, – подчеркивает Вячеслав. – С таким позиционированием на мировом рынке пока приложений нет». В будущем партнеры собираются расширить функционал сервиса: добавить пункт по оставленным чаевым и групповое редактирование. Чтобы каждый, кто обедал в ресторане, мог зайти в личный кабинет и сам отметить, что съел и сколько в итоге должен другу. «Мы хотим двигаться в большую историю: Splittpay – не только про рестораны, а про совместные траты. Здорово, если в дальнейшем пользователи смогут использовать его для взаиморасчетов после поездок, путешествий и других видов отдыха». «В дальнейшем Splittpay будет развиваться в сторону финансового мессенджинга, – добавляет Артем Молчанов. – Когда можно не просто получить ссылку на оплату, а еще обсудить вечеринку в приложении и, может быть, поспорить с выставленным счетом». 

Для реализации плана требуется больше денег, чем вложенный создателями миллион рублей. Сейчас Молчанов и Акулов вышли на финальную стадию переговоров со стратегическим инвестором, который больше поможет, если предоставит стартапу свою клиентскую базу. «Со стратегом мы окупимся за один-два года», – не раскрывает имен менеджер проектов «Альфа-Лаба». Отбивать вложенные деньги партнеры собираются за счет комиссии в размере 30–40 руб. при транзакции на карту. «Частью мы делимся с банком, часть падает нам», – говорит Вячеслав. Несмотря на легкий формат проекта, расчеты партнеров нешуточные – в идеале до 4000 скачиваний в месяц. Что будет, когда Splittpay наберет обороты? «Подумаем, когда это произойдет, – резюмирует Вячеслав Акулов. – Незачем бежать впереди паровоза». 

Еще по теме