Миллиард долларов на двоих

«Аэрофлот» больше не сможет контролировать свою бывшую страховую компанию «Москва», которая переходит в собственность другой страховой компании – МАКС. Как уже писал «Ко», страховая компания «Москва», принадлежавшая «Аэрофлоту» и страховавшая исключительно риски этой компании, должна была получить от государства гарантии на покрытие военных рисков. Гарантии (в $1 млрд) предполагалось выдать только «Москве», а мотивировали это чиновники тем, что «Аэрофлот» является практически монополистом на рынке международных авиаперевозок. Вице-премьер Алексей Кудрин, комментируя это решение, тогда еще говорил, что «Москва» осуществляет страхование 65% всех авиаперевозок, осуществляемых российскими авиакомпаниями. Однако страховщики считают, что цифра, названная вице-премьером, не соответствует действительности. На самом деле «Москва» никогда не была крупным участником рынка авиастрахования. До последнего времени эта компания числилась в аутсайдерах, отдав лидирующие позиции специализированным компаниям АФЕС (страхование авиакомпаний «Сибирь» и «Самара», а также аэропортов Петербурга и Самары), АВИКОС и «Ингосстрах» (их клиентами являются «Трансаэро» и «Внуковские авиалинии»). Единственное преимущество «Москвы», пожалуй, состояло в том, что она принадлежала «Аэрофлоту», который контролирует 70% перевозок. В реальности «Москва» не в состоянии покрыть все риски «Аэрофлота».

Теперь контроль над госгарантиями получит МАКС. Это обойдется компании всего в 40 млн руб., которые она готова заплатить за владение «Москвой». Хроника этой сделки такова: в начале ноября «Москва» приняла решение выпустить дополнительные акции, чтобы повысить уставный капитал с 10 млн руб. до 50 млн руб. Минфин зарегистрировал эмиссию 16 000 акций «Москвы» номиналом 2500 руб. каждая, а 6 декабря совет директоров компании решил продать всю эмиссию страховой компании МАКС по номиналу. Таким образом, доля «Аэрофлота» в капитале «Москвы» снизилась с 74,5% до 15%. В число акционеров компании также входят Объединенный банк и банк «Ренессанс». Впрочем, МАКС – совсем не чужая «Москве» компания. Основатель МАКС – Михаил Зурабов, руководитель Пенсионного фонда России. А заместителем генерального директора «Аэрофлота» (и его «серым кардиналом») является его брат Александр Зурабов. К тому же еще весной на пост генерального директора «Москвы» вместо Наталии Панских, руководившей компанией много лет, был выдвинут заместитель руководителя МАКС Владимир Когтев. То есть союз двух компаний, получивших доступ к миллиарду долларов, почти оформлен официально.