Миллиард за «Подсолнухи»: семья экс-владельца картины Ван Гога требует ее возврата
Наследники немецкого банкира Пауля фон Мендельсон-Бартольди потребовали от японской компании Sompo Holdings Inc. вернуть полотно Ван Гога из серии «Подсолнухи» и выплатить более $1 млрд. Владелец был вынужден расстаться с полотном в 1934 году, спустя более 50 лет картину выкупила на аукционе Sompo. Компания утверждает, что приобрела полотно «справедливо», и не считает доводы наследников банкира состоятельными.
Фон Мендельсон-Бартольди отдал полотно парижскому арт-дилеру Полу Розенбергу в 1934-м, когда по всей Германии евреев лишали активов. В 1987 году картина появилась на лондонском аукционе Christie's и была продана за рекордные на тот момент $40 млн японской компании Yasuda Fire & Marine Insurance (старое название Sompo). Сейчас «Подсолнухи» выставляются в музее района Синдзюку в Токио. Гордость обладания полотном отразилась и в корпоративном имидже Sompo: одна из «дочек» компании называется Sompo Himawari Life Insurance Inc. (himawari в переводе означает «подсолнух»).
Пауль Роберт Эрнст фон Мендельсон-Бартольди, родственник композитора Феликса Мендельсона, родился в Берлине в 1875 году. Основанный его семьей в 1795-м банк Mendelsson and Co. был одним из крупнейших частных банков Германии. Фон Мендельсон-Бартольди был членом правления Берлинской фондовой биржи и владел впечатляющей коллекцией произведений искусства, в которую входили работы Пабло Пикассо, Клода Моне, Эдуарда Мане и Пьера Огюста Ренуара.
После прихода к власти нацистов в 1933 году гонения на евреев усилились, и им в том числе запретили иметь собственность в Германии. Названный прессой «врагом народа» и лишенный нацистами руководящих должностей фон Мендельсон-Бартольди был вынужден продать «Подсолнухи» в Берлине в 1934 году и бежать вместе семьей из города. При этом коллекционер успел перевезти многие из приобретенных работ за границу, чтобы уберечь их от изъятий нацистами.
Фон Мендельсон-Бартольди умер в столице Германии в мае следующего года от сердечного приступа. По данным журнала «Лехаим», приступ стал последствием нападения нацистского головореза. Банкиру было 59 лет.
Наследники фон Мендельсона-Бартольди подали 98-страничный иск в Федеральный суд США в штате Иллинойс. Они требуют вернуть им картину, выплатить $690 млн за «незаконное обогащение» и $750 млн в качестве компенсации убытков, пишет Bloomberg со ссылкой на судебные документы. Наследники в иске утверждают, что страховщик неправомерно получал выгоду с «Подсолнухов» много лет, «зная, что картина стала жертвой нацистской политики, и делая вид, что это не так».
Картина в последний раз покидала Японию в 2002 году. Тогда ее предоставили Чикагскому институту искусств на время выставки картин Ван Гога. Представитель Sompo в переписке с музеем опасался, что полотно может столкнуться с «проблемой конфискации» из-за ее прошлого, связанного с нацизмом. Копию электронного письма Sompo наследники приложили к иску. Они возмущены, что японская компания интегрировала картину в свой корпоративный стиль, хотя «давно знает, что “Подсолнухи” являются жертвой нацистской политики и что Мендельсон-Бартольди потерял картину в результате несправедливости нацистов».
Истцы утверждают, что коллекционер был вынужден продать полотно, чтобы профинансировать побег своей семьи из нацистской Германии. При этом фон Мендельсон-Бартольди «никогда не собирался продавать какие-либо свои картины, он был вынужден продать их только из-за угроз и экономического давления со стороны нацистского правительства», утверждают наследники. На их взгляд, Sompo была «безрассудно безразлична» к нацистскому прошлому картины и компания или ее предыдущий владелец «проигнорировали» провенанс картины.
В Sompo считают доводы наследников несостоятельными. Компания в заявлении отмечает, что «справедливо» купила картину на аукционе Christie's 35 лет назад, она выставлялась в Токио в течение 35 лет, «и нет никаких сомнений в законности ее собственности». Sompo собирается отстаивать свои права на полотно. Страховая компания также отрицает утверждения истцов, что она знала о причинах, по которым фон Мендельсон-Бартольди расстался с картиной.
Семейный принцип
Истцами выступили Юлиус Х. Шоупс, Бритт-Мари Энхернинг и Флоренс фон Кессельштат. Шоупс — внучатый племянник банкира, профессор, основатель и директор Центра европейских еврейских исследований имени Моисея Мендельсона. Энхернинг — внучатая племянница коллекционера, а фон Кессельштат — дочь жены банкира Эльзы.
Наследники банкира далеко не в первый раз пытаются вернуть принадлежавшие ему картины. До Sompo они требовали возмещения от Нью-Йоркского музея современного искусства, Музея Гуггенхейма и Национальной галереи искусств в Вашингтоне.
Так, семья фон Мендельсона-Бартольди смогла договориться с владельцами четырех работ Пикассо: «Женская голова», «Мальчик, ведущий лошадь», «Мулен де ла Галетт» и «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото». Национальная галерея согласилась передать наследникам право владения полотном Пикассо «Женская голова», «чтобы избежать тяжелых судебных разбирательств и отвлечения ресурсов от основной миссии галереи», пишет The Washington Post. Договоренности с музеями по другим трем работам мастера «Мальчик, ведущий лошадь», «Мулен де ла Галетт» и «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» не включали переход права собственности.