«Миллионер» при оптимистичном сценарии

05.06.202419:24

АВТОВАЗ стал основным ньюсмейкером «нулевого» дня ПМЭФ: компания представила новый автомобиль «Искра» и рассказала, когда перешагнет отметку в 1 млн произведенных за год машин под брендом Lada. Корреспонденты журнала «Компания»  побывали на брифинге президента АВТОВАЗа Максима Соколова и делятся подробностями. 

На пути к миллиону авто

Как рассказал на встрече с представителями СМИ Максим Соколов, к 2030 году объем производства на всех площадках АВТОВАЗа и партнеров — в том числе в странах ближнего зарубежья — приблизится к 1 млн машин в год. Таким образом автопроизводитель сможет достичь исторического рекорда. Кроме того, в соответствии с утвержденной на Совете директоров стратегией, предполагается запуск 12 новых моделей, в том числе рестайлинг существующих.

Отечественный производитель рассчитывает занять треть российского рынка, а это значит, как подчеркнул Максим Соколов, что общий прогноз по рынку в целом весьма оптимистичный. «Такую планку наш рынок брал, но достаточно давно», — отметил глава компании. При этом он подчеркнул, что увеличение производства потребует найма около 4 тысяч человек.

В этом году АВТОВАЗ рассчитывает произвести более 500 тысяч авто — предыдущий прогноз увеличен примерно на 5%. Пропорционально вырос и прогноз по продажам — до 500 тысяч машин.

На этот показатель критично влияет процентная ставка. «Большая часть наших продуктов продается на условиях кредитования. По некоторым моделям бренда Lada в среднем 70% машин реализуется в кредит, а по дорогостоящим моделям, таким как Vesta — 80-85%. Высокая ставка может негативно сказаться на спросе. И на темпах производства», — резюмировал Максим Соколов. 

При этом, как заметил глава АВТОВАЗа, в 2023 году производство по сравнению с 2022 годом выросло на 70%, а в 2024 году планируется нарастить объемы еще ровно на треть. «С запуском конвейера по производству Largus в Ижевске мы сможем достичь этой отметки. И рассчитываем, что общий объем проектов под управлением АВТОВАЗа в 2025 году будет существенно выше, чем наш план на 2024 год».

Модельный ряд

Топ-менеджер компании подтвердил намерение запустить в третьем квартале этого года конвейерное производство первого по настоящему высоко локализованного электромобиля E-Largus. Но позднее Максим Соколов сделал оговорку, что объем выпуска машин на электрической тяге будет зависеть от нацеленности государства на развитие этого сегмента. «Если сохранится политика нынешняя, то я вообще сомневаюсь, что этот проект полетит, потому что не будет спроса», — считает глава АВТОВАЗа.

В том же третьем квартале на конвейере в Тольятти должна быть запущена в серию Lada Aura.

«Искра» встанет на конвейер в начале 2025 года. Затраты на запуск этой модели составили 37 млрд рублей, в том числе 23 млрд рублей — за последние два года, с момента ухода основного акционера. Фактически, это подразумевает рестайлинг. По словам Максима Соколова, подобный объем инвестиций сравним с вложениями в разработку новых моделей у лидеров мирового автопрома.

В ближайшие три года планируется производить 70-100 тысяч «Искр» в год, но впоследствии цифры могут измениться, так как в 5-летней перспективе «Гранта» будет «выходить в тираж», уступая место новым моделям. 

Также поклонников российского бренда ждет «иная “Нива”». «Уже весной 2025 года  дадим более тяговитый мотор — 1,8 литра, модификацию Travel, а затем — Legend. В самом начале 2026 года планируем запуск в серийное производство кроссовера, впервые за 30 летний период в новой истории АВТОВАЗа, на платформе B+, ближе к С», — поделился планами глава автоконцерна.

На вопрос о возрождении XRay Максим Соколов ответил: «Умерла, так умерла».

Про экспорт

На экспортном направлении компания, по признанию топ-менеджера, испытывает не меньшее, а может даже и большее санкционное давление, чем на импортном.

«Тем не менее планомерно движемся вперед: рассчитываем, что уже в этом году подойдем к тем параметрам экспорта, которые были в предыдущий 5-летний период», — заявил Соколов. 

Экспортная стратегия к 2030 году — около 100 тыс авто в год в разные страны (при этом в 1979 году экспорт составлял порядка 300 тысяч авто). 

«Наши экспортные партнеры меняются. Раньше мы делали ставку на Казахстан и Узбекистан, но наши партнеры пока неохотно идут на восстановление общих проектов, хотя мы неоднократно на площадках высочайшего уровня подтверждаем наши планы и цели восстановить поставки по всему продуктовому ряду, включая “Весту”».
АВТОВАЗ ищет другие пути, но афишировать их не спешит: ведь как только запускаются проекты — тут же со стороны недружественных стран идут попытки удушить эти ростки. «Это уже не борьба, а война», — отмечает Соколов.