Мимо полосы
Государство оказалось не готово к буму в транспортной отрасли. По словам главы «Росимущества» Валерия Назарова, новый договор аренды аэродромного комплекса с оператором аэропорта компанией «Ист Лайн» может быть заключен только на конкурсной основе. Однако правила и положения о проведении подобных конкурсов находятся пока лишь в стадии разработки. Не существует также комиссии, которая смогла бы оценить имущество аэродромного комплекса Домодедово и установить соответствующий размер арендной платы. В результате перспективы проведения тендеров в большинстве российских аэропортов оказались под сомнением. Пока чиновники пытаются установить правила для рынка, игроки считают саму инициативу проведения конкурсов бессмысленными.
Напомним, что аэродромные комплексы (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, светосигнальные установки и т.д.) не могут быть приватизированы и сдаются в аренду управляющим компаниям. При этом сложившаяся практика заключения двусторонних договоров была признана порочной в ходе скандала вокруг условий аренды Домодедова. Чиновники посчитали, что ставка в 3 млн руб. в год за пользование аэродромом слишком низка. В результате договор, заключенный с «Ист Лайном» в 1998 году сроком на 75 лет, недавно был успешно оспорен «Росимуществом» в суде. Последовавшая попытка «Ист Лайна» заключить новое соглашение немедленно споткнулась об отсутствие конкурсных правил и квалифицированных оценщиков. По информации пресс-службы «Росимущества», по предыдущему контракту «Ист Лайн» оплатил аренду аэродрома до 2006 года, до подписания нового договора никаких дополнительных начислений произвести нельзя.
Участники рынка убеждены, что проведение конкурсов на управление аэродромным имуществом сейчас нецелесообразно. «Взлетно-посадочные полосы должны находиться в ведении управляющей аэропортом компании. Если конкурс выиграет не оператор, а другой игрок, то в условиях российских реалий это неизбежно приведет к конфликту. За ним последует разорение оператора аэропорта, который просто не сможет нормально работать, не имея в подчинении аэродромного комплекса. Разумнее было бы устраивать конкурс на управление всем аэропортом (если он находится в госсобственности), а выигравшая компания должна получать как здание аэровокзала, так и аэродром», – говорит председатель совета директоров группы МРП Роман Троценко.
Когда «Росимуществу» удастся создать правила проведения конкурсов и подобрать оценочную комиссию, чиновники столкнутся еще с одной проблемой. В большинстве аэропортов они вряд ли смогут найти хотя бы двух претендентов на управление аэродромами. «Пока аэропортовый бизнес стал привлекательным лишь в Москве, в других регионах этот сегмент либо только начинает свое становление, либо не выбрался из кризиса», – говорит глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Негосударственные компании-перевозчики появились в авиационном секторе уже в начале 1990-х годов, однако аэропортовая инфраструктура долгое время была убыточной и до конца десятилетия не интересовала инвесторов. Вместе с ростом экономики начала расти вся транспортная отрасль: по словам министра транспорта Игоря Левитина, в прошлом году объем грузоперевозок увеличился на 7%, а объем инвестиций – почти вдвое. Но поскольку законодательная база не предполагала функционирования авиационной инфраструктуры в рыночных условиях, чиновникам сейчас в режиме цейтнота приходится придумывать варианты решений проблем.