Мимо сетей

20.08.200100:00

Торговая сеть «Перекресток» на прошлой неделе чуть не произвела сенсацию: компания заявила, что будто бы нашла покупателя на свои акции. На поверку эта новость оказалась преждевременной. Конкурирующий с «Перекрестком» «Седьмой континент» занимается поиском инвесторов уже больше года. Шансы на привлечение крупных внешних инвестиций сейчас малы даже у лидеров отечественного розничного рынка.

Информация, поступившая из пресс-службы «Перекрестка», гласила, что компания якобы нашла стратегического инвестора – некий международный финансовый институт, готовый приобрести крупный пакет акций торгового дома. Подробности сделки представители сети готовы были обнародовать уже в сентябре. Однако буквально через пару дней последовало официальное заявление руководства «Перекрестка», что «в планах компании на этот год сделок с капиталом не предусмотрено». То ли перспектива сделки в одночасье стала туманной, то ли ее (перспективы) не было вообще. Когда «Перекресток» озаботился поиском инвесторов – неясно. Конкурирующая розничная сеть «Седьмой континент» объявила о том, что ищет стратегического партнера, в августе прошлого года. Председатель совета директоров «Седьмого континента» Владимир Груздев заявил тогда в эксклюзивном интервью «Ко», что акционеры согласны на выпуск дополнительных акций, причем готовы уступить иностранному инвестору контрольный, а российскому – блокирующий пакет. Как сейчас говорят топ-менеджеры компании, за прошедшее время они провели «достаточное количество» встреч и переговоров, однако процесс поисков пока далек от завершения. Перспектива появления в Москве западных торговых сетей (германской Metro, голландской Spar, французской Auchan) заставила отечественных ритейлеров максимально ускорить развитие бизнеса. Выигрывая по времени появления, участники рынка серьезно проигрывают иностранцам по объемам необходимых средств. Однако до сих пор, исключая стартовые инвестиции, московским сетям приходится довольствоваться лишь банковскими кредитами и собственными доходами.

Сети наготове

Последние год-полтора две столичные сети осваивали растущий рынок явно с мыслью о скором появлении денежного партнера. В прошлом году в Москве открылось по семь «Континентов» и «Перекрестков». Не менее масштабны планы конкурентов на 2001 год. По словам гендиректора «Перекрестка» Александра Косьяненко, до конца этого года планируется открыть еще шесть-семь супермаркетов и один гипермаркет. На эти цели компания собирается потратить порядка $20 млн. «Седьмой континент» тоже собирается строить гипермаркет – в Санкт-Петербурге; этот проект обойдется компании не менее чем в $10 млн. До конца года «Седьмой континент» откроет в Москве шесть новых гастрономов, а к марту 2002 года совместно с партнерами по пулу «Семь семерок» построит четыре торговых центра, в которых разместит свои магазины. На московскую программу компания выделила $40 млн. Но с каждым годом новые проекты обходятся ритейлерам все дороже. Во-первых, в Москве практически не осталось помещений и объектов, которые можно было бы переделать под супермаркеты. Поэтому сетям приходится строить магазины «на пустом месте», что дороже реконструкции минимум в 3 – 5 раз (недаром «Седьмой континент» решил войти в строительный пул). Во-вторых, для расширения компаниям приходится брать дорогие и краткосрочные кредиты – после кризиса банки не решаются серьезно финансировать сектор торговли. «Мы можем успешно развиваться и сами, – заявляет Владимир Карнаухов, генеральный директор компании «Столичные гастрономы», управляющей недвижимостью «Седьмого континента». – За счет доходов от новых магазинов у нас появится возможность в скором времени построить собственный распределительный центр. Но, учитывая появление западных сетей в Москве, мы предпочли бы развиваться еще быстрее. Это станет возможным лишь в том случае, если у «Седьмого континента» появится стратегический инвестор. Тогда мы сможем увеличить темпы роста компании в три раза». «Перекресток» предпочитает не комментировать свои инвестиционные планы вообще.

Кому это нужно

Кроме кредитования, как известно, есть только один способ найти деньги на развитие: продать свои акции. Например, разместив их на фондовом рынке. Но, как считают эксперты, акции столичных торговых сетей сейчас вряд ли заинтересуют портфельных инвесторов, рассчитывающих на скорый результат. «У портфельных инвесторов есть альтернатива, и пока конъюнктура складывается не в пользу ритейла, – считает Александр Корчагин, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Проспект». – На Западе с подобной проблемой уже столкнулся Wal-Mart и другие крупные сети. У нас аналогичные вопросы пытаются решить крупнейшие в стране торговые предприятия ГУМ и ЦУМ, акции которых неликвидны». Для московских ритейлеров идеальное решение финансовых проблем – найти стратегического партнера, способного не только выкупить акции, но и заняться инвестициями в конкретные проекты. Среди наиболее вероятных претендентов на эту роль проще представить западных ритейлеров, которые могут быть заинтересованы в готовой стартовой площадке. Однако, по мнению Александра Корчагина из «Проспекта», даже те розничные компании, которые уже приняли решение работать в России, пока только осторожно прощупывают почву. «Для них строительство нескольких магазинов в одном российском городе вряд ли может быть проблемой для бюджета», – говорит он. По словам Владимира Карнаухова, представители «Седьмого континента» проводили переговоры с несколькими иностранными розничными компаниями. «Западные сети, выходящие на рынок сейчас, имеют достаточно собственных средств и готовы рискнуть ими, чтобы открывать магазины исключительно под собственной торговой маркой, – говорит он. – Думаю, поэтому наши переговоры, например, с Auchan, не были успешными».

Мало огня

Объективных причин, по которым инвесторы не торопятся стать держателями акций столичных сетей, более чем достаточно. Это и не позволяющая расслабиться экономическая ситуация, и низкие доходы населения (покупательная способность россиян немногим более 30% от среднего уровня по Европе), и малообещающие масштабы бизнеса. Сейчас в Москве на долю супермаркетов приходится не более 10% всего розничного товарооборота. Для иностранцев существуют и другие отрицательные моменты, по сравнению с которыми меркнут все преимущества вроде выгодно расположенных торговых помещений, отлаженной схемы дистрибуции и уникального опыта работы персонала в местных условиях. Например, непрозрачность отечественных торговых компаний. Или некоторые особенности управления, присущие россиянам. «Минусом «Перекрестка» является громадная задолженность перед Европейским банком реконструкции и развития, из-за которой компания ограничена в своих движениях, – говорит Олег Войцеховский, руководитель российских программ Европейского торгового института. – Плюсами «Перекрестка» остаются унификация, налаженная схема дистрибуции, четкое следование формату, абсолютное разделение между центром и филиалами. По этим признакам «Перекресток» наиболее близок к западным розничным структурам. А «Седьмой континент», по сути дела, большое количество торговых предприятий, принадлежащих одному владельцу. Получение магазинов в собственность, взаимоотношения с владельцами и персоналом устанавливались по-разному, в результате во взаимоотношениях «центра» с каждым конкретным магазином появилась своя специфика. По уровню унификации «Седьмой континент» находится дальше от западных стандартов». Трудно сказать, как долго московским сетям придется рассчитывать только на собственные силы. В июле этого года «Седьмой континент» все же провел допэмиссию акций, которые полностью выкупили сами акционеры компании. Не исключено, что в дальнейшем эти акции начнут продаваться на сторону. По словам Владимира Карнаухова, в планах «Седьмого континента» – выход на российский фондовый рынок. «Наши акции могут быть оценены в пять-семь раз выше номинала», – говорит он. Что касается «Перекрестка», то у компании в принципе уже есть один стратегический партнер – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который исправно кредитует торговую сеть с момента создания и владеет небольшим пакетом ее акций. Вполне вероятно, что часть своих акций «Перекресток» собирался передать ЕБРР в обмен на списание упомянутого долга. Чем и можно объяснить противоречивые заявления со стороны руководства сети – на инвестиционную сделку это никак не тянет.

СПРАВКА «Перекресток» Компания основана в 1996 году. В Москве 32 магазина. Годовой оборот в 2000 году составил $156 млн. Прогноз компании на 2001 год – $220 млн. «Седьмой континент» Компания основана в 1994 году. В Москве 15 магазинов. Годовой оборот в прошлом году составил $130 млн. Прогноз на 2001 год – $220 млн.