Минэкономики переведет россиян на электрокары
В этом году, подхватив общемировой тренд, российское правительство взяло курс на развитие электротранспорта. Согласно утвержденной летом концепции, к 2030 году электрокары будут занимать не менее десятой доли в общем объеме производства транспорта в стране. Хотя масштабного выпуска своих электрокаров в России пока нет, льготный ввоз иностранных авто допускать больше не планируется, рассказали журналу «Компания» в пресс-службе Минэкономразвития. При этом зарубежные игроки уже задумываются о строительстве заводов на территории страны.
Планы по распространению электрокаров в России описаны в концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта. Минэкономразвития разработало ее вместе с Минпромторгом, документ рассчитан до 2030 года. Концепцию предлагается воплотить в жизнь в два этапа, первый завершится в 2024 году. К этому времени в России создадут базу для массового производства электрокаров и должны будут выпустить свыше 25 тысяч электрокаров различного класса: от легковых и автобусов до больших тягачей.
Второй этап завершится в 2030 году. К этому времени выпуск электромобилей должен достичь 10% от общего объема производства транспорта в России, сообщили «Компании» в Минэкономразвития. Также будет развиваться инфраструктура ― через девять лет в эксплуатацию должны ввести не менее 72 тысяч зарядных станций, 28 тысяч из которых станут «быстрыми» (мощностью в 150 кВт).
Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд рублей до 2030 года. Из них внебюджетные средства составят порядка 499 млрд рублей. При этом деньги будут выделяться и из Фонда национального благосостояния (ФНБ), заявил в ходе брифинга замглавы Минэкономразвития Илья Торосов.
«Предусмотрены льготные средства ФНБ на развитие на территории Российской Федерации “вытягивающих” технологий в сфере производства электромобилей. На указанные цели из средств ФНБ предусмотрено 38 млрд рублей», ― сообщил замминистра.
Обкатка в регионах
Первыми эффект от «электромобилизации» почувствуют жители Ленинградской и Московской областей. В них концепцию будут реализовывать в первую очередь. При этом до Москвы и Санкт-Петербурга этот проект дойдет позже, заявил Торосов.
В пресс-службе ведомства «Компании» пояснили, что пилотные регионы выбирались по нескольким критериям. Прежде всего было решено, что они должны находиться рядом с самыми загруженными автомагистралями федерального значения ― М-12 и М-4 «Дон». Таким образом, в списке оказались:
Тульская, Воронежская, Липецкая, Ростовская, Нижегородская, Владимирская области;
Татарстан;
Чувашия;
Краснодарский и Ставропольский края.
Регионы Минэкономразвития выбирало совместно с Минпромторгом, Минтрансом и Минэнерго. Также в выборе участвовали автопроизводители и сетевые компании. Игроки рынка обозначили приоритетные регионы для реализации программ по развитию инфраструктурных проектов. В их числе оказались Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленобласть.
Свои электрокары в РФ пока массово не производят. В марте глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что серийное производство первого российского электромобиля планируют запустить до конца 2021 года. Речь идет об электрокаре Zetta, который будут выпускать на заводе в Тольятти. К 2023 году производитель рассчитывает выйти на продажи в 10–15 тысяч электромобилей в год.
Свои электрокары разрабатывал и АвтоВАЗ. В 2011 году он показал россиянам Ellada ― первый отечественный электромобиль, поступивший в свободную продажу (однако только юрлицам и с ограничениями прав на перепродажу). Через несколько лет компания показала прототип электрического седана Lada Vesta EV, который не стали производить даже мелкосерийно.
В конце прошлого года о завершении разработки электрокара заявила компания Monarch. Это будет авто премиального сегмента, в рамках проекта Monarch выпустить не более 30 машин. Также свои экспериментальные электрокары показывали концерн «Калашников» и КамАЗ.
Один из самых известных российских проектов в сфере электротранспорта ― «Ё-мобиль» ― закрыли после выпуска трех электрокаров. Один из них находится у лидера ЛДПР Владимира Жириновского, а второй ― у миллиардера Михаила Прохорова.
Свои не против чужих
Для поддержки производства и стимулирования спроса электромобили решили включить в программы льготного кредитования и лизинга. Так, покупателям локализованных электрокаров будут предоставлять скидку в размере 25%. При этом автомобиль должен стоить не больше 2,5 миллиона рублей, а максимальный размер скидки составит 625 тысяч. В льготном лизинге будет компенсироваться около 30% стоимости машины.
Производителям также предложат специальные инвестиционные контракты (СПИК) по производству электрокаров в России. В рамках контракта компании получат меры поддержки в обмен на инвестиции в производство и технологии. «Первый СПИК мы планируем заключить в феврале 2022 года. Что за компания ― сказать пока не могу», ― отметил замминистра.
По словам Торосова, о желании заключить СПИК уже сообщили в КамАЗе и калининградском «Автоторе». При этом интерес к производству электрокаров в России проявляют и иностранные игроки (например, Volkswagen и Renault). «У нас нет никаких ограничений по работе с отечественными или зарубежными производителями. Мы как раз и предполагаем, что часть субсидий пойдет в рамках СПИКов, которые будут заключать иностранные производители на строительство заводов комплектующих на территории России», ― сказал замминистра.
В то же время Минэкономразвития не поддерживает продление нулевой пошлины на импорт электромобилей из-за рубежа в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ее ввели весной 2020 года, действие пошлины завершится 31 декабря 2021-го. В Минэкономразвития напомнили, что сейчас в России идет активная работа по выводу на рынок отечественных авто с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающих на альтернативных источниках энергии.
«Продление нулевой пошлины может замедлить темпы развития проектов по созданию автомобилей с электрическим двигателем и создаст преференциальные условия для сбыта в России электромобилей иностранного производства», ― заявили журналу в пресс-службе министерства.
Кроме того, в Минэкономразвития считают, что обнуление пошлины на все виды электрокаров создаст дополнительное ненужное давление на инвесторов, которые имеют планы по развитию внутреннего производства как электромобилей, так и ключевых компонентов (в первую очередь тяговых аккумуляторных батарей, ячеек и силовой электроники).
Нулевая пошлина на ввоз электрокаров действовала в России и странах ЕАЭС с сентября 2016-го по сентябрь 2017 года. Затем ее заменили на общие ставки для легковых машин, а потом вновь вернули в мае 2020 года. За счет этой меры в прошлом году продажи электромобилей в России существенно выросли. По данным «Автостата», в страну ввезли 5274 подержанные и 687 новых электрокаров, что на 60% и 95% выше показателей 2019 года.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) предлагала продлить беспошлинный ввоз электрокаров в Россию. Эксперты заявили, что это положительно повлияет на развитие сегмента в стране.
«Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», ― заявлял председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Электричество или водород?
В концепции правительства речь идет не только об электрическом, но и о водородном транспорте. К 2030 году в России должно появиться не менее тысячи водородных заправок. Создание такой сети обойдется в 126 млрд рублей, а еще свыше 38 млрд направят на строительство завода водородных топливных элементов.
Свой водородный транспорт в России уже есть. В этом году КамАЗ представил водородный автобус, который начнут обкатывать в 2022 году. Испытания такого транспорта должны завершиться к 2023 году, после чего КамАЗ планирует запустить серийное производство экотранспорта (при наличии должной инфраструктуры).
Опрошенные «Компанией» эксперты ранее заявляли, что водородный транспорт к 2030 году может оказаться востребованнее электрического. Дело в том, что такой транспорт работает не на батарее, а на генераторе, который производит энергию из водорода в баке и кислорода в атмосфере. Заправить такой транспорт, в отличие от электрокара, можно будет за пять минут. Кроме того, водород ― экологически чистое топливо.
В Минэкономразвития отметили, что технология на литий-ионных батареях развита сильнее. Сейчас в мире выпущено не более 30 тысяч авто на водороде, в то время как электрокаров ― свыше 7 миллионов.
«На наш взгляд, в условиях городской агломерации с уже имеющейся сетевой инфраструктурой развитие легкового и легкого коммерческого электротранспорта на батареях кажется приоритетнее. При этом топливные элементы на водороде будут более востребованы в магистральном грузовом транспорте, судах и авиации, где требуется покрытие значительных расстояний и большой запас по грузоподъемности. Кроме того, у водорода большой экспортный потенциал», ― отметили в министерстве.
Что касается электротранспорта, то на его развитие повлияют сравнительно низкие тарифы на электроэнергию и наличие в энергосистеме уже построенных профицитных мощностей. В Минэкономразвития отмечают, что развитие электрокаров положительно скажется на сфере электроэнергетики в целом.
При этом выпуск 25 тысяч своих электрокаров к 2024 году в министерстве предельным не считают ― такого показателя рассчитывают достичь даже на фоне глобального дефицита чипов.
«Данные риски учитывали в первую очередь не мы, а отечественные автопроизводители. В этой связи ими были озвучены достаточно консервативные данные по плану производства до 2024 года. Поэтому цифра в 25 тысяч отечественных электромобилей накопленным итогом ― это тот минимум, который будет достигнут с учетом текущей ситуации по компонентам», ― заключили в министерстве.