Минфин объявляет пятилетку IPO: госкомпаниям приготовиться к выходу на биржу

20.08.202413:27

У Минфина есть план, как довести капитализацию фондового рынка до 66% от ВВП в течение пяти лет — именно такой ориентир обозначен в майском указе президента. Еще один целевой показатель — 40% объема долгосрочных сбережений граждан должны приходиться на ценные бумаги российского бизнеса. Есть ли в стране компании, которые могут в ближайшее время стать публичными, и главное, готовы ли россияне инвестировать в акции — в материале журнала «Компания». 

По 20 IPO в год планирует проводить Минфин в ближайшие пять лет. Его цель довести совокупную капитализацию бизнеса при первичном размещении до 4,5 трлн рублей. Эта сумма учитывает не только стоимость акций в свободном обращении, но полную оценку компаний, вышедших на биржу. Такие данные приводят «Ведомости».

Эксперты, опрошенные «Компанией», полагают, что прогноз достаточно оптимистичный, но альтернативных сценариев просто нет.

«Выход на биржу 20 компаний в год — это довольно оптимистичный прогноз с учетом того, что суммарно за 2023 и 2024 годы было чуть меньше 20 первичных размещений», — подчеркивает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Сергей Бдоян. Он полагает, что прямо сейчас нет такого количества крупных частных компаний, чтобы обеспечить планируемый рост IPO за следующие годы. В таком случае нужно будет существенно занижать планку по размеру размещения и общего качества эмитента, что одновременно будет повышать риски для участия как институциональных, так и розничных инвесторов. 

Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын подчеркивает, что поручение уже отдано, поэтому участники процесса не спорят о том, реалистичен ли сценарий, а думают о том, как и кто будет его воплощать. При этом эксперт считает, что заявленное количество новых IPO не так уж велико, поэтому вряд ли можно рассчитывать на возникновение небольших специализированных банков-андеррайтеров, как в США: такой рынок IPO их не прокормит. 

«В силу колоссальной предполагаемой капитализации новых эмитентов — 4,5 трлн. руб. (на всех, но в год), очевидно, что их размещением будут заниматься крупнейшие банки и брокеры», — говорит Леонид Делицын.

Однако процесс выхода на биржу не будет линейным: не следует ожидать, что IPO будут носить характер планомерного, просчитанного процесса. «Вполне возможно, что года два или три их не будет вовсе, за это время снизятся ставки по депозитам, упадёт спрос на загородное жилье, вырастут зарплаты в промышленности, у новых поколений инвесторов накопятся сбережения. Внезапно пройдут два-три сверхуспешных IPO, всколыхнется волна новых блогеров, убеждающих голосом и массажем при помощи носимой электроники, и все двадцать IPO состоятся с оглушительным успехом в течение полугода», — уверен Леонид Делицын.

По его оценке, деньги с помощью биржевого размещения будут привлекать крупные компании, часто с государственным участием. Можно предположить, что это будут компании промышленного сектора, строительные, транспортные, разработчики высоких технологий.

В УК «Альфа-Капитал» ожидают, что некоторые уже публичные компании будут продолжать монетизировать свои дочерние предприятия, выводя их на биржу, как это уже сделали в текущем году МТС и АФК «Система».

Розничный инвестор уже пристрастился к игре на фондовом рынке, полагают аналитики. Россияне с большой охотой участвует в размещениях, однако стоит отметить, что примерно половина IPO 2024 года выходила с довольно высокими мультипликаторами из-за чего их последующая доходность оказывалась ниже рынка. 

По мнению основателя telegram-канала Angry Bonds Дмитрия Адамидова, нынешние рекорды IPO вновь раскрывают родовые травмы отечественного фондового рынка: компанейщину и каргокульт.

Он подчеркивает, что нынешняя IPO-тизация, как и приватизация 90‑х, — не экономическое, а политическое решение, о чем и свидетельствует «план по IPO», спускаемый сверху. Да, он более щадящий, чем прошлый эксперимент, но странностей в процессе не меньше. 

По мнению Дмитрия Адамидова, если бы компания-дебютант вроде «Хендерсона» или калужского ликеро-водочного завода «Кристалл» вышла на фондовый рынок с облигациями, скорее всего их не разрешили бы купить неквалифицированным инвесторам. А акции — пожалуйста, хотя, по идее, это более рискованный инструмент. А все потому, что надо выполнять план по IPO.

Проявление же карго-культа заключается в готовности физлиц переплачивать за компании технологического сектора и банки — и в сдержанном интересе к ценным бумагам реального сектора. 

Для компаний же существование плана по IPO на национальном уровне становится редким шансом. Дмитрий Адамидов сравнивает его с формированием сборной РФ по керлингу: когда ее только создавали, то игроков было очень мало и в команду брали всех, у кого просто были швабра и камень.