«Мини-дефолт» Сбербанка

08.12.199800:00

Недавно некоторые наши сограждане, именуемые частными вкладчиками, получили возможность почувствовать себя «нерезидентами». Буквально через две недели после злополучного 15 ноября (когда истек срок моратория, наложенный на выплаты иностранным банкам) настало время выплат по вкладам, переведенным из Инкомбанка, МЕНАТЕПа, Мосбизнесбанка, Мост-банка, Промстройбанка и СБС-Агро. Напомним, что еще прежнее руководство Банка России в конце августа решило отправить упомянутые финансовые институты на трехмесячные каникулы. Иными словами, операции по обслуживанию частных вкладов в этих банках были приостановлены. А их вкладчикам было рекомендовано перевести свои депозиты в Сбербанк. Причем валютные вклады конвертировались в рублевые по действовавшему на тот момент курсу (что-то около 9 руб./долл.).

Последнее обстоятельство, надо сказать, особо возмутило вкладчиков. И немудрено. Не нужно было обладать сверхчутьем, чтобы предсказать, что станет за три месяца с отконвертированными таким образом сбережениями. Как показали дальнейшие события, те «валютные» вкладчики, которые пошли на предложение ЦБ, потеряли половину своих денег.

Конечно, у них была альтернатива – отказаться от перевода средств в Сбербанк. Но ЦБ – по крайней мере в августе – не ручался за дальнейшую платежеспособность отправляемых на каникулы финансовых институтов. Тем самым вкладчикам предлагалось выбирать между плохим и очень плохим. Терять либо часть сбережений, либо все. К тому же имели место отнюдь не безосновательные опасения, что Сбербанк начнет выплаты вовремя.

И, как это ни прискорбно, нельзя сказать, что опасения эти не оправдались. По крайней мере по вкладам двух наиболее критичных (и с точки зрения финансового положения, и с точки зрения объема привлеченных средств населения) банков – Инкомбанка и СБС-Агро – Сбербанк выплаты еще не начал.

Задержка объясняется тем, что в СБС-Агро счета вкладчиков были привязаны к карточкам и это осложнило процесс перевода. А Инкомбанк, дескать, не выполнил некоторых условий соглашения. К тому же «Инком», как известно, лишен лицензии. Поэтому окончательное решение о передаче его обязательств предполагается рассмотреть специально на совете директоров ЦБ.

Отговорки, надо сказать, весьма туманные. Ведь про «карточную» специфику работы СБС-Агро было известно давно. Эту специфику можно было предусмотреть, занося банк в «каникулярный» список. Равно как предусмотреть и то, что некоторые из упомянутой «шестерки» (к которой, кстати, в ноябре присоединились еще «Российский кредит» и Кузбасспромбанк) за время «каникул» могут прекратить свое существование. Эта участь в результате и постигла «Инком».

Скорее всего, в распоряжении у Сбербанка просто нет таких средств, чтобы единовременно осуществить необходимые выплаты вкладчикам Инкомбанка и СБС-Агро. Ведь эта сумма, по самым скромным подсчетам, достигает 10 млрд руб. И едва ли она покрывается отчислениями этих банков в ФОР, которые ЦБ вроде бы должен был передать Сбербанку.

Поэтому неизвестно, на что рассчитывали инициаторы «каникулярной» акции, обрекая Сбербанк на такие расходы. Не исключено, что на помощь международных финансовых организаций.

Однако «лишних» денег Сбербанк ниоткуда не получил (по крайней мере официально). Наоборот, ему еще пришлось возвращать синдицированный кредит на $225 млн.

Кстати, в связи с произошедшим «мини-дефолтом» со вкладчиками у Виктора Геращенко появилась прекрасная возможность поставить вопрос о профпригодности президента Сбербанка Андрея Казьмина. (Мол, не проявил должной оперативности и т.п.) И, воспользовавшись случаем, провести перестановки в крупнейшем банке страны.