Мини-маркеты вместо киосков

10.09.200100:00

Группа компаний «Логос» создает первую в России сеть мини-маркетов по продаже печатной продукции. Инвестиции в новый проект составят $2 млн.

В Москве появилась новая сеть мини-маркетов по продаже прессы. Специализированные магазины самообслуживания работают под брэндом «Хорошие новости» («ХН») с необычным даже для столицы России форматом. Кроме газет и журналов здесь будут продаваться книги, канцелярские товары, сигареты, напитки и другие товары массового спроса. В отличие от уже существующих киосков печати ассортимент новых мини-маркетов гораздо шире: 500 наименований прессы, 2 тыс. наименований книг, 3 тыс. – сопутствующих товаров. Создатель новой розничной сети компания «Пресс-хаус» – дочерняя структура одного из крупнейших распространителей печатной продукции в России группы «Логос». Руководители «Пресс-хаус» предполагают открытие мини-маркетов трех типов – в жилых районах, транспортных узлах, а также в учреждениях – например, в офисных центрах, вузах, на стадионах. Первые магазины «Хорошие новости» появились в начале этого года. За это время было открыто семь магазинов, из которых четыре расположены в реконструированном аэропорту «Домодедово», два в районе Митино и в здании Главпочтамта на Мясницкой. На маркетинговые исследования и подготовку к запуску первых мини-маркетов ушел год и $500 тыс. Руководители «Пресс-хаус» планируют открыть до конца 2001 года еще 15 торговых точек, а затем увеличивать их число на 20 – 30 в год. В результате, если программа будет осуществлена, к концу 2003 года в Москве число точек должно достичь 70. Общая сумма инвестиций в проект составит $2 млн. Идея открытия специальных мини-маркетов по продаже печатной продукции не нова. В Европе давно работают аналогичные сети – французская Relay, германская DB Service Store, финская R. Гендиректора компании «Пресс-хаус» Романа Мельникова сходство его сети с иностранными аналогами не смущает. «Главное – прийти на рынок первым и с качественным продуктом, – считает глава «Пресс-хаус», – а велосипед выдумывать не надо».

Мы садимся на разные ветки... Новый проект стал качественно новым шагом в борьбе за московский розничный рынок печатной продукции, где крупнейшим конкурентом группы «Логос» является компания «Паблик-пресс» (бывшая «Метропресс»). Основные продажи розничной сети «Паблик-пресс» изначально приходились на московскую «подземку», где и сейчас она остается безусловным лидером. В компании также делают ставку на развитие в регионах и сотрудничество с супермаркетами, где позиции «Паблик-пресс», впрочем, слабее, чем у предприятий группы. «Логос» тоже собирается «спускаться» в московское метро, но для компании это направление не стало приоритетным. Сбытовая сеть московских розничных предприятий группы «Логос» сегодня насчитывает более 200 газетных киосков «Центропечать» и несколько сотен торговых точек «Центра дистрибьюции прессы» в супер- и гипермаркетах «Рамстор», «Седьмой континент», «Перекресток» и других. Чем ответит на действия «Логоса» ее прямой конкурент – пока неизвестно. В момент подготовки этого материала руководители «Паблик-пресс» были недоступны для комментариев. Скепсис некоторых операторов рынка вызывает появление «ХН» в спальных районах Москвы. Они считают, что необходимости в широком ассортименте печатной продукции там просто нет. Однако в «Пресс-хаус» рассчитывают на коммерческий успех этого направления. «Оказалось, что в спальных районах практически нет книжных магазинов, – рассказывает гендиректор компании «Пресс-хаус» Роман Мельников, – мы планируем сделать наши магазины семейными». Доли продаж книг в товарообороте мини-маркетов составляет около 20%. При этом примерно по 40% приходится на печатную прессу и сопутствующие товары. По словам Романа Мельникова, цены в мини-маркетах «ХН» в жилых районах будут на 20 – 30% ниже, чем в аналогичных магазинах. Кроме того, руководители «Пресс-хаус» собираются ввести там систему дисконтных карт. «С точки зрения потребителя, это дополнительный сервис, удобство и еще большая свобода выбора, – говорит директор по газетам и Интернету издательского дома Independent Media Михаил Дубик. – Для издателей это меньший риск при запуске новых проектов». Помимо этого все действующие на сегодня мини-маркеты «ХН» связаны общей информационной сетью, которая позволяет отслеживать товарооборот в каждом из них и соответственно изучать спрос и предложение.

«Хороших новостей» должно быть много Сейчас только через один мини-маркет «ХН» в Митине проходят около тысячи человек в день. Оборот этой точки невелик – порядка $30 тыс. ежемесячно. Оборот в мини-маркетах, расположенных на транспортных развязках, в перспективе должен быть не меньше, считает Роман Мельников. «Проблема транспортных магазинов заключается в гораздо более высокой конкуренции и затратах, что осложняет окупаемость», – говорит гендиректор «Пресс-хаус». Своим ноу-хау в «Пресс-хаус» считают двойное (вертикальное и горизонтальное) освещение выставленной продукции в мини-маркетах. Руководители компании полагают, что профессионально организованный свет способствует привлечению покупателей. Торговые площади каждого магазина, по мнению менеджмента компании, не должны превышать 80 кв. м. В транспортных узлах мини-маркеты будут работать круглосуточно, а в спальных районах – с 6 утра до 10 вечера. Менеджмент группы «Логос» считает, что в новом направлении бизнеса они оставили конкурентов далеко позади. «Я просто не вижу тех, кто мог бы с нами конкурировать, – говорит гендиректор группы «Логос» Денис Чуйко. – Создание развернутой сети под силу только крупным и стабильным компаниям, каких в России немного, да и фактор времени на нашей стороне». Формат специализированных мини-маркетов давно и успешно работает не только на Западе, но и в Восточной и Центральной Европе. Россия вряд ли станет исключением. Сегодня расширение ассортимента печатной продукции сдерживается в том числе и ограниченностью торгового пространства в рознице. «Есть базовые предпосылки для успеха этого проекта: как со стороны спроса, так и со стороны предложения, – считает Михаил Дубик. – Остается только грамотно управлять этим проектом». «Идея очень хорошая, – считает гендиректор компании «Проф-медиа» Вадим Горяинов, – но я не думаю, что от появления новой розничной сети автоматически вырастут тиражи и продажи наших изданий. Многое будет зависеть от количества этих мини-маркетов». Глава «Пресс-хаус» рассчитывает, что через пять лет при благоприятных экономических условиях число мини-маркетов компании может достигнуть 500 по России (из них 200 в Москве). По расчетам руководства компании, рентабельность такого магазина после построения сети составляет два-три года. В рамках взаимодействия с издателями менеджмент «Пресс-хаус» собирается устраивать промоушн-акции по продвижению прессы и книг в местах продаж.