«Министр финансов активно кивает головой»
Именно так в официальной стенограмме выступления президента Дмитрия Медведева на Петербургском международном экономическом форуме была отражена реакция министра финансов Алексея Кудрина на ту часть речи, где глава государства говорил о том, что мы должны жить по средствам, сберегая хотя бы часть доходов от сверхвысоких цен на нефть, а избыточное текущее использование таких шальных денег является очень рискованной политикой.
Правильные, очень правильные слова. Только вот сегодня государство уже имеет завышенные социальные обязательства, в результате чего то самое избыточное текущее использование шальных денег становится практически неизбежным. Ну а как иначе, когда еще и выборы 2011–2012 гг. приближаются. Это означает, что в случае повышения вероятности нового мирового экономического кризиса, а уж тем более начала этого кризиса, Россия окажется в гораздо худшем положении, чем другие страны.
Вот тут-то и вспомнится хвастовство наших властей о том, что никто в кризис не поднимал, к примеру, пенсии, а мы сделали это, да еще и в беспрецедентном масштабе.
Но, может быть, пронесет? Может быть, ничего такого и не будет? Правда, Нуриэль Рубини некстати тут говорит о надвигающемся «идеальном шторме» для мировой экономики. И пусть он говорит пока лишь о 30-процентной вероятности такого шторма, но все равно как-то тревожно. Алексей Кудрин одновременно не добавляет оптимизма, заявляя о том, что своими решениями о расходах наше правительство снизило конкурентоспособность российской экономики.
Кризис на самом деле никуда и не уходил. Если оценивать
с точки зрения того, ликвидированы ли были главные причины, фундаментальные основы для кризиса, то следует признать: все это сохранилось. Глобальная спекулятивная перегретость основных рынков активов, что было и накануне того (этого?) кризиса, сохраняется и сегодня. Да, пока, возможно, не в таком вызывающем виде, как это было в 2007–2008 гг. Но это уже есть.
Однако для кризиса, как известно, недостаточно только фундаментальных основ. Нужен еще и катализатор, дополнительные стимулы. В том кризисе катализатором послужил ипотечный кризис в США.
Сегодня есть другое: все обостряющиеся долговые проблемы некоторых стран еврозоны и бьющий рекорды верхний уровень госдолга в США – это только главное из того, что может вновь развернуть ситуацию к полномасштабному кризису. В России же мы умудрились (другого слова не нахожу) сформировать еще и собственные трудности, которые могут стать по-настоящему критическими.
Так что, если полномасштабная вторая волна экономического кризиса, вероятность которой мне представляется не менее чем 50%, будет, России придется очень непросто. А что же вы хотели? Так не бывает, чтобы фундаментальные основы кризиса сохранились, катализаторов стало больше, загнали себя в ловушку, взяв завышенные социальные обязательства, а все было бы тихо и спокойно? Нет, если пронесет, порадуемся, скажем: «Чудеса, да и только».
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Еще по теме
Проблема привлечения внешнего финансирования стала основной для российских компаний в последние несколько лет. Бизнес сталкивается с этим как в банковском секторе, так и при проведении размещения акций на фондовом рынке. После 2007 года активность финансовых рынков упала. В чем же дело?
Накануне питерского экономического форума РБК собрал на Крите ведущих представителей бизнеса, которые попытались подвести итоги очередного делового сезона. Выводы оказались неутешительны – хотя кризисные явления постепенно идут на спад, явного улучшения ситуации в экономике не наблюдается.
Компания G Data выяснила, что знания интернет-пользователей в сфере кибербезопасности во многом недостаточны и к тому же устарели.
В последние десятилетия планирование рекламных бюджетов проходило в основном по одной схеме: определение целей – разработка стратегий – создание креатива – подготовка медиаплана – размещение в СМИ. В результате мы получали довольно неопределенные для реальных продаж показатели – такие, как охват, частота, GRP, осведомленность, восприятие бренда и т.п.