Top.Mail.Ru
архив

Минюст изобразил медведя

В споре между сторонниками «справедливой» и «приемлемой» цены «Юганскнефтегаза» – главного добывающего актива компании ЮКОС – кажется, поставлена точка. После объявления результатов оценки, произведенной инвестбанком DresdnerKleinwortWasserstein (банкиры оценили весь бизнес «Юганскнефтегаза» в $14,7 – 17,3 млрд), появились сообщения, что 76,8% акций «Юганска» будут реализованы с аукциона за… $4 млрд. Объяснение столь впечатляющего дисконта – «высокий риск для потенциальных покупателей», при этом справедливости ради надо заметить, что оценщик предполагал применение 60-процентной скидки только к миноритарному, не дающему полного контроля над предприятием, пакету.

В данном же случае планируется реализовать пакет контрольный. Вообще, создается впечатление, что Министерство юстиции (выступающее инициатором продажи для удовлетворения требований государства) просто выдернуло из отчета оценщика фразу о 60-процентном дисконте, пытаясь подогнать объективную в целом оценку компании к требованиям текущего момента. До недавнего времени предполагалось, что снизить цену «Юганска» до приемлемой для потенциального покупателя величины призвано Министерство природных ресурсов, которое в решающий момент отзовет у «Юганскнефтегаза» часть лицензий на пользование недрами. Однако Минприроды так и не решилось инициировать процесс отзыва лицензий, ограничившись предупреждением об отдельных нарушениях лицензионных условий, и инициатива «медвежьей» игры на понижение перешла к Минюсту.

Пока неясно, примет ли участие в аукционе, который должен состояться до конца ноября, «Газпром» или аффилированная с ним структура, как считают практически все отраслевые аналитики. «Старт» в $4 млрд посилен не только для «Газпрома», но и, например, для «Сургутнефтегаза», располагающего сравнимым с этой ценой объемом финансовых резервов. Кроме того, на наш взгляд, по-прежнему нельзя исключать появления на аукционе «темной лошадки», которая призвана взять на себя все репутационные риски подобной покупки в обмен на ту финансовую компенсацию, которую она сможет получить после перепродажи «Юганска» конечному покупателю.

В конце концов, «против лома нет приема», и если будет признано целесообразным продать «Юганскнефтегаз» по еще более низкой цене, то мнение оценщика можно и вовсе проигнорировать, поскольку продавец (служба судебных приставов Минюста) совершенно не обязан придерживаться каких бы то ни было рекомендаций на этот счет.

Непонятно также, о каком «высоком риске для потенциального покупателя» идет речь. То ли это признание сомнительности оснований для продажи «Юганскнефтегаза», которое разделяют даже некоторые представители госаппарата, то ли в высшей степени неуклюжая попытка объяснения столь впечатляющей уценки актива. Впрочем, как известно из русского фольклора, медведь – существо неуклюжее, а уж если медведя играет Минюст… Ассоциативный ряд продолжайте сами.

 

Еще по теме