Минздрав предупреждает

25.03.200200:00

Из медицинских кругов пришли две новости – плохая и хорошая. Плохая новость такова: всплеск аллергических заболеваний в этом году начался на два месяца раньше обычного. А хорошая состоит в том, что министр здравоохранения Юрий Шевченко вывел новую формулу здоровья: меньше денег надо тратить на лекарства, а больше – на питание. По мнению Шевченко, «большинство лекарств вовсе не нужны», поскольку это против природы. Основные же причины ухудшения здоровья народа (наряду с курением, пьянством и наркоманией) – обжорство и неправильное питание.

С врачами не поспоришь. Вот по поводу лекарств сам г-н министр здравоохранения говорит, что производители и продавцы этих самых лекарств думают только о прибыли, и потому на все это многообразие лекарственных препаратов не стоит обращать внимания. Интересно, а фармакологический комитет, без разрешения которого не может появиться в продаже ни один новый препарат – ни отечественный, ни иностранный, – он, что же, находится в ведении Министерства культуры? Тогда, конечно, пусть Михаил Швыдкой и объясняет, почему новые модные таблетки не избавляют от головной боли и ломоты в суставах, а наоборот, повышают давление и слюноотделение. Или все же именно ведомство г-на Шевченко должно ограничить доступ на российский рынок всем этим моментальным укротителям боли и шевелителям волос? Согласитесь, идея эта вполне романтическая. Тут ведь вот какая незадача. Фармакологический бизнес, как известно, по оборотам и – увы – по степени криминализации уже долгое время удерживает третье место после торговли оружием и наркотиками. Бизнес такого масштаба регулировать крайне сложно. Но, возможно, Минздраву в таком случае следует писать свои предупреждения не только на пачках сигарет? Речь не об упрятанных в коробку аннотациях, в которых очень мелким шрифтом написано, что это вот лекарство может вызвать тошноту и искры из глаз – эти бумажки, как правило, можно прочесть, только уже купив препарат. Речь об информации, размещенной, как и в случае с сигаретами, прямо на упаковке на самом видном месте.

Теперь по поводу обжорства. Не сочтите автора этих строк, упаси боже, за социалиста. Но руководителям Минздрава, согласитесь, было бы неплохо справиться, скажем, в Госкомстате, насчет динамики реальных доходов населения и роста цен (кстати, цены в этом году растут даже резвее, чем упомянутые аллергические заболевания). Или того проще – поинтересоваться зарплатами в своей собственной, медицинской отрасли. И попытаться представить себе регулярное обжорство граждан (например, врачей) при таких зарплатах и продуктах по таким ценам. Без фантазии тут, пожалуй, не обойтись. А ведь на фронте борьбы с обжорством именно Минздрав мог бы несколько жестче регулировать содержание селитры, целлюлозы и бог весть каких еще наполнителей в пищевой продукции местных производителей – наполнителей, которые с трудом перевариваются и усваиваются организмом, а потому способствуют ожирению, аллергии и осложнению деятельности желудочно-кишечного тракта. Проще говоря, дело не в количестве пищи, а в ее качестве. Которое и призваны обеспечивать различные организации – в том числе и санитарные, находящиеся, кажется, тоже в ведении Минздрава. Впрочем, в этой сфере, похоже, обращаются значительные средства, а в современной российской реальности большие деньги практически всегда справляются с государственным контролем. Но даже при этом лозунг «раньше и не такое жрали» трудно назвать отвечающим современному моменту. Возможно, и в этих случаях Минздраву следует на самом видном месте упаковки предупреждать соотечественников о том, что в этих котлетах источником белка является не мясо, а новейший продукт дрожжевой науки, а входящие в тот фарш наполнители используются не только в гастрономии, но и в строительстве. Проще говоря, выполнять вполне присущую для органа здравоохранения работу по предупреждению и профилактике заболеваний.

Кстати, об аллергии. К сожалению, это неприятное заболевание носит не только медицинский характер. Потому-то количество аллергических проявлений и растет, портя всю статистику.

Довольно часто встречается личная аллергия – такова, к примеру, реакция московского мэра на главу РАО «ЕЭС». Или национальная аллергия – например, на американцев или лиц какой-нибудь другой национальности. Или системная аллергия большого числа граждан на любую власть. Одной медициной тут, пожалуй, не поможешь…