Top.Mail.Ru
$ 60.43
£ 73.95
¥ 45.57
 64.24
 9.00
Нефть WTI 92.40
GOLD 1785.86
РТС 1118.40
DJIA 33309.51
NASDAQ 12854.80
BTC/USD 24562.00
финансы

«Мир» оставили без продвижения

Фото: Илья Наймушин / РИА Новости Фото: Илья Наймушин / РИА Новости

Национальная система платежных карт (НСПК) перестала выделять банкам деньги на совместное продвижение карт «Мир» в России. Маркетинговый бюджет урезали после ухода конкурентов — Visa и MasterCard — из страны. Игроки рынка говорят, что теперь такие расходы должны нести сами банки. НСПК же нужно сосредоточиться на продвижении своего продукта за рубежом.

Конкуренции нет

О том, что оператор российских карт «Мир» больше не платит банкам за их продвижение, узнал РБК. Источник издания в крупном банке рассказал, что бюджетов, которые НСПК раньше выделяла на эти цели, у кредитных организаций больше нет.

«Представители платежной системы открыто сказали, что им это теперь не нужно, так как на рынке нет конкуренции», — утверждает он. Теперь вкладываться в продвижение карт должны будут сами банки.

Другой источник подтвердил, что бюджеты, которые были заложены на совместные PR-мероприятия «Мира» и банков, теперь свернуты. «Сейчас в этом такой потребности у НСПК уже нет», — сказал он. Эти данные подтвердили еще два источника.

Один из собеседников издания пояснил, что средства из этого бюджета могли направляться на рекламу, спонсирование акций в рамках программ лояльности, розыгрыш билетов среди держателей карт на мероприятиях, где «Мир» выступает спонсором, и так далее.

В самой НСПК ситуацию с выделением средств на продвижение прокомментировали более размыто. Представитель платежной системы сказал, что в связи с ситуацией на рынке НСПК пересмотрела подход к стимулирующим и маркетинговым программам для владельцев карт «Мир».

«НСПК не только не сократила, но и увеличила объем вложений в развитие тех возможностей, которые предоставляют российские платежные инструменты жителям страны», — поспорил он, добавив, что система вместе с банками и магазинами вкладывается в новые технологические решения.

Платежная система «Мир» была создана в РФ в 2014 году, а первые российские карты были выпущены в 2015-м. Саму НСПК создали после введения санкций в ответ на присоединение Крыма к России на случай отключения страны от международных платежных систем. Со временем карты «Мир» стали в России обязательными для перечисления пособий, пенсий и зарплат бюджетникам. По данным ЦБ, по итогам прошлого года было выпущено более 113 млн карт «Мир». На них, по информации регулятора, приходится порядка трети выпуска новых карт и чуть больше всех операций по ним в стране.

В 2022 году, после начала спецоперации РФ на Украине, из страны ушли международные платежные системы Visa и MasterCard. Их «пластик» по-прежнему работает в России, однако под управлением НСПК, которая обрабатывает операции по картам только внутри страны.

Весной текущего года банки сообщили, что спрос на карты «Мир» в РФ резко возрос. Это отмечали в Альфа-банке, ВТБ, Газпромбанке, МКБ и Росбанке. В апреле сообщалось также о росте доли операций по российском картам. Так, в ВТБ этот показатель в марте доходил до 28,4%, хотя месяцем ранее он составлял 18,4%.

прочитать весь текст

Реклама на свободные деньги 

Российские банки могут вкладываться в продвижение карт «Мир», заявил изданию источник, знакомый с этим механизмом. По его словам, кредитные организации могут направить на эти цели деньги, которые были заложены на продвижение «пластика» Visa и MasterCard. Ранее банки выделяли на это собственные средства, отмечает директор по маркетингу банка «Зенит» Алексей Кудрявцев. Он подтвердил, что в нынешних условиях эти средства направили на продвижение других платежных систем.

Как правило, банки вкладывались в рекламу своего бренда, а платежные системы финансировали раскрутку своего, говорит Екатерина Семерикова, руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ». В то же время реклама отдельных карт могла быть заточена под определенную платежную систему.

«Исходя из общерыночных практик, кобрендинг в рекламе обычно спонсируется обеими компаниями, так как реклама упоминает оба бренда. Но, скорее всего, бывают случаи, когда банк и ПС договариваются о других условиях совместного взаимодействия на базе долгосрочного партнерства», — полагает эксперт.

Сокращение бюджета на маркетинг со стороны НСПК может отразиться на акциях по российским картам, признает глава правления Национального платежного совета Алма Обаева. Он напомнила, что доходы кредитных организаций и без того падают на фоне ситуации в экономике. Это ведет к сокращению затрат на предоставление привилегий и бонусов для клиентов.

Что касается НСПК, то ей, по словам эксперта, сейчас нужны деньги на развитие технологий. Также оператору карт «Мир» необходимо вкладываться в прием этого «пластика» за границей и создание новых продуктов, которые ранее были только у Visa и MasterCard.

Еще по теме