Top.Mail.Ru
архив

Мировая Форда

В середине октября работа всеволожского завода Ford Motor Company оказалась под угрозой срыва. Местный профсоюз потребовал повышения заработной платы, припугнув администрацию остановкой конвейера.

 

Администрации пришлось пообещать, что условия труда рабочих будут улучшены. Как именно, сейчас решает паритетная комиссия, в которую входят руководство завода и представители профсоюза. Забастовка на крупнейшем иностранном автомобильном предприятии в России не состоялась, все свелось к переговорам и взаимным уступкам. Некоторые эксперты считают, что в подобных мирно урегулированных конфликтах рождаются отечественные профсоюзы нового образца.

 

Вопрос денег

 

Еще недавно профессиональное объединение работников завода Ford Motor Company мало чем отличалось от сотен других российских профсоюзов – его деятельность ограничивалась организацией корпоративных вечеринок и вручением новогодних подарков детям сотрудников. Ситуация изменилась после того, как его руководитель Алексей Этмонов прошел обучение в международной профорганизации Transnational Information Exchanging (TIE) и съездил в Бразилию для обмена опытом с профсоюзами заводов Ford, которые отличаются боевым нравом.

Результаты этой поездки не замедлили сказаться: если на начало августа в профсоюзе всеволожского Ford было 112 членов, то сейчас их количество достигло 1100 человек. Профсоюз привлекал новых членов, активно развивая собственные социальные программы: взял под опеку два детских дома, нашел деньги на аренду спортивного зала. В конце сентября дошло дело и до попыток улучшить условия труда.

8 октября представители работников предъявили своему руководству требования повысить зарплаты на 30%, выплачивать тринадцатую зарплату в размере ежемесячной, а также предоставить сотрудникам страховые пакеты. На тот момент заработная плата рабочих всеволожского завода составляла от 10 000 до 17 000 руб., а с неурочными выплатами достигала 20 000 руб. в месяц. Отказ принять условия профсоюза мог привести к забастовке, Этмонов пообещал останавливать работу на заводе на 1 час в каждой смене.

Московские СМИ живописали разгорающийся конфликт профсоюза и дирекции и с нетерпением ждали, когда остановится производство на образцовом иностранном предприятии. Однако до войны дело не дошло. FordMotorCompany привыкла иметь дело с сильными профсоюзами по всему миру, и ультиматум рабочих не поверг дирекцию в шок. «Когда компания заинтересована в увеличении сбыта, профсоюз – в улучшении условий труда, и обе стороны – в стабильной работе предприятия, им удается решить проблемы мирным путем и прийти к заключению коллективного договора», – считает лидер профсоюзного движения Соцпроф Сергей Храмов.

С 14 октября на заводе работает паритетная комиссия по использованию средств социального страхования, профсоюз и руководство совместно разрабатывают новые схемы оплаты труда. «Идущие сейчас переговоры – это обоюдный процесс, поэтому как долго они будут продолжаться, зависит от обеих сторон», – прокомментировала текущую ситуацию пресс-секретарь FordMotorCompany Екатерина Кулиненко.

А вот добиться 13-й зарплаты рабочим Ford не удалось. «Юридически такого понятия не существует, – рассуждает Екатерина Кулиненко, – она не является чем-то обязательным. Сейчас паритетная комиссия рассматривает новые схемы начисления заработной платы и премий, но говорить, что будет введена всеобщая 13-я зарплата? Администрация на это пойти не может». По ее словам, новой сметы будет достаточно, чтобы удовлетворить требования рабочих. Тем более что их зарплата и так ежегодно индексируется. Председатель Ленинградского обкома профсоюзов Виктор Калинин утверждает, что зарплата рабочих Ford последний раз пересматривалась больше года назад, а ее нынешний уровень достигается только за счет внеурочных переработок.

 

Во Всеволожске все спокойно

 

События, которые в Москве сочли едва ли не пролетарским восстанием, в самом Всеволожске прошли незамеченными. На предприятии, работающем в одном микрорайоне с Ford, на местной радиостанции, в администрации Всеволожского района и в местном центре занятости труда не имели ни малейшего понятия о накале страстей на своем самом знаменитом заводе. И хотя на радиостанции «Всеволожск» признают, что условия труда на заводе привлекательные, и «многие мечтают там работать», ситуация на заводе выглядит несколько не так, как представляют себе официальные лица Ford.

«На заводе – самое привлекательное в районе, если не в области, соотношение зарплаты и социального пакета», – утверждает Екатерина Кулиненко и искренне недоумевает, чем могут быть недовольны рабочие. Однако, по мнению директора Центра занятости населения Всеволожского района Аллы Божковой, дело обстоит несколько иначе. «Это соотношение нормальное, а не лучшее, – считает она. – Наш район инвестиционный, и подобные условия труда предлагают многие другие предприятия. Уровень заработной платы на заводе Ford не отличается от «Мерлони ТермоCанитари», «Каппа», «Росстар», «Нокиан» и других предприятий региона, в которых присутствует иностранный капитал». В местной прессе постоянно публикуются вакансии завода, есть они и в районном центре занятости. По словам Аллы Божковой, дополнительный набор персонала связан и с текучкой кадров, хотя она незначительна, и с расширением производства. При этом на рынке труда Всеволожского района сложился устойчивый дефицит кадров, в базе данных районного центра занятости на данный момент находится около 2000 незакрытых вакансий.

 

Новые профсоюзы берутся за старое

 

По мнению председателя Соцпрофа Сергея Храмова, в разжигании страстей вокруг переговоров на всеволожском Ford была заинтересована Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), куда формально входит профсоюз завода. «Они ухватились за возможность показать, что у ФНПР тоже есть реальная профсоюзная работа, а чтобы обратить на себя внимание, сгустили краски», – считает Храмов.

Причастность «центральных» профсоюзов к раздуванию ситуации на заводе признают и представители работодателя. Екатерина Кулиненко считает, что именно профсоюзная верхушка была заинтересована в широком общественном резонансе действий заводского профсоюза. Представитель компании при этом руководствуется принципом «ищите, кому это выгодно» и напоминает, что бюджет профсоюза строится на членских взносах, которые исчисляются в процентах от заработной платы и растут вместе с ней.

Сергей Храмов отрицает наличие корыстных мотивов у ФНПР. «Из собранных профвзносов две трети остаются у местной организации, – объясняет он. – «Наверх» деньги поступают только при соответствующем решении профсоюза предприятия».

Храмов уверен, что случай с заводом Ford – это реальный пример становления нового профсоюзного движения в России. Подобная ситуация недавно возникла на московском табачном заводе «Лиггет Дукат», вспоминает Храмов. Тогда рабочим также удалось добиться улучшения условий труда, хотя это потребовало от профсоюза очень большой работы, а от сотрудников – участия в нескольких пикетах. После чего между профсоюзом и руководством предприятия наконец-то стали выстраиваться конструктивные отношения. «Руководство готово к сотрудничеству с профсоюзом в тех компаниях, где хозяин заинтересован в стабильном производстве и росте сбыта, – разъясняет лидер Соцпрофа. – Чаще всего, этим хозяином оказывается иностранец. Они по примеру своих стран знают, что рабочих не следует игнорировать».

Российские профсоюзы в большинстве своем пока остаются аффилированной структурой местной администрации и кадровой службы предприятия. Они подчас поддерживают инициативы хозяев компании, даже если последние идут вразрез с интересами работников. Именно поэтому в некоторых компаниях можно наблюдать сразу две профсоюзные организации. Наиболее яркий пример – АвтоВАЗ, где действуют сохранившийся с советских времен профсоюз и новая независимая организация «Единство». Пока в нее входят лишь 4000 человек из 130 000 работников АвтоВАЗа, но в анонимном опросе выяснилось, что ей доверяют 27% тольяттинцев, в то время как старому профсоюзу – только 12%.

 

Покупателей обижать не рекомендуется

 

Конфликт рабочих и руководства компании вызвал опасения потребителей, которые записаны в многомесячную очередь на новый FordFocusII, ведь рост доли заработной платы в себестоимости продукции может привести к увеличению отпускной цены на автомобили. «Клиенты могут спать спокойно – на ценообразовании идущие сейчас переговоры никак не отразятся», – поспешила успокоить потенциальных покупателей представитель FordMotorCompany Екатерина Кулиненко. Даже если руководство завода в итоге пойдет навстречу профсоюзу и повысит заработную плату на 30%, себестоимость все равно будет снижаться. Если на данный момент стоимость рабочей силы при изготовлении одного автомобиля FordFocusII составляет 10 200 рублей, то с 2006 года, при одновременном увеличении объемов производства вдвое и росте заработной платы на 30%, на каждый автомобиль будет приходиться около 9000 «зарплатных» рублей.

«Завод и так не приносит компании большой прибыли, – считает аналитик группы компаний «Регион» Евгений Шаго. – Так что действия руководства завода будут зависеть от того, заинтересована ли компания в дальнейшем укреплении своих позиций на российском рынке. Если да, то профсоюзу пойдут на встречу, а цены на автомобили оставят прежними».

 

 

Еще по теме