Мировая тяга к прекрасному
УПАЛ - ОТЖАЛСЯ
Главный из трендов, безусловно, рост, о котором можно говорить уже как о факте. С учетом одной немаловажной особенности: мы ведем речь о росте после значительного падения, на фоне очень слабых результатов 2008-го и 2009-го, которые ряд отраслевых инсайдеров называют не иначе как кошмарными. По оценкам исследовательской и консалтинговой Bain & Company (отчет подготовлен совместно с итальянской Fondazione Altagamma), глобальный рынок роскоши должен подрасти в 2010-м на 4% и достичь 158 млрд евро. По данным того же источника, 2009-й индустрия завершила с 8-процентным паденим оборотов (153 млрд евро). На острие тренда будут обувь и аксессуары (+5%), вплотную к ним примкнут (+4%), как ожидается, сегменты часов и ювелирных изделий. Рынок искусства, считается, останется в целом без движения, хотя и здесь возможны неожиданности. Во всяком случае если судить по тому, что на торгах Christie's в Нью-Йорке только что установлен новый ценовой рекорд: картина Пабло Пикассо Nude, Green Leaves and Bust продана за $106,5 млн.ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
О начале роста заговорили еще в конце того самого провального 2009-го, когда на фоне глобального пессимизма не такими уж плохими оказались результаты предрождественских и предновогодних продаж. Ренессанс связывали тогда и связывают сейчас со стабилизацией ситуации в США, которые представляют собой основной и крупнейший источник спроса на роскошь: с установлением относительного спокойствия и порядка на фондовых рынках здешние инвесторы снова ощутили вкус к тратам. И вот результат: в Neiman Marcus (включает торговые точки Neiman Marcus и Bergdorf Goodman) продажи в магазинах, работающих более года, выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 13,7%, в Nordstrom - на 7,5%, в Saks - на 3,2%.Но в принципе то же можно отнести и к умонастроениям инвесторов, а значит, потребителей роскоши, всего мира. Недаром, например, по информации The Financial Times, автопроизводитель Porsche сообщил о том, что количество европейских заказов на новый SUV Cayenne за 55 400 евро превысило прогнозы, а в LVMH говорят, что шампанское Dom Perignon и премиумный коньяк Hennessy XO в I квартале 2010-го продавались "намного лучше", чем в первые три месяца 2009-го. С удовлетворением, если судить по данным Bloomberg, подвели итоги I квартала в L'Oreal, зафиксировав увеличение продаж на 8%, до 4,72 млрд евро, против 4,37 млрд евро годом ранее. В компании отмечают самые высокие темпы прироста продаж за последние три года.
Однако на самом деле основанием для оптимизма поставщиков роскоши на многие годы вперед становятся бурные, несмотря ни на что, темпы развития новых рынков, более всего - азиатских и латиноамериканских. Главный принцип здесь не столько географический (в Японии, например, по некоторым прогнозам, следует ждать падения рынка примерно на 3%), сколько экономический: чем моложе и динамичнее рынок, тем большего от него ждут. Ведь понятно, что со стремительным развитием экономики значительнее - и состоятельнее - становится группа "новых богатых". Их тяга к прекрасному накладывается на стремление компаний к новым рынкам, и получается, что, например, Lamborghini и Bentley готовят модели специально для Китая. У Lamborghini она так и называется Murcielago LP670-4 SuperVeloce China Limited Edition. Отметим, что Россия, похоже, свои позиции лидера спроса на роскошь среди развивающихся рынков уступила, хотя интерес к ней далеко не утрачен, а наши возможности в этом смысле не исчерпаны.
ИЗМЕНЕНИЕ ЛАНДШАФТА
Конечно, после кризиса меняются не только географические приоритеты рынка роскоши. Налицо перемены в поведении покупателей. Представители компаний в один голос говорят о том, что в трудные времена из числа клиентов отсеялись те, кто, бывало, приобретал себе нечто фантастически желанное и дорогостоящее, хотя по большому счету позволить себе такие траты не мог. Сегодня бренды склонны рассчитывать исключительно на тех, кто составлял и составляет, если можно так сказать, костяк их клиентов. В компаниях обращают внимание на то, что таких людей одним блеском бренда не прельстишь. Они привыкли к тому, что расходы обязаны соответствовать качеству предлагаемого, а высокая цена требует обоснования. Аналитики прогнозируют также изменение отраслевого ландшафта. Многие полагают, что после кризиса произошла некоторая поляризация игроков сегмента. С одной стороны - крупные бренды, сумевшие выстоять, а с другой - не очень большие, которым пришлось очень трудно или они вообще оказались на грани банкротства. В результате, считают наблюдатели, можно ждать консолидации рынка, волны поглощений и перераспределения долей.