Мистер Sony
Акио Морита, один из основателей фирмы Sony, умер 3 октября в возрасте 78 лет. Созданная им фирма за три десятилетия превратилась из крохотной компании в огромную международную корпорацию. До Мориты фраза "Сделано в Японии" значила примерно то же, что сейчас значит "Сделано в Китае". Морита фактически превратил эту фразу в торговую марку.
Бунтарь против традиций
Акио Морита родился в январе 1921 года в пригороде Нагои в семье, на протяжении 15 поколений занимавшейся производством сакэ. Его пристрастие к электрическим устройствам и западной классической музыке зародилась, когда семейство Морита обзавелось редкой по тем временам вещицей - электрическим фонографом. Судьба юноши была решена, и наперекор воле отца Акио пренебрег семейным бизнесом и отправился поступать в Императорский университет Осаки, который окончил в 1944 году с дипломом физика.
В годы второй мировой Морита работал в военной лаборатории, где и познакомился с Масари Ибукой - инженером и владельцем фабрики электрообороудования, который и стал впоследствии вторым отцом-основателем компании Sony.
В сентябре 1945-го Ибука вернулся в Токио, чтобы продолжить работу в разрушенной войной столице. Его фирма разместилась на третьем этаже чудом уцелевшего от воздушных налетов универмага. Пожары уничтожили в здании все, кроме цементных полов и стен. Ибука назвал свою компанию "Токио цусин кенкюё", что в переводе означало "Токийский телекоммуникационный исследовательский институт". Хотя готовность работать в новой компании проявляли многие, никто не знал, с чего начать. Решение пришло само собой: послевоенная Япония жаждала новостей со всего света, но большинство коротковолновых приемников были конфискованы или уничтожены военной полицией, дабы лишить врага возможности вести антифашистскую пропаганду. "Токио цусин" взялась за ремонт и производство радиоприемников.
Приемники имели бешеный успех, и Ибуке потребовался помощник. Он написал письмо Морите, в котором убеждал своего друга немедленно присоединиться к новой компании. Морита не заставил себя долго ждать: быстро собрав пожитки, он отправился в Токио.
Начало инноваций
В истощенной войной Японии продовольствие имело гораздо большую ценность, чем бумажные деньги. Частенько за ремонт приемников с друзьями расплачивались рисом. Это натолкнуло фабрикантов на идею разработать электрическую рисоварку. Большинство заводов в то время было закрыто, так что электричества в стране было в избытке. В результате на свет появилось достаточно уродливое на вид и примитивное изделие. Вода нагревалась искрой, проскакивавшей между двумя алюминиевыми электродами. Хорошо приготовить рис удавалось крайне редко - он или пригорал, или получался недоваренным. Первая "микроволновка" Sony с треском провалилась. Единственным плюсом этого проекта стало хорошо организованное питание сотрудников "Токио цусин": рис для разработок и испытаний в изобилии поставлялся дальним родственником Ибуки, жившим в Хакодате.
7 мая 1946 года состоялась торжественная презентация новой компании, которую Морита и Ибука назвали "Токио цусин когио" ("Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация"). Впопыхах компаньоны забыли о проспектах, и составлять их пришлось буквально накануне церемонии. В этих-то проспектах впервые были сформулированы основы идеологии компании: "Мы стремимся избежать проблем, которые преследуют большие корпорации. Мы создаем и предлагаем технологии, которые не в состоянии предложить большие компании. Восстановление экономики Японии зависит от развития динамичных технологий".
Компания, поставившая перед собой столь амбициозные цели, была крайне бедна: у нее почти не было станков и научного оборудования. Все, чем располагала фирма, - это энтузиазм и интеллект работников. Но он сослужил ей хорошую службу: "Тоцуко" получила госзаказ от Национальной вещательной корпорации на восстановление разрушенных войной ретрансляторов и радиостанций.
На пути к магнитофону
Связи с оккупационными силами, находившимися на территории Японии, натолкнули Мориту на идею приступить к выпуску магнитного звукозаписывающего устройства. Компаньоны всегда хотели выпускать товары для обычных потребителей, а не только для правительственных учреждений. Радиоприемники в те годы уже предлагались многими конкурентами. Требовалось нечто новое.
Nippon Electric Co. (NEC) любезно предоставила компаньонам магнитофон, в котором звук записывался на стальную проволоку. Такие устройства японская армия использовала во время войны. Магнитофон был немедленно разобран, а его механизм тщательно изучен. Был он крайне примитивен - обычный колесный механизм с одной записывающей головкой. Инженер Нобутоси Кихара (теперь он возглавляет исследовательскую лабораторию Sony) усовершенствовал механизм, снабдив его усилителем. Первой записью стал репортаж о рекордном заплыве японского спортсмена на международных соревнованиях по водному спорту.
Работая над проволочным магнитофоном, Морита услышал о магнитофоне, который записывал звук на пленку. Этот аппарат ему показали в штаб-квартире оккупационных сил. Звук, воспроизводимый этим аппаратом, был несравненно лучше. "Это именно то, что нам нужно", - решили компаньоны. Проволочный магнитофон был забыт напрочь.
Но как изготовить магнитную ленту? Ленточный магнитофон был в диковинку даже в США. Из единственной книги, посвященной этому вопросу, инженеры "Тоцуко" узнали, что лента представляет собой пластиковую основу, на которую нанесен магнитный материал. В качестве магнитного материала был выбран железный порошок, но тут возник вопрос: как закрепить его на пленке?
На помощь опять пришел ... рис. Рисовый отвар размельчался и наносился на ленту, после чего она посыпалась порошком. Правда, единственным звуком, воспроизводимым этим материалом, был резкий шум. Нужно было искать материал с более слабыми магнитными свойствами.
Таким материалом оказался оксолат железа. Но найти этот реактив в послевоенной Японии было практически невозможно. Морита действовал как всегда быстро. Со своим помощником он объездил весь город, наткнувшись наконец на единственный магазин, где продавался желанный реактив. С двумя банками порошка они вернулись на фирму для проведения дальнейших экспериментов.
Реактив требовал дистилляции, но электропечей тогда еще не было. Партнеры арендовали огромную дровяную плиту и калили желтоватый порошок, помешивая его деревянной ложкой. Главное было вовремя снять реактив с огня. Этот момент определяли на глазок: как только порошок становился бурым, его немедленно помещали в воду, дабы избежать взаимодействия с воздухом. На пленку порошок наносился кистью из барсучьей шерсти, а сама пленка нарезалась по ширине 6 мм при помощи нехитрого приспособления из двух лезвий.
Первый серийный
В январе 1950 года компания выпустила свой первый серийный магнитофон, получивший обозначение "тип G". Он был рассчитан на использование в научных учреждениях, и продолжительность звучания одной пленки равнялась 1 часу.
В это же время компания "Тоцуко" зарегистрировала новую торговую марку - Sony. Это слово было образовано от латинского sonus, что означает "звук". Другим созвучием было английское sonny, что означало "сынишка". Владельцы компании стремились подчеркнуть, что фирмой управляют молодые и энергичные люди, отличающиеся безграничным потенциалом творчества. В 1958 году вся компания стала называться Sony.
Первый магнитофон распродавался плохо. Все, кто видел его, приходили в неописуемый восторг, но их отпугивала немалая цена нового устройства. Первый крупный заказ фирма получила от верховного суда Японии. В послевоенный период государственному учреждению было не по карману содержать и обучать большой штат стенографистов. Представители Sony убедили чиновников, что магнитофон сможет заменить стенографиста. На вопрос "А что будет, если пленка помнется?" Морита не моргнув глазом ответил: "Ее нужно просто распрямить и разгладить". Вопрос о покупке магнитофонов был решен положительно.
Путь в лидеры индустрии
"Тип G" был слишком громоздким и тяжелым аппаратом, и, кроме того, зарядка пленки требовала большого искусства. Морита понимал, что потребителю нужна вещь, которая не вызовет проблем в обращении. Инженеры засели за работу, и к марту 1951 года появилась модель для домашнего пользования - "тип Н". Она была втрое легче своего предшественника (весила "всего" 13 кг) и имела ручку для переноски. Кроме того, впервые над внешним видом магнитофона потрудился технический дизайнер. Таким образом, Sony вышла на новый, потенциально огромный рынок бытовой техники. За "типом Н" последовал усовершенствованный "тип Р". Колеса японской индустрии бытовой аудиотехники завертелись в новом ритме.
В 1954 году произошло революционное для Sony событие: Морита и Ибука сумели заключить с американской Bell Labs лицензионное соглашение на использование нового изобретения - полупроводниковых транзисторов. Это дало мощнейший толчок созданию целой серии малогабаритных устройств. В 1957 году Sony вывела на рынок первый карманный радиоприемник. Справедливости ради надо отметить, что первый экземпляр не помещался в карман сорочки, но Морита не растерялся: он убедил текстильщиков выпускать сорочки с большими по размеру карманами.
В последующие три десятилетия малогабаритность и высокое качество продукции стали визитной карточкой Sony. Большинство экспертов считают, что именно малогабаритные устройства обозначили старт беспримерной японской послевоенной экспансии на мировые рынки. Катализатором этой экспансии стала фирма Sony. Фраза "Сделано в Японии" приобрела иной, гораздо более весомый смысл.
Инновации и революционные разработки стали фирменным клеймом Sony. Компания создала первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый видеомагнитофон (1964 г.).
Однако история компании состояла не только из успехов. В начале 80-х, когда индустрия домашних видеомагнитофонов была в младенческом возрасте, Sony проиграла "войну видеоформатов" японской же JVC. Предложенный JVC формат VHS оказался предпочтительнее разработанного Sony в 1976 году формата Betamax. Кассета VHS "играла" 2 часа, что означало, что художественный фильм вмещался на нее целиком, тогда как продолжительность записи на Betamax составляла только 1 час.
Sony отыгралась, выпустив знаменитый Walkman - первый кассетный аудиоплейер. По словам самого Мориты, он дал команду инженерам разрабатывать новинку при полном отсутствии маркетинговых исследований. В своей книге "Сделано в Японии" Морита написал: "Мы не верим в рыночные исследования того, что еще не известно публике, поэтому незачем их проводить".
Сегодня капитал Sony оценивается в 416 млрд иен, в компании работают 21 тыс. человек.
"Суперторговец мира"
Человек недюжинной энергии, Морита в свои последние годы умудрялся совмещать работу на руководящей должности в одном из флагманов японской индустрии с активной жизнью. В 40 лет он начал заниматься гольфом, в 50 - теннисом, в 60 - водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. Своим вниманием он не обошел и политику. В соавторстве с нынешним губернатором Токио Синтаро Исихарой Морита написал книгу "Япония, могущая сказать "нет", которая стала поводом для крупного скандала между официальными Токио и Вашингтоном. В этой книге Морита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х "склонной к расслабленности и злоупотреблениям".
В Японии Морита считался бунтарем. Он, как и Соичиро Хонда, нарушал устоявшиеся веками традиции. Но тем не менее Морита - яркий пример именно восточного бизнесмена. Японцы очень терпеливо относятся к потерям в начале деятельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды. Одна из аксиом Мориты гласила: "Доля рынка важнее, чем немедленная прибыль... Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция является ключевым фактором развития промышленности и технологии".