Top.Mail.Ru
архив

Mitsubishi "потеряла лицо"

"ОПАСЕН на любой скорости" - так называлась нашумевшая в свое время книга американского юриста Ральфа Найдера, ставшая первым развернутым манифестом консьюмеризма (движения в защиту прав потребителей). Речь в книге шла о некачественных автомобилях компании Ford (если память не изменяет - о моделях Pinto и Mustang). Когда в шестидесятые годы Найдер выпустил свою книгу, Ford тщетно пыталась засудить его за клевету, но под давлением собранных фактов и общественного резонанса была вынуждена признать свою неправоту и за собственный счет устранить неполадки в уже проданных машинах. С тех пор прошло более тридцати лет, а отзывы дефектных автомобилей так и остаются кошмаром, преследующим автомобильные компании всего мира.

Лето 2000 года ознаменовалось скандалом, оглушительным даже по теперешним понятиям, когда не только Ford, но и десятки других автоконцернов прошли - и не раз - через процедуры отзыва. Выяснилось, что японская Mitsubishi Motors Corporation с 1977 года тщательно скрывала не такие уж редкие жалобы покупателей (зафиксировано 64 тысячи обращений) на неполадки в тормозной и топливной системах ее машин. Особую остроту скандалу придает не только тот факт, что Mitsubishi более 20 лет скрывала брак. Под сомнение поставлено традиционное японское качество, признанное в мировом автомобилестроении практически эталонным.

Mitsubishi, как это принято говорить у японцев, "потеряла лицо", когда в июле объявила об отзыве 532 тыс. автомобилей. Уже в августе последовало еще одно объявление - об отзыве дополнительных 88 тыс. автомашин. Затраты на их ремонт оцениваются в $70 млн.

Суммарный парк машин Mitsubishi, эксплуатируемых в России, составляет около 100 тыс. единиц. По данным российского дистрибутора японцев - компании "Рольф Холдинг", через ее дилерскую сеть прошли только 245 машин, подпадающих под процедуру отзыва (модели Lancer, Pajero, Galant, Pajero Pinin разных лет выпуска). Однако, поскольку ремонт будет производиться за счет средств Mitsubishi, в "Рольфе" проявляют великодушие и заявляют, что готовы принять для ремонта и машины, приобретенные у "серых" дилеров, и ввезенные поддержанными (разумеется, после проверки обоснованности обращения по серийному номеру производителя).

Другая автомобильная компания - шведская Volvo Car, входящая с начала этого года в корпорацию Ford, - в августе также объявила об отзыве 116 тыс. машин новейшей модели S80 в связи с дефектами шаровых опор. 450 машин из подлежащих отзыву эксплуатируются в России. Как и в случае с Mitsubishi, авторизованные сервисные станции Volvo готовы починить и автомобили, проданные неофициальными дилерами.

На фоне конфузов мировых грандов Mitsubishi и Volvo почти незамеченной прошла информация о том, что свои автомобили для бесплатного ремонта отзывает и "АвтоВАЗ". В полученной автомобильными СМИ информации говорится, что для замены некоторых деталей рулевого управления и ходовой части отзывается часть машин всех моделей, выпущенных заводом в январе этого года. Количество дефектных автомобилей "АвтоВАЗ" деликатно не уточняет, но, судя по серийным номерам, с заводского конвейера сошло около 16,3 тыс. неисправных машин (около трети месячного объема выпуска). Больше других дефектных машин среди моделей 21099, 2110, 2106, меньше - среди "восьмерок". За тридцатилетнюю историю завода в Тольятти это первый случай обращения "АвтоВАЗа" к мировой практике отзыва автомобилей. Если президент Mitsubishi посыпает голову пеплом (вплоть до отставки) из-за двадцатилетней привычки скрывать дефекты, то "АвтоВАЗу" скрывать нечего: раньше дефектных автомобилей на заводе, видимо, просто не делали. Никогда.

В заключение скажем, что основными причинами для отзыва автомобилей бывают два обстоятельства: выявленные в процессе эксплуатации конструктивные недочеты, которые не удалось "поймать" в ходе испытаний, и (чаще) - халтура смежников, которые постоянно норовят сэкономить и подсунуть автозаводам не отвечающую техническим условиям деталь (например, применить более дешевый сорт стали для отливки части подвески или двигателя). Такие ситуации не редкость. И отнюдь не только в России.