ММК поможет автопрому

28.03.201100:00

 

Автопрому для дальнейшего повышения эффективности необходимо увеличивать степень локализации производимой продукции с переходом к полному производственному циклу, вплоть до сварки и окраски кузовов. Однако на пути к такому уровню локализации, возможно, возникнут определенные препятствия.

Во-первых, крупные инвестиции, связанные с созданием полного производственного цикла автомобилей, могут в конечном итоге не окупиться из-за низкого спроса и соответственно недозагрузки мощностей. Во-вторых, на рынке нет уверенности, что для выпуска локализованных иномарок российская металлургия способна обеспечить автомобильный лист надлежащего качества.

Посмотрим на факты. Уровень «автомобилизации» в стране сегодня составляет примерно 240 легковых машин на 1000 человек населения, что вдвое ниже среднего показателя по Евросоюзу и втрое – по США. По данным Росстата, треть всех автомобилей в России старше 10 лет, а еще 23% автотранспортных средств, находящихся в частном владении граждан, было выпущено более 20 лет назад. Очевидно, что отсутствие спроса на автомобили в нашей стране в ближайшие несколько лет не грозит.

А металлурги тем временем решают вопросы, связанные с обеспечением автопроизводителей, в том числе иностранных, качественным автолистом. В настоящее время на Магнитогорском металлургическом комбинате завершается строительство первой очереди стана 2000 – нового комплекса холодной прокатки.

Аналогов новому стану 2000, строящемуся на ММК, в России сегодня нет. Реализация этого проекта позволит комбинату обеспечить автопроизводителей высококачественным холоднокатаным и оцинкованным листом. Речь идет о высокорентабельной импортозамещающей продукции, которую сегодня в нашей стране никто не производит. Известно, что с каждым годом требования автопрома к используемому металлу возрастают. Прежде всего это касается массы автомобиля: чем она меньше, тем экономичнее будет расходоваться топливо. При этом автолист должен становиться все более тонким при сохранении (и даже увеличении) прочности. Силовой каркас кузова обязан защищать пассажиров, минимально деформируясь при столкновении, а прочие элементы, наоборот, должны сминаться и гнуться, максимально поглощая энергию удара. Кроме того, внешние деформируемые детали должны легко штамповаться так, чтобы обеспечить требуемую дизайнерами эстетику форм.

Все это предопределяет возрастающий спрос производителей на высокопрочный автолист. По прогнозу специалистов Chrysler и Американского института чугуна и стали, доля металлопроката, выпускаемого сейчас (и преимущественно используемого российским автопромом), сократится к 2020 году до 35–40% от текущего уровня в 62,4%. Доля же высокопрочной стали, которую отечественный автопром сейчас почти не применяет, вырастет до 60–65% с нынешних 47,6%.

В Магнитогорске уверены, что благодаря пуску стана 2000 ММК сможет предложить отечественным автомобилестроителям полный сортамент холоднокатаного листа из стали повышенной прочности, необходимой для организации производства новых отечественных моделей. Кроме того, сортамент продукции нового стана позволит закрыть большинство потребностей иностранных автопроизводителей, действующих на территории страны. Есть интерес и со стороны зарубежных потребителей, хотя стратегическим приоритетом ММК все-таки является внутренний рынок.