Мне бы в небо
Продолжавшаяся почти десять лет война между столичными аэропортами закончена. Теперь противоборствующие стороны «разведены по углам» и ожидают масштабного изменения системы работы аэропортов.
Но вернемся на десять лет назад, к истокам конфликта между столичными аэропортами. Мало кто помнит, но в 2001 г. пассажиропоток у Внуково был больше, чем у Домодедово. Основными же «воздушными воротами» Москвы являлся аэропорт Шереметьево. Собственно, всех это устраивало, кроме группы «Ист Лайн», которая возвела в Домодедово новый терминал, отвечающий последним мировым требованиям. В итоге туда стали переходить авиакомпании из Шереметьево и Внуково, и последние начали стремительно терять пассажиропоток. Но «Ист Лайн» не рассчитала своих сил и лоббистских возможностей. Дело в том, что гендиректором «Аэрофлота», для которого Шереметьево являлось базовым аэропортом, в то время был Валерий Окулов – зять первого президента РФ Бориса Ельцина. Внуково же московское правительство исконно считало своей «вотчиной». Перейти дорогу двум столь влиятельным группам для «Ист Лайна» было весьма неосмотрительным шагом. К группе тут же возникли вопросы относительно законности договора аренды земли под аэропортом. От потери бизнеса компанию спасло опять же лишь вмешательство властей. Это снизило накал страстей, но не избавило МАУ от противоборства аэропортовых операторов. Они продолжали периодически вставлять друг другу палки в колеса.
Последний случай с пробками на Ленинградке участники рынка и эксперты также связывают с желанием «оттянуть» часть пассажиропотока. Но в этот раз конфликт разгорелся между Шереметьево и Внуково, точнее, правительством Москвы, которое инвестировало в развитие «своего» аэропорта значительные суммы и стремилось повысить его привлекательность. Вот только вышел «черный пиар». Как рассказал на условиях анонимности представитель авиационной отрасли, одна из задач, поставленных федеральными властями перед Сергеем Собяниным при назначении на пост мэра Москвы, – это нормализация отношений между столичным правительством и Минтрансом. По словам источника, министерство здесь фигурирует не случайно: его глава Игорь Левитин активно лоббирует интересы Шереметьево, где он является председателем совета директоров. Теперь после отставки Лужкова в руководстве Внуково грядут серьезные перестановки, прогнозирует источник.
Но кадровые пертурбации – это лишь «цветочки», МАУ ждут куда более масштабные изменения. Источник «Ко» утверждает, что среди возможных путей развития Московского авиаузла рассматривался даже наиболее кардинальный сценарий, который предполагал перевести значительную часть пассажиропотока из Внуково и Шереметьево в Домодедово, оставив первому лишь бизнес-авиацию, а второму – грузовые перевозки. Но столь радикальные предложения не прошли, так как реализовать их в разумные сроки не представляется возможным. Поэтому в правительстве сейчас рассматривается несколько иной план реорганизации работы МАУ. «Скорее всего, будет принято решение перераспределить пассажирские и грузовые потоки между аэропортами. В частности, в каждом аэропорту выделят площадки для грузовых терминалов, но при этом будет налажено четкое взаимодействие между ними. Будет определен чартерный аэропорт, которым по логике вещей должен стать Внуково. Там же останутся рейсы в страны СНГ. Но это вовсе не значит, что остальные лишатся чартерных перевозок, они там останутся. Шереметьево по большей части будет обслуживать рейсы в Европу. Домодедово достанутся трансатлантические перелеты и рейсы на Дальний Восток», – рассказывает источник.
Темп роста пассажиропотока аэропортов МАУ* |
|||||||
Аэропорт |
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
среднее |
CAGR |
Шереметьево |
-5,3% | 5,3% | 9,9% | 8,2% | -2,0% | 3,2% | 5,2% |
Домодедово |
15,7% | 10,1% | 22,0% | 9,0% | -8,6% | 9,6% | 7,6% |
Внуково |
46,3% | 41,4% | 32,7% | 16,7% | -2,4% | 26,9% | 20,9% |
* в период с 2005 по 2009 гг. |
|||||||
Источник: Прогресстех |