Top.Mail.Ru
архив

Мне в Лондон по делу срочно

Работа на западных фондовых биржах до недавнего времени оставалась привилегией ограниченного круга продвинутых инвесторов в России. Сейчас российские брокерские компании стали готовиться к расширению рынка и притоку новых клиентов.

 

Странное оживление наблюдается среди брокерских компаний, пытающихся давать россиянам возможность вкладывать свои средства не на российском, а на зарубежных финансовых рынках. В начале октября этого года появилось сообщение, что сравнительно небольшая фирма «Ай-Ти Инвест» впервые среди всех отечественных компаний стала осуществлять сделки с ценными бумагами как на внутренних, так и на западных биржах с единого брокерского счета. Вся изюминка здесь именно в едином счете. Обычно те, кто вкладывает деньги в ценные бумаги на отечественных биржах, открывают счет у российского брокера, а те, кто хочет покупать рыночные активы в Лондоне или Нью-Йорке, имеют дело с зарубежными брокерскими фирмами, хотя они зачастую являются дочерними структурами российских.

Через некоторое время консорциум из двух небольших компаний – LTGroup и BCCapital с большой «помпой» предложил российским клиентам так называемые структурированные финансово-инвестиционные продукты (СФИП). Вещь эта на российском рынке редкая. Создавать ее можно только с использованием специфических возможностей западных финансовых рынков. При этом в частных разговорах руководители LTGroupотметили, что с лета 2006 года они тоже предоставляют возможность вкладывать деньги в зарубежные инструменты с рублевого брокерского счета. Более того, по словам гендиректора BCCapital Романа Якушева, к предоставлению подобных услуг готовятся и другие брокеры.

Чем же объяснить это внезапное оживление?

 

 

Мизерный рынок

 

Вкладывать сбережения в ценные бумаги сегодня решаются и предприниматели, и рядовые граждане. Однако очень немногие сами принимают решения, куда инвестировать свои сбережения. Большинство пользуется услугами институтов коллективного инвестирования, прежде всего, паевыми инвестиционными фондами (ПИФами).

Точное количество клиентов ПИФов и других открытых форм коллективных инвестиций никто не считал. По некоторым оценкам, их число приближается к 400 000 – 500 000 человек. По расчетам управляющих компаний, к концу 2007 года оно достигнет 1 млн.

Тех, кто не доверяет свои деньги управляющим компаниям, а решает сам, куда инвестировать, в несколько раз меньше. Можно предположить, что их не более 200 000. У самых крупных по количеству обслуживаемых физических и юридических лиц брокерских компаний – «БрокерКредитСервис» и «Финам» – число клиентов составляет 15 000 – 20 000 у каждой.

Что же касается тех, кто вкладывает свои средства не в России, не в акции и облигации, обращающиеся на ММВБ или РТС, а в бумаги на зарубежных рынках, в Лондоне и Нью-Йорке, то их еще на порядок меньше. Пока инвестиции на иностранных фондовых биржах – это, безусловно, эксклюзивная услуга, пользуются которой либо очень богатые, либо очень продвинутые россияне. Гендиректор инвестиционной группы «Открытие» Вадим Беляев признался, что именно небольшой спрос мешает брокерским компаниям оказывать услуги на западных площадках. Исполнительный директор «Олмы» Андрей Белинский отмечает, что сами схемы, которые надо организовать в компании для «поточного» обслуживания клиентов, сложнее, чем необходимые для работы на нашем рынке, и мало кто за это берется. Клиентов, работающих на Западе, меньше, чем тех, кто ориентирован на Россию, – отсюда возникают более пессимистичные оценки экономической эффективности данного направления в компании.

Впрочем, еще больше помех испытывают не брокеры, а потенциальные клиенты. По словам Вадима Беляева, экспорт капитала не приветствуется российскими законами и регулирующими органами. К тому же наш инвестор не всегда может открыть счет у западного брокера, так как иногда не способен убедительно доказать, откуда у него деньги. Для юридических лиц проблемой может стать оформление всех необходимых валютных документов, а для частных инвесторов – необходимость свободного владения иностранным языком, который нужен не только для контактов с брокером, но и для погружения в нюансы законодательства, налоговой системы и вообще правил игры.

 

 

Нас ждут перемены

 

Тем не менее, по словам Андрея Белинского, совсем недавно начали появляться схемы, рассчитанные на массовое, поточное обслуживание клиентов, желающих инвестировать в Лондоне и Нью-Йорке. В чем же дело?

Причин для резких перемен на рынке несколько.

Прежде всего – рынок просто созрел и с финансовой, и с психологической точек зрения. Если 100 000 человек уже успели примерить на себя роль инвесторов на российских биржах, то ясно, что будет спрос и на Лондонскую фондовую биржу.

Вторая причина лежит в сфере валютного законодательства, последовательную либерализацию которого мы все наблюдаем. Еще несколько лет назад сам перевод за рубеж крупной суммы в валюте натыкался на серьезные препятствия. Конечно, опытные предприниматели эти препятствия преодолевали, но на полузаконных схемах было трудно развивать массовое обслуживание. В 2005 году произошел первый этап либерализации валютного законодательства, однако в руках ЦБ оставались еще ограничительные инструменты, в частности, непонятный «режим специального банковского счета», а также требование 15-дневного резервирования 20% средств по операциям с акциями. Но летом нынешнего года под лозунгом «введения конвертируемости рубля» были отменены и эти ограничения. Кстати, именно после этого компания LTGroup решила предложить клиентам рублевые счета для работы на Западе: проблемы с конвертацией нашей валюты в доллары и евро практически исчезли.

Но еще важнее предстоящие законодательные изменения. Как рассказал «Ко» генеральный директор компании BCCapital Роман Якушев, в самое ближайшее время (может быть, даже в течение нескольких месяцев) государство снимет последние имеющиеся в законодательстве ограничения.

О чем идет речь? Во-первых, сегодня в отношении физических лиц действует норма, ограничивающая их инвестиции за рубежом суммой $150 000 в год. Как отмечает Роман Якушев, богатые россияне обходят эту норму путем покупки физическим лицом юридического лица, обзаведения на собственную компанию необходимой суммой инвестиций и осуществления дальнейших вложений на международных рынках уже в качестве юридического лица. Но, наверное, есть те, кто не хотел бы заниматься собственной компанией.

Впрочем, куда важнее другое ограничение. Сегодня управляющим компаниям – тем, в чьем ведении находятся ПИФы и прочие инвестфонды, – на зарубежных рынках работать запрещено. Если институтам коллективных инвестиций (в том числе и пенсионным фондам) действительно разрешат покупать иностранные ценные бумаги, это может привести к существенному переделу финансовых рынков. ПИФы – это несколько сотен тысяч клиентов и полтора десятка миллиардов долларов аккумулированных активов. Как отметила аналитик компании «ИнвестКапитал» Елена Гусева, в странах Центральной и Восточной Европы либерализация валютного законодательства привела практически к полной утрате национальными правительствами рычагов влияния на финансовые процессы.

 

 

Сила разочарования

 

Есть и третья причина, почему интерес россиян к зарубежным финансовым рынкам может вырасти. Внутренний фондовый рынок перестает быть областью динамичного развития. В прошлом году рост фондовых индексов составил около 83%. В нынешнем году он будет значительно меньше. В III квартале рост индекса  РТС составил 3,7%. В сентябре индекс упал на 4,7%, и многие управляющие компании показали убытки. Как отмечает президент LTGroup Дмитрий Хмелидзе, в конце года многие УК окажутся в очень тяжелом положении, поскольку увеличение индекса РТС будет незначительным. Российские индексы в сильной степени зависят от цен на нефть. А последние замерли на уровне февраля – марта и собираются скорее падать, чем расти. Когда итоги 2006 года не устроят инвесторов, многие из них обратят свои взоры на Запад.

Чем могут привлечь наших инвесторов западные биржи? Прежде всего – обилием видов рынков и инструментов. Такого разнообразия торгуемых продуктов и юридических форм в России нет. Здесь ни нефть, ни металлы пока еще биржевыми товарами не стали. Например, сложное комбинирование контрактов на поставки этих разнообразных инструментов порождают популярные на Западе, но практически неизвестные в России структурированные финансовые продукты – виды контрактов, при которых клиенту в случае неблагоприятной конъюнктуры гарантируется потеря не более оговоренного процента от инвестированной суммы. Скажем, инвестор, который согласен в случае неблагоприятной ситуации потерять не более 10%, при нормальном развитии событий может заработать до 70%. А тот, кто согласен потерять 5%, может заработать 35%. В ЕС за год СФИПы продаются на сумму $160 млрд.

По словам трейдера управления международных рынков ИК «БрокерКредитСервис» Татьяны Романовой, российских инвесторов на Западе в первую очередь должна привлечь несравнимая с отечественным рынком ликвидность иностранных инструментов. Разнообразие бумаг – еще одна составляющая заманчивости вложений на иностранном рынке. При известной однобокости нашего рынка (около 90% – сырьевые компании) спектр отраслей, представленных на зарубежных площадках, не в пример шире. Покупать и продавать иностранные бумаги можно без опасения завысить или обвалить цену (естественно, если у вас нет такой цели) – для того чтобы заметно сдвинуть цену, нужно вложить очень большие деньги.

В то же время надо понимать и опасности, которые сулит работа на внешних рынках. Прежде всего, там выше тарифы по обслуживанию. В одной и той же российской брокерской компании комиссионное вознаграждение брокера при операциях на отечественных биржах может составить от 0,02% до 0,06% от суммы сделки, в то время как за операции на внешних рынках комиссионные колеблются в районе 0,1%. К тому же эффективно инвестировать на фондовом рынке можно только на основе точной информированности, а получать и тем более анализировать информацию об экономике западных стран среди российских инвесторов способны немногие. Впрочем, можно предположить, что их это не остановит.

 

 

Ответ Чемберлену

 

На фоне этих скрыто зреющих перемен на фондовом рынке как своеобразный ответ российского биржевого сообщества и властей выглядят обещания организовать на российских площадках торговлю иностранными ценными бумагами.

Если это произойдет, то отечественные инвесторы смогут диверсифицировать свои портфели за счет высоколиквидных и разнообразных западных инструментов, не уводя свои деньги с российских бирж и вообще из страны. «Организация в России рынка ценных бумаг иностранных эмитентов возможна как путем прямого допуска данных ценных бумаг к обращению после регистрации проспекта эмиссии в ФСФР России, так и путем выпуска депозитарных расписок, – отмечает Елена Гусева из «ИнвестКапитала». – Теоретическая работа в этом направлении ведется, для торговли на российских биржах планируется введение понятия «российская депозитарная расписка», практическая реализация данного проекта потребует построения комплекса отношений, регулируемых на стыке нашего и иностранного законодательства».

Однако для реализации этого проекта нужно провести сложную работу, принять соответствующие нормативные правовые акты, внести изменения в действующие законы. Между тем для активизации россиян на зарубежных рынках, в принципе, не нужно ничего. Нужна только сама активность – и первые ее признаки уже видны.

 

Количество клиентов, зарегистрированных у брокерских компаний (на сентябрь 2006 г.)

 

БрокерКредитСервис

17 753

Финам

12 787

Альфа-Директ

7815

Атон

7611

Внешторгбанк Розничные услуги

5340

Алор плюс

4955

NetTrader.ru

4191

Брокерский дом «Открытие»

3604

АВК

3432

Солид

3361

  

Источник – ММВБ

 

Еще по теме