«Мнение Запада неважно»: ШОС принимает Иран
Иран официально стал девятым государством в Шанхайской организации сотрудничества. На очереди — Белоруссия. Таким образом, заканчивается формирование незападной конфигурации, которая постепенно переходит к реализации конкретных экономических проектов.
Курс на расширение
О вступлении Ирана было объявлено на 23-м саммите организации. Премьер-министр Индии Нарендра Моди в ходе саммита приветствовал присоединение Ирана «к семье ШОС в качестве полноправного члена».
Глава РФ Владимир Путин отметил, что Иран завершил процедуры, необходимые для присоединения к организации, менее чем за два года. По мнению российского лидера, все страны, имеющие членство в ней, должны помочь коллегам «эффективно встроиться в ведущуюся в рамках ШОС многоплановую работу».
Со своей стороны, президент Ирана Эбрахим Раиси отметил, что членство в организации предоставит Ирану возможность для устойчивого экономического развития. Вступив в ШОС, Исламская Республика впервые с 1979 года стала членом крупного международного объединения. Участие в организации призвано усилить позиции страны на Ближнем Востоке, а также поспособствовать улучшению связей с Россией, Китаем и государствами Центральной Азии.
Меморандум об обязательствах в ШОС Иран подписал 15 сентября 2022 года. При этом процедура присоединения страны к объединению стартовала еще на саммите 2021 года в Душанбе.
По мнению старшего преподавателя НИУ ВШЭ, экс-заместителя генерального секретаря ШОС Владимира Захарова, присоединение Ирана свидетельствует о том, что объединение делает ставку на экспансию. «И расширяется за счет очень крупной страны Среднего Востока. Очень влиятельной, динамично развивающейся и обладающей важным международным суверенитетом», — пояснил эксперт.
Вступление Ирана в ШОС закрепляет за организацией статус «не-Запада», заявил в беседе с «Компанией» научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Он отметил, что долгое время Ирану отказывали в членстве в объединении из-за того, что другие страны действовали с некоторой оглядкой на США и Евросоюз.
«Сегодня мир находится в таком состоянии, что ни для Китая, ни для России, ни для других партнеров по ШОС мнение Запада неважно, и поэтому Иран сейчас становится полноценным членом Шанхайской организации сотрудничества», — полагает Притчин.
Что такое ШОС
Шанхайская организация сотрудничества была основана в 2001 году. Первоначально в нее входили Китай, РФ, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Долгое время состав объединения не менялся. Лишь в 2017 году к нему присоединились Индия и Пакистан. Вступивший в ШОС Иран стал девятым членом.
Предпосылки к созданию Шанхайской организации сотрудничества наметились еще в 80-е годы прошлого века, после того как СССР и КНР начали переговоры по разрешению советско-китайского раскола. После распада Советского Союза участниками диалога стали Россия и государства Центральной Азии.
В 1996 году была образована «Шанхайская пятерка». При этом уже с 1999-го начали вырабатываться постоянные механизмы сотрудничества, такие как встречи министров и создание экспертных групп. А в 2001 году в объединение вступил Узбекистан, в связи с чем «Шанхайская пятерка» была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества.
Несмотря на то что сам ШОС не позиционируется как военный блок, Запад рассматривает организацию как антагониста НАТО, подчеркивает Притчин.
«На самом деле задача — не построить что-то против, а построить что-то независимое от Запада. Но для Запада этого уже достаточно, чтобы рассматривать любую организацию, в которой нет США, нет членов НАТО, как организацию, которая имеет какие-то агрессивные цели», — добавил собеседник «Компании».
Основная же цель ШОС, по словам Притчина, заключается в создании независимой геополитической конфигурации и стимулировании сотрудничества стран-членов.
«Понятно, что западным странам очень не нравится, что есть государства и крупные регионы, которые могут самоорганизовываться и решать вопросы глобального характера без участия США, Европейского союза и НАТО», — убежден эксперт.
Взаимодействие в ШОС — многопрофильное, обращает внимание Захаров. Среди главных задач, как определено в уставе, — развитие сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком, а также развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия и т. д.
«В сфере борьбы с терроризмом мы достигли определенных успехов, — подчеркнул Захаров. — Теперь нельзя говорить о том, что существует серьезная опасность. Ну и, естественно, страны-члены заинтересованы в том, чтобы мир установился в Афганистане, который раньше был источником терроризма и угрожал, таким образом, всем государствам Центральной Азии».
Эксперт напомнил, что ШОС была создана за три месяца до теракта, произошедшего 11 сентября 2001 года. Это, по его мнению, во многом определило приоритеты объединения в первые годы его существования.
Ставка на экономику
Прошедший недавно саммит Шанхайской организации сотрудничества ознаменовался не только присоединением Ирана. Страны озаботились экономическим сотрудничеством. Ведь, по мнению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, за более чем 20-летнюю историю ШОС не удалось реализовать ни одного значимого бизнес-проекта, что, по его словам, связано с отсутствием механизмов финансового сопровождения проектной деятельности.
Для исправления ситуации Токаев предложил создать совместный инвестфонд. Кроме того, к следующему саммиту организации, который пройдет в Астане, президент Казахстана рекомендовал разработать и согласовать энергетическую стратегию ШОС.
Инициативы главы Казахстана нашла поддержку и у других участников саммита. В частности, президент Киргизии Садыр Жапаров заявил, что ШОС до сих пор не продвинулась в области внедрения эффективных финансовых механизмов. Решением же этого вопроса, по его мнению, может стать создание банка развития и фонда развития, которые позволили бы осуществлять расчеты в национальной валюте.
Эту инициативу поддержали председатель КНР Си Цзиньпин и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Примечательно, что именно Китай в 2010 году предложил создать банк, который объединит всех участников ШОС. А три года спустя президент РФ Владимир Путин выступил с инициативой о создании фонда развития ШОС. Однако оба института до сих пор не сформированы.
Появление внутри организации этих финансовых структур является важным этапом развития, пояснил «Компании» Владимир Захаров.
«Надо создавать финансовые органы, банковскую систему и фонды», — убежден эксперт.
«Сейчас на повестке дня стоит экономика. Здесь как раз предстоит решить вопрос с выстраиванием инфраструктуры для сотрудничества без зависимости от западных площадок», — согласился с его мнением Притчин.
Выгодное партнерство
Очевидными выгодоприобретателями, когда речь идет о ШОС, традиционно считаются Россия и Китай. Однако эксперты подчеркивают, что, несмотря на наличие таких крупных участников, остальные члены также равноправны, а все вопросы решаются коллегиально. Отсутствие жесткой внутренней вертикали, которую можно наблюдать в НАТО, делает объединение инклюзивным и привлекательным.
Шанхайская организация сотрудничества также выступает площадкой для разрешения противоречий. В качестве примера Притчин приводит Индию и Пакистан, которые сохраняют членство в ШОС, несмотря на претензии друг к другу. Привлекательность объединения, по мнению эксперта, заключается именно в том, что оно «дает возможность слышать голоса всех игроков».
Ждать ли экспансии
Присоединение Ирана к ШОС, безусловно, свидетельствует о расширении организации. Однако масштабной экспансии в ближайшее время можно не ожидать.
С 2022 года стартовала процедура по предоставлению полноправного членства в ШОС Белоруссии, в настоящий момент имеющей статус наблюдателя. Ее присоединение, по словам Притчина, завершит трансформацию Шанхайской организации сотрудничества в евразийскую, незападную конфигурацию.