Много кофе из ничего
Американская компания Starbucks, владеющая сетью кофеен на всех континентах, в этом году стала сенсацией мирового бизнеса. Со своими $2,7 млрд оборота Starbucks вошла в «двадцатку» крупнейших производителей продуктов и напитков, обойдя корпорацию Wrigley. И это сделала компания, у которой десять лет назад годовой объем продаж был всего около $35 млн. Успех Starbucks – заслуга ее бессменного генерального менеджера Говарда Шульца.
Мировая империя Starbucks выросла из кофейных магазинов, которые Говард Шульц заприметил в 1981 году в Сиэтле, штат Вашингтон. Шульц в то время руководил представительством шведской компании Hamamaplast (бытовая техника) в Нью-Йорке. Одажды он обнаружил, что некая провинциальная компания Starbucks закупает у него кофеварок больше, чем отдельные специализированные магазины. И он решил познакомиться с ее владельцами. «Мне так понравилась эта компания, что я захотел в ней работать», – так вспоминает Шульц о своей поездке. Эта история очень похожа на легенду о другом менеджере, бывшем гендиректоре McDonald’s Рэе Кроке. В 1954 году он при схожих обстоятельствах познакомился с хозяевами тогда еще провинциальной сети закусочных, а за следующие 15 лет сделал ее всемирной. Starbucks торговала обжаренным зерновым кофе. У компании было кредо, благодаря которому ее магазины были популярны в Сиэтле – учить своих покупателей искусству приготовления кофе. Именно этот подход и энтузиазм, с которым работали сотрудники фирмы, так впечатлили 29-летнего Шульца. Он стал буквально напрашиваться на работу в Starbucks и целый год донимал звонками ее директора Джерри Болдуина. Шульц убеждал его, что компания способна открыть гораздо больше магазинов, а Болдуин опасался, что быстрая экспансия может убить корпоративный дух Starbucks. Как-то раз Шульц закончил свою очередную попытку словами: «Хорошо, давайте все делать постепенно, в привычном для вас темпе, но при этом создавать нечто по-настоящему значительное». Через день ему предложили стать директором по маркетингу Starbucks – с зарплатой в два раза меньше, чем он получал в Hamamaplast. Шульца это не смутило, и в 1982 году он переехал в Сиэтл. В 1983 году Говард побывал в Милане и привез из Италии рецепты латте и капуччино, благодаря чему продажи Starbucks выросли в три раза. Но гораздо больше Шульцу понравились сами итальянские кофейни – место для дружеских встреч и досуга. В Соединенных Штатах же кофейни больше походили на «забегаловки» в стиле фаст-фуд. Шульц очень долго обдумывал новую идею, прежде чем в 1985 году предложил Болдуину заняться созданием сети кофеен. Но директор Starbucks ответил категоричным отказом. Тогда Шульц решил, что откроет собственную кофейню, и уволился из компании. Для своего проекта Говарду понадобилось $1,7 млн. Часть суммы ему одолжили владельцы Starbucks (благо они расстались друзьями – с помощью Шульца компания открыла три новых магазина). Остальные деньги он занял в банке. В апреле 1986 года Шульц открыл в Сиэтле кофейню с итальянским названием Il Giornale. В первый же день у него побывало 300 человек. В заведении Шульца играла «живая» музыка, а кофе продавалось даже на вынос, в специальных стаканчиках. А год спустя Говард узнал, что владельцы Starbucks хотят продать свои магазины, обжарочный цех и торговую марку, поскольку не справляются с управлением разросшимся бизнесом. За все они просили $4 млн. Шульц тут же пошел к своим кредиторам и уговорил их на новую ссуду. Он обещал, что за пять лет откроет в Штатах 125 кофеен. Так Шульц стал единоличным владельцем и управляющим Starbucks.
Своя музыка На деле к 1992 году Говард Шульц смог открыть значительно больше кофеен, чем запланировал. Он начал с Новой Англии – с Бостона и Чикаго – и постепенно добрался до Калифорнии. За модель развития Шульц взял франчайзинговую схему McDonald`s. Правда, когда его компания разбогатела, на каждую новую кофейню-франчайзи он стал открывать по два-три собственных предприятия – Шульц считал, что на основе франчайзинга нельзя создать сильный брэнд. В 1992 году Шульц решил сделать Starbucks публичной компанией и в июне выставил ее акции на Нью-Йоркской бирже по цене в $14 за штуку. Всего за один день торгов их стоимость выросла до $33. За два года до акционирования компании Говард Шульц придумал свод правил Starbucks, на основе которых позднее был создан корпоративный кодекс. Там говорилось о необходимости быть единой командой, постоянно совершенствовать качество приготовления кофе и уровень сервиса. А последнее правило было таким: «Помните, что получая прибыль сейчас, мы закладываем основу нашего будущего процветания». Шульц по-настоящему заботился о сплоченности коллектива Starbucks. Всех сотрудников, кто работал минимум 20 часов в неделю, он обеспечил широкой медицинской страховкой. Затем ввел систему опционов – вплоть до награждения акциями работников кофеен. Таким образом он фактически свел на нет кадровую текучку, несмотря на то что его сотрудники получали сравнительно невысокую зарплату. Руководствуясь тем, что мнение покупателя превыше всего, Говард Шульц не боялся что-либо менять в работе компании. Например, у основателей Starbucks был принцип: «Другие могут торговать чем угодно, мы же продаем только кофе темной обжарки» (как известно, вкус напитка в значительной степени зависит от способа приготовления зерен). Шульц же выяснил, что большинство потребителей в Новой Англии предпочитают кофе светлой обжарки, и переменил ассортимент своих кофеен. В 1994 году он узнал от калифорнийских франчайзи Starbucks, что летом в кофейнях меньше посетителей, потому что там не подают прохладительные напитки. Шульц очень не хотел отступать от своей «чисто кофейной» концепции и все же решился на эксперимент. В апреле 1995 года во всех 550 заведениях Starbucks появился молочно-кофейный коктейль Frappucino. Напиток стал популярным, и за тот же год принес компании десятую часть общей прибыли. А в 1996 году PepsiCo заключила со Starbucks долгосрочный лицензионный контракт на производство Frappucino в бутылках. Однажды менеджеры нескольких кофеен из разных городов сообщили в штаб-квартиру Starbucks: посетителям настолько нравится тот джаз, который звучит в кофейнях, что они постоянно спрашивают, где можно купить эти записи. Руководство Starbucks тут же заключило контракт с компанией Capital Records и в марте 1995 года выпустила собственный сборник джаза и блюза. В первый же день было распродано более 75 тысяч копий. Starbucks создала дочернюю компанию Hear Music, которая стала ежегодно издавать фирменные сборники Blue Note и Blending the Blues. ПЗ Мелочи Шульца В 1996 году Говард Шульц, как председатель правления, СЕО и совладелец Starbucks, решил, что компании пора выходить за пределы Соединенных Штатов. Его первая зарубежная кофейня появилась в Японии. Затем были освоены Сингапур, Корея, Тайвань, Великобритания, Голландия, Швеция, Израиль. К апрелю 2000 года у Starbucks было более 2400 кофеен в Соединенных Штатах и 350 кофеен в Европе, Азии, на Ближнем Востоке и в Канаде. В том же месяце 46-летний Говард Шульц передал свои полномочия СЕО исполнительному директору Starbucks Орину Смиту. Шульц решил полностью сосредоточиться на международной экспансии и даже придумал для себя должность chief global strategist – управляющего глобальной стратегией. Он поставил перед компанией задачу к концу 2001 года открыть 1200 новых кофеен по всему миру. Благо финансовое положение Starbucks было просто превосходным – все десятилетие продажи, чистая прибыль и стоимость акций компании непрерывно росли. В 2000 году оборот компании составил более $2,7 млрд, а капитализация выросла на 25% до $7,8 млрд. В июле этого года новый план Шульца был на три четверти реализован. Сейчас в сети Starbucks работают более 4400 кофеен, из которых 1350 – франчайзи. Неутомимый Говард Шульц уже объявил, что к концу 2005 года хочет расширить Starbucks до десяти тысяч кофеен. «Нам нужно расти очень быстро, иначе конкуренты просто выкинут нас с рынка, – заявляет он. – Даже в Америке мы находимся пока в детском возрасте». Впрочем, это скорее отговорки амбициозного бизнесмена, поскольку нынешние конкуренты Starbucks плетутся далеко позади. У Diedrich Coffee 380 кофеен в США и десяти других странах и годовые продажи в $74,5 млн, у New World Coffee – 800 кофеен с оборотом в $45,7 млн. Когда журналисты просят Говарда Шульца поделиться секретами своего успеха (в прошлом году личный доход основателя Starbucks составил $95 млн), он говорит о своих четырех «золотых правилах»: «Не пытайтесь соперничать с теми, кто сильнее и умнее вас. Идите на любые компромиссы, но не поступайтесь убеждениями. Постоянно совершенствуйтесь в своем деле, даже если вы настоящий мастер. И помните – любая мелочь имеет значение».