Top.Mail.Ru
архив

Мобилизация бизнеса

Самым ярким событием, как нельзя лучше характеризующим повышение "мобильности" бизнеса, можно считать тендер, который "Газпром" объявил в прошлом году. Для руководителя газовой монополии Алексея Миллера требуется создать планшетный компьютер на базе платформы iOS, причем устройство по своему функционалу не должно уступать стационарному компьютеру. Согласно техзаданию, планшет призван обеспечивать информационную поддержку принятия Миллером "управленческих решений по повышению эффективности деятельности группы "Газпром", независимо от наличия доступа к стационарному компьютеру". Отмечается также, что Алексей Миллер будет не единственным пользователем гаджета. Доступ к нему получат аналитик по подготовке сценариев анализа и системный администратор. При этом при обработке данных на планшете "должны быть выполнены требования по обеспечению режима коммерческой тайны" и исключена возможность несанкционированного доступа к данным, хранящимся в памяти девайса. За выполнение данных условий "Газпром" готов был заплатить колоссальную сумму - почти 120 млн руб. Это дало повод целому ряду изданий вновь заговорить о расточительности госкомпаний. Но, как бы то ни было, это яркий пример того, что даже крупные коммерчесие структуры стремятся сделать рабочие места максимально мобильными. Представить подобное еще каких-то три-пять лет назад было весьма сложно.


Корпоративный смарт-парк

Возможность интегрировать все рабочие инструменты в мобильные устройства крайне актуальна для бизнеса: к такому выводу пришли участники "круглого стола" Microsoft, посвященного результатам исследования IDC о проникновении современных технологий в деловую сферу России. "По данным аналитического агентства, в 86,5% компаний есть стратегия поддержки работы мобильных сотрудников. При этом 53% руководителей видят положительный экономический эффект уже сегодня, а 36% ожидают добиться его в ближайший год. Около половины респондентов оценивают повышение продуктивности своих сотрудников в диапазоне от 10 до 30%", - отмечает президент Microsoft в России Николай Прянишников. "Последние два-три года были переломными, мобильность становится необходимостью для бизнеса, связанного с динамичными изменениями и территориальной разнесенностью. Бизнес всегда голосует рублем - спрос в корпоративном сегменте на мобильные приложения и технологии будет прибавлять 50-70% ежегодно в течение ближайших пяти лет", - говорит директор по маркетингу группы "Астерос" Константин Кутуков. По данным международной компании J'son&Partners Consulting, к 2015 г. в России будет продано более 22 млн смартфонов и 5,8 млн планшетов, а личный "парк" мобильных устройств составит 75 млн единиц: 63 млн смартфонов и 12 млн планшетов. Причем 74% владельцев смартфонов и 65% владельцев планшетов используют свои устройства только на работе, отмечает консультант департамента сетевой интеграции компании "Ланит" Денис Скрынников.

Согласно результатам исследования агентства B2B International в 2013 г., почти две трети отечественных компаний разрешают сотрудникам пользоваться личными устройствами на работе и скачивать на них корпоративную информацию (в мире этот показатель достиг почти 87%). Немногим более половины российских компаний (57%) настороженно относятся к политике BYOD (Bring Your Own Device - "приноси свое устройство"): 32% предприятий ввели ограничения на использование личных мобильных устройств, а 6% их запретили. Более всего респонденты боятся потерять корпоративную информацию - 42% отечественных компаний назвали это главным риском концепции BYOD. В свою очередь эксперты "Лаборатории Касперского" констатируют, что к началу 2013 г. только 32% российских компаний использовали отдельные политики безопасности для мобильных устройств, а 28% полностью внедрили систему управления мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM). "Потенциал рынка очень высок. Компании станут активнее предлагать мобильные сервисы своим сотрудникам, чтобы уменьшать риск утечки информации. Будет наблюдаться рост охвата и благодаря росту числа приложений", - заключает Денис Скрынников.

Пять лет назад основным мобильным устройством оставался ноутбук, иногда - смартфон. Сейчас все сместилось в сторону планшетов и смартфонов - диапазон предложений и цен сделал эти технологии доступными практически для всех, а развитие беспроводных сетей и стандартов передачи данных снимает ограничения на виды контента, который мы можем получать. "Изначально мобильные технологии внедрялись в корпоративном секторе начиная с руководящего состава. Чем выше стоит человек на карьерной лестнице, тем выше его уровень ответственности и необходимость быть в курсе ситуации, чтобы иметь возможность оперативно реагировать, - рассуждает руководитель направления портальных и мобильных решений компании "КРОК" Константин Астахов. - Но постепенно технологии "перешли" также на сотрудников среднего звена, а сейчас еще и на исполнительский состав, людей, часто бывающих в командировках и т.д.". Таким образом, сейчас около 50% офисных сотрудников используют мобильные устройства в рабочих целях, и эта доля, безусловно, станет расти, так как заказчики все больше понимают важность использования мобильных устройств в рабочих процессах. Например, уже редко встретишь мерчендайзера или торгового представителя, фиксирующего наличие каких-то товаров на полках на бумаге: для ускорения и оптимизации рабочего процесса им раздают корпоративные мобильные устройства.


Кастомизация под клиента

Старт "мобилизации" бизнеса дал рост продажам мобильных устройств и повышение их доступности. "Бизнес постепенно все больше осознает преимущества "мобилизации" - повышение оперативности работы сотрудников и эффективности взаимодействия с коллегами, заказчиками и партнерами. Например, удаленная работа страхового агента, безусловно, становится более результативной при наличии доступа к системе страховой компании", - поясняет Константин Астахов. Кроме того, налицо явный рост предложений со стороны вендоров. Тренд "мобилизации" затронул практически всех производителей программных продуктов. Наличие мобильного клиента к системам документооборота, бизнес-аналитики, управления проектами или CRM становится уже стандартной практикой. Банк "Хоум кредит" снабдил менеджеров по развитию бизнеса Windows-планшетами. Это дало возможность повысить эффективность их работы и сэкономить средства на обновление IT-парка. На этапе пилотной версии продажи выросли на 5%, а уровень дистрибуции - на 10-11%. Кроме того, мобильные технологии увеличивают скорость принятия решений, что в условиях высокой конкуренции на рынке сегодня является достаточно критическим фактором. Так, доступ с любого устройства к инструментам для бизнес-аналитики Power BI позволил компании "Май-Фудс" сократить время принятия решений с нескольких недель до считанных часов. "Этот фактор ведет к улучшению качества предлагаемого компанией сервиса, повышает лояльность клиентов и в результате увеличивает прибыль", - констатируют в Microsoft.

"В качестве хорошего примера можем привести разработку мобильной платформы для корпоративного банкинга, которая позволяет перенести большую часть операций "клиент - банк" на мобильный планшет или телефон, что дает возможность лицам, принимающим решения по финансовым операциям, оперативно осуществлять управление денежными потоками компании. Другим примером может быть система для мобильных бригад, осуществляющих обслуживание и ремонт оборудования и систем", - отмечает Константин Кутуков. Задача мобильных приложений - в первую очередь расширение возможностей бизнеса, придание ему динамики и свободы от местоположения рабочего места и точки предоставления услуг. Такие решения чаще всего необходимы финансовым компаниям, телекоммуникационным операторам и ритейлу. Отдельной категорией является госсектор, так как перевод госуслуг в электронный вид и всеобщая социализация создали потребность в мобильном доступе и обмене информацией с муниципальными органами власти и городскими службами.

В ноябре 2013 г. в России появился первый сервис "Управление мобильными устройствами (Mobile Device Management)", предоставляемый по модели SaaS.

Компания "Ланит" на базе MDM-продукта Afaria от SAP и MobiDM от Veliq построила для "Вымпелкома" систему управления мобильными устройствами с учетом интереса мобильного оператора связи и конечных пользователей. "Роль "Ланит" в проекте значительно шире функций системного интегратора. Договор с оператором связи подразумевает не просто разовую покупку ПО и оборудования по традиционной модели, а приобретение созданного "Ланит" решения как услуги, оплачиваемой основе модели Pay-As-You-Go, то есть в соответствии с количеством подключенных к системе абонентов", - рассказывает Денис Скрынников. При этом он отмечает, что предлагаемый "Вымпелкомом" MDM-сервис позволяет четко разделить личные и корпоративные данные в устройстве сотрудника. Компания, использующая MDM-решение, получает доступ только к корпоративной информации. Это не позволяет руководству организации контролировать личную жизнь сотрудников.

Отдельное направление - это мобильные приложения с высоким уровнем кастомизации. Их заказывают практически все крупные российские организации. Дело в том, что заказчики подобного уровня изначально не хотят подстраивать бизнес под готовые решения и действуют наоборот. А соответственно и готовые мобильные приложения вряд ли будут иметь успех. Они должны быть кастомизированы с учетом особенностей бизнеса компании и в измененном виде могут содержать как характерные для исходного решения функции, так и нехарактерные. "В целом под заказным ПО может пониматься как разработка с использованием MEAP-платформ, например от SAP, Oracle или Open Source, так и полностью собственная разработка. По какому пути пойти, решается на уровне конкретной организации и сильно зависит от особенностей бизнеса, сроков, отводимых на реализацию проекта, стоимости внедрения и особенностей инфраструктуры", - поясняет Константин Астахов.


Угроза изнутри

Возникает логичный вопрос: что может встать на пути столь бурно развивающейся "мобилизации" бизнеса? Сдерживающих факторов достаточно много. Во-первых, это темпы развития беспроводных сетей передачи данных. С ростом количества пользователей и качества контента увеличиваются требования к пропускной способности каналов, и нужно постоянно преодолевать технологические ограничения, связанные с этим. Во-вторых, это безопасность. Вопрос защиты от проникновения, мошенничества и утечки корпоративных данных - серьезный барьер для внедрения мобильных технологий. "Препятствует применению мобильных технологий в первую очередь запрет на использование личных устройств со стороны IT-служб (требования по информационной безопасности), - подтверждает Денис Скрынников. - Не способствует популяризации использования смартфонов и планшетных компьютеров в рабочих целях сложность реализации защиты информации на мобильных устройствах на основе ГОСТ". Еще один фактор, не всегда очевидный, - нежелание самих сотрудников подключать личные устройства под управление корпоративной MDM-системы.

Другой препятствующий фактор - предприятия иногда не очень понимают, нужны ли им мобильные технологии в работе сотрудников. А когда что-то не очень понятно, то все стараются действовать по максимуму в вопросах информационной безопасности, то есть попросту запрещают удаленный доступ - "от греха". Конечно же появление мобильных устройств заставляет пересмотреть политику информационной безопасности и изменить подход, применяемый ранее для ПК на стационарных рабочих местах. Но это не является причиной полного запрета мобильной работы сотрудников, особенно если она необходима. На деле отсутствие возможности использовать корпоративные мобильные устройства для работы с коммерческой и конфиденциальной информацией вытесняет пользователей за периметры безопасности в общедоступные сервисы, которые и несут реальную угрозу.


Еще по теме