Мобилизованный формат
Пользователи Интернета привыкли к тому, что в Сети существует пять – шесть видов сайтов. Иногда, используя телевизионную терминологию, их называют форматами. Наиболее известные – это информационные и развлекательные сайты, сервисы в виде каталогов или почтовых серверов. Война в Ираке вывела в свет новый формат, который пока не имеет своего имени, и его по традиции называют «спецпроект».
Незадолго до начала боевых действий в Рунете появился «спецпроект» irak.ru. Ежедневно с начала конфликта на него приходят около 100 000 читателей, а в пиковые моменты – до 140 000. Для российского Интернета такой скачок посещаемости за неделю – от 0 до 140 000 – является своеобразным рекордом. Популярность, которая другим ресурсам стоила нескольких лет работы и больших финансовых вложений, была достигнута очень быстро. Причем для привлечения аудитории не использовались баннеры или рекламные сети.
Секрет такой популярности кроется в нескольких простых принципах: четкая идея ресурса, известные руководители проектов, имена которых уже сами по себе притягивают внимание, и запоминающееся доменное имя.
Руководителем проекта irak.ru выступил заместитель генерального директора Первого канала телевидения Марат Гельман, а главным редактором стал Гейдар Джемаль, глава Исламского комитета России. К работе над сайтом привлекли несколько десятков экспертов, в том числе военных специалистов. Сухая аналитика была дополнена лентой коротких новостей, приходящих как от западных агентств, так и от арабских «Аль Джазира» и «Аль Араби», чьи сайты были обрушены хакерскими атаками сразу после появления на них фотографий американских военнопленных. Домен irak.ru легко запоминается, и при поиске слова «Ирак» через Yandex адрес этого сайта появлялся в результирующем списке первым.
Такая подача в Интернете эффективна, когда появляется глобальная новость, которая вызывает всеобщий повышенный интерес. Первые подобные «спецпроекты» стартовали после событий 11 сентября, другие были созданы, когда началась война в Афганистане, а также после захвата зрителей «Норд-Оста». События такого масштаба привлекли внимание даже тех зрителей, которые раньше вообще ничем не интересовались за пределами своего собственного мирка. В таких ситуациях люди хотят знать, что же все-таки происходит на самом деле и как это может повлиять на их жизнь. Причем подобные потрясения, затрагивающие каждого человека, будут случаться все чаще по мере того как мир превращается в глобальное информационное пространство».
Первоначальные «спецпроекты» были максимально упрощенными в оформлении, чтобы серверы могли выдержать одновременный натиск десятков тысяч читателей. Если позволяли технические возможности, к текстам добавлялись фотогалереи и видеоматериалы.
Преимущество нового формата в том, что сайт посвящен только одной теме и не разжижен потоком дополнительной информации. Читателю легко ориентироваться на сайте.
У «спецпроектов» короткая жизнь, которая заканчивается после того, как поток информации исчерпывается и событие уходит на периферию общественного внимания. Однако место одного «спецпроекта» занимает другой. Они все чаще оказываются «мобилизованными» жизнью и уже обретают видовые черты. А читатель привыкает идти на «формат», где он предполагает найти максимально полные оперативные новости и комментарии, касающиеся только одного события.
Получив информацию, люди стремятся обсудить ее. Они чувствуют, что Ирак – это не столько картинка в телевизоре, сколько момент истории, затрагивающий их интересы. Интерактивная природа Интернета через форумы и другие инструменты общения позволяет читателям найти объяснение происходящего и даже преодолеть беспокойство.
Логика подачи содержания в Интернете приближается к телевизионной: существует система анонсов, продвигающих материал, прайм-тайм для размещения и другие особенности. Но даже телевидение не может сравниться с Интернетом в возможности устанавливать обратную связь с аудиторией. Новый формат, который теперь сопровождает почти каждое глобальное изменение, помогает осмыслить, как мир реагирует на события, и он востребован, потому что интерактивен. Новый формат предполагает рефлексию читателей и обсуждение происходящего с незнакомыми, но оказавшимися в «одной лодке» согражданами.