Мобильные инновации

Широкополосная беспроводная связь, карманные компьютеры, смартфоны превращают «мобильный офис» не в одно из возможных решений, а в необходимое условие для выживания компаний в конкурентной среде. Использование ИТ приводит к увеличению отдачи от работы сотрудников и росту конкурентоспособности компаний.

 

В январе этого года аналитическая Economist Intelligence Unit по заказу корпораций Oracle и Dimension Data провела исследование CEO Briefing. Было опрошено 500 руководителей компаний из разных отраслей по всему миру. Основная задача исследования заключалась в выяснении, какие факторы с точки зрения руководителей несут угрозу их бизнесу, как на эти угрозы отвечать и что является движущей силой изменений. Из всего массива данных мы выбрали ответы на два вопроса (рис. 1, 2), потому что они показывают, какие основные тенденции в глобальном бизнесе видят главы предприятий. По мнению опрошенных, основными силами, меняющими деловой пейзаж, являются развитие технологий и аутсорсинг производства продуктов или услуг. А главными рисками – рост конкурентной борьбы, невозможность быстро реагировать на изменения на рынке и проблемы с привлечением и удержанием на работе талантливых людей.

 

Белки в колесе

 

Гибкость, мобильность и человеческий капитал – эти три проблемы в основном рассматривались на прошедшей в Германии в марте этого года выставке CeBIT.

«Мы идем в новую эру. Вокруг нас возникает новый мир, построенный на цифровых технологиях. Очень скоро вы легко сможете передавать с различных устройств те или иные данные, видео, говорить глаза в глаза с партнером, находясь за тысячу километров друг от друга. Это сильно поменяет корпоративную культуру», – говорит директор по маркетингу компании Lucent Technologies Джон Гир.

Количество контактов, которые способен поддерживать менеджер, увеличивается благодаря ИТ-технологиям. Рост отдачи, или, как говорят консультанты, продуктивности, стремительно растет. Те, кто использует старые системы управления, основанные на традиционной бумажной бюрократии или привязанные к фиксированной связи, двигаются медленнее. Они не способны мгновенно принимать решение с минимальным риском.

«Технологии меняются быстрее, чем люди успевают приспособиться к ним, – рассуждает Джон Гир. – Каким образом в таком случае вернуть вложенные инвестиции? Только через усиление роли маркетинга и предоставление все новых сервисов».

В то время как телекоммуникационные компании не могут вернуть инвестиции в третье поколение связи, компании-производители уже работают над четвертым поколением. И остановиться они тоже не могут, потому что найдутся конкуренты, которые опередят их. Но даже противники вынуждены сегодня более тесно сотрудничать для того, чтобы их решения были совместимы и работали в «бесшовной» цифровой среде.

Еще в конце прошлого года такие непримиримые конкуренты, как Microsoft, Sun Microsystems, Dell, Intel и AMD, подписали соглашение о разработке общей спецификации для веб-сервисов. Совместимость решений в этом вопросе гораздо важнее конкурентной борьбы. На CeBIT эти компании уже представили  первые совместные спецификации.

Уве Клингебель, вице-президент подразделения профессиональных услуг в регионе EMEA компании Lucent Technologies, говорит: «Сегодня крупные компании выступают в отдельных сегментах конкурентами, а в других – партнерами. Рынок становится неоднородным из-за интеграции ИТ и телекома. В некоторых странах операторы связи уже конкурируют с кабельным телевидением. Еще недавно мы тоже были только инженерной компанией. Теперь же у нас гораздо больше направлений деятельности. Кроме производства и обслуживания оборудования мы оказываем услуги по интеграции приложений на различных сетях, существующих в компании, занимаемся аутсорсингом поддержки сетей».

 

Мобильный переход

 

По данным исследовательской IDC, рынок мобильных устройств в Европе в прошлом году вырос на 29%, а продажи ноутбуков – на 18%. Эта тенденция повлияла и на развитие корпоративных сетей. Предприятия стали вносить изменения в свои приложения и инфраструктуру, чтобы поддерживать удаленных сотрудников. По мнению аналитиков европейской консалтинговой компании Ovum, высказанного во время проведения практической конференции на CeBIT, вносить такие изменения очень непросто. Большинство корпоративных сетей развивались годами. Информационные системы ныне состоят из различных приложений, работающих на плохо совместимых аппаратных платформах. Прогнозировать, как будут встроены в эту среду мобильные приложения, – трудно.

Однако, несмотря на существующие трудности, в основу планирования инфраструктуры ложится требование гибкости. За ним, по мнению одного из руководителей Ovum Криса Льюиса, следуют – централизация данных, совмещение голоса и данных, обеспечение мобильного доступа к корпоративной сети. Поскольку наибольшую гибкость таких решений обеспечивает веб-архитектура, то возникает задача обеспечения ее безопасности.

Исследователи отмечают, что переход от ПК-ориентированной к мобильной инфраструктуре будет непрост психологически. Люди привыкли к персональным компьютерам, в которых они накапливают и контролируют информацию. Внедрение концепции «информации по требованию» предполагает, что вся информация хранится на централизованном сервере, который расположен во внешнем хранилище данных (Data Center). Но, видимо, менеджерам придется привыкать к такому стилю работы, поскольку он сокращает издержки на содержание собственных ИТ-систем. Популярность «тонких клиентов» снова возвращается. Теперь ее достоинство видят не в обеспечении безопасности и более низкой стоимости одного рабочего места, а в  возможности поддержания гибкой мобильной инфраструктуры.

 

Недорогая Европа

Исследование Economist Intelligence Unit показало рост значения аутсорсинга в глобальной экономике. Эта тенденция была очевидна на форуме IT-Outsourcing solutions, который привлек внимание посетителей больше, чем в предыдущие годы. Свои услуги на нем активно продвигали восточноевропейские страны. Их аргументы были довольно просты: мы – Европа, при этом стоимость нашей рабочей силы невелика и сравнима с тем, что предлагают индусы. Представители Восточной Европы, в частности, ссылались на данные отчета IDC, судя по которым доход разработчика в Чехии, Словакии, Польше и Венгрии составляет около 9600 евро, в Индии – 7700 евро, а в Ирландии – 19 000 евро.

 

Что на уме у директоров

Агентство Forrester опросило на CeBIT 535 руководителей европейских малых и средних компаний. В эту категорию они включали компании численностью до 1000 сотрудников. Оказалось, что средний бюджет на ИТ составляет $1,2 млн. Обычно фирмы закупают настольные компьютеры HP или Dell, маршрутизаторы Cisco и ПО Microsoft. Только 18% компаний собираются проводить модернизацию компьютерного парка в этом году, в то время как 60% готовятся приобрести новое ПО. В первую очередь – программы, обеспечивающие безопасность. CRM-системы и тяжелые аналитические приложения пользуются малым спросом.

 

 

Бесплатный телефон

На выставке CeBIT заметно увеличилось количество компаний, связанных с электронной торговлей. По данным агентства Forrester Research, свыше 96 млн жителей Европы уже осуществляют покупки через Интернет.  В прошлом году в электронных магазинах европейцы потратили 40 млрд евро, средний платеж составил 223 евро. Наибольшим успехом пользуется крупнейший английский супермаркет Tesco. Средний онлайновый чек в нем составляет 442 евро.

Развитие мультимедийных услуг породило целый класс устройств, которых прежде не существовало. В частности, е-фоны, то есть телефоны, работающие в компьютерных сетях. Руководитель провайдера Skype  Никлас Зенстрем устроил целое шоу, демонстрируя  решение своей компании. Skype был введен в коммерческую эксплуатацию в середине сентября прошлого года, а уже к концу 2004-го число его пользователей достигло 13 млн человек. Ежедневно это количество увеличивается на 80 000. Рецепт успеха прост: Skype предлагает бесплатные международные и внутренние звонки. Но только с компьютера на компьютер. При помощи несложной программы пользователь по Интернету выходит на своего партнера и спокойно с ним  разговаривает. Никаких географических ограничений в глобальной сети не существует. В случае если оба абонента подключены к Skype, звонок бесплатный. Если же абонент звонит на стационарный или мобильный телефон, оплата за звонок идет по тарифам обычной ip-телефонии. Представители компаний, вынужденных совершать множество междугородних звонков, восприняли этот выступление  Никласа Зенстрема положительно. Но никто из аналитиков пока не берется предсказать, к чему приведет такая инновация.