Top.Mail.Ru
архив

Мобильные песни и пляски

Мобильные телефоны становятся все более и более «навороченными». Однако в скором времени этот путь развития может привести в тупик: телефоны с большим количеством дополнительных функций перестанут справляться с основными. В таком случае «трубки» снова станут аскетичными. Подобная ситуация имела место в середине 80-х в секторе аудиоаппаратуры.

 

Первые мобильные телефоны представляли собой громоздкие устройства размером с небольшой чемодан. Качество передачи речи через них значительно уступало проводной телефонии, к тому же при каждом сеансе связи приходилось искать точку в пространстве, где связь была бы устойчивой. Пределом мечтаний тогда был компактный мобильный телефон с высокой чувствительностью и качеством передачи речи не хуже, чем у обычного телефона.

Шли годы. Всю электронику, которая раньше располагалась в чемоданчике, оказалось возможным поместить внутрь трубки. Благодаря цифровым технологиям мобильные телефоны стали передавать речь не хуже своих проводных собратьев. Устойчивая связь обеспечивается практически во всех точках зоны покрытия. И производители задумались над тем, куда развиваться дальше.

 

Как приблизить старость

В конце 90-х годов мобильные телефоны представляли собой почти совершенные устройства. В качестве классического примера можно привести легендарный мобильный телефон Ericsson A1018s, появившийся в 1999 году. Этот телефон имеет хорошее качество звука, высокую чувствительность и минимальный набор функций, необходимый пользователям. Но недавно Ericsson A1018s перестали производить, хотя он до сих пор имеет немало поклонников. Выпуск данной модели стал невыгодным: в момент снятия телефона с производства его оптовая цена составляла всего $50. Причина падения цены – насыщение рынка простыми телефонами других производителей. В странах с высокой платежеспособностью населения каждый, кто хотел, приобрел мобильный телефон хотя бы самой простой модели. Например, в странах Европейского союза около 50% населения имеют мобильные телефоны.

Срок службы телефона составляет около трех лет. Такая ситуация огорчает производителей телефонов – компании хотят, чтобы потребитель менял свой телефон хотя бы раз в год. Для этих целей компании добиваются морального старения собственной продукции. На протяжении 90-х годов у пользователей мобильной связи действительно было немало поводов покупать новые телефоны: переход от аналоговых стандартов к цифровым, уменьшение размеров аппаратов, появление SMS и многие другие. Однако сейчас настал момент, когда дальнейшее уменьшение размеров телефонов стало бессмысленным, так как очень маленьким аппаратом просто неудобно пользоваться.

Дальнейшее совершенствование мобильных телефонов может быть связано с обеспечением полноценного доступа в Интернет с мобильного телефона. Но тут есть свои проблемы – не везде существуют широкополосные сети, а доступ к ресурсам Интернета через обычные сети GSM по протоколу WAP имеет серьезные технические ограничения: маленький экран мобильного телефона не приспособлен для передачи графики. Можно увеличить размер дисплея, но тогда конструкция телефона перестанет удовлетворять пользователей. Пока наиболее удобной функцией доступа в Интернет с мобильного телефона является пересылка электронной почты, но с этим и без Интернета справляются все телефоны, имеющие функцию SMS.

 

Калькуляторы и беременность

Совершенствование собственно мобильной связи ограничено возможностями существующих стандартов, изменение которых займет много лет. В этих условиях производители телефонов выбрали иной путь – они вводят все новые и новые функции, не связанные непосредственно с телефонной связью. Тут уж фантазия разработчиков вырывается за жесткие рамки стандартов.

Первой компанией, задумавшейся над введением дополнительных функций в мобильные телефоны, стала Ericsson. В середине 90-х годов она стала выпускать мобильные телефоны со встроенным микрокалькулятором. Идею подхватила и развила компания Philips: наряду с обычным микрокалькулятором поместила в телефон и калькулятор биоритмов. Конечно, реализованный в мобильных телефонах алгоритм подсчета биоритмов не является строго научным. Но для молодежной аудитории, на которую ориентированы такие телефоны, это и не главное – подсчет биоритмов воспринимается ею как своего рода игра.

Еще дальше пошла Samsung. Ее телефон SGH-A400 умеет рассчитывать алгоритм женского цикла и давать своей хозяйке советы, какие дни являются благоприятными для зачатия ребенка.

Что касается мобильных игр, первой их опять-таки стала внедрять Ericsson. В современный мобильный телефон «зашито» обычно от трех до пяти игр. Пользователь не может самостоятельно записать в телефон новую игру. Если он захочет освоить другие игры, ему придется купить себе новый мобильный телефон, чего от него и ждут производители.

Неудивительно, что игры для мобильных телефонов сейчас являются ареной ожесточенной конкурентной борьбы. Nokia сделала серьезную ставку на игры. Появившийся в начале 2001 года телефон Nokia 3330 способен соединяться с Интернет-клубом, и заядлые игроки могут соревноваться, кто больше наберет очков. А Nokia 5510 обладает необычным дизайном, чем-то напоминающим дизайн карманной игровой консоли.

От Nokia пытается не отстать и немецкая Siemens, в телефонах которой есть игры с трехмерной графикой. Последний «писк» моды – игры для мобильной телефонии создают компании, поднаторевшие в этом деле на компьютерном поприще. Так, например, игры для телефона Alcatel OT 511 разрабатывала известная компания Infograms. По прогнозу некоторых аналитиков, оборот рынка игр для мобильных телефонов к 2006 году может достичь $5 млрд.

 

Музыка на-а-ас связала

Мобильный телефон, подобно диктофону, имеет микрофон и динамик. Это сходство навело инженеров Motorola на мысль, что в телефон можно встроить диктофон. Поначалу диктофон мог записывать всего несколько минут речи, сейчас счет ведется на часы. Следом телефония освоила и музыку. Телефон Siemens SL45 способен проигрывать музыкальные файлы в формате MP3.

Sony, занимающая сильные позиции в игровом бизнесе, вскоре нанесла ответный удар, выпустив мобильный телефон CMD-MZ5 с той же функцией.

Некоторые телефоны освоили функции FM-радиоприемников. Передавать радиопередачи умеет легкий и компактный Alcatel OT 511. Появление этого телефона было очень серьезно воспринято конкурентами – следом за Alcatel свой гибрид телефона и радиоприемника вывела на рынок Nokia (модель 8310). Теперь конкурентам требуется недюжинная фантазия, чтобы придумать что-то новое.

Поскольку высокоскоростные сети передачи данных пока не получили широкого распространения, «навороченные» телефоны от Siemens, Sony и Nokia загружают файлы не напрямую из Интернета, а через ПК. Похожая проблема свойственна и другому продвинутому мобильному телефону, Benefon ESC!, имеющему встроенную систему глобального спутникового позиционирования. Такой телефон позволяет точно определить место, где в данный момент находится пользователь, и показать его на экране. Однако Benefon ESC! не может самостоятельно скачивать из Интернета карты местности, их приходится загружать из ПК.

 

Лучше меньше, да лучше?

Дополнительные функции – хорошая приманка для широкой аудитории. Однако разумный ценовой предел для массового мобильного телефона находится на уровне $350. Если производители будут пытаться «трамбовать» в телефон ценой $350 все больше и больше новых функций, им придется экономить на основных параметрах мобильного телефона, то есть на качестве связи.

Подобное явление наблюдалось на рынке бытовой аудиотехники в 80-х годах.

Производители оснащали аудиоаппаратуру все большим числом дополнительных функций и при этом старались не выходить за разумные ценовые пределы. Однако потребителей интересовали прежде всего основные, а не дополнительные функции. Покупатели дорогой аппаратуры вообще проявили равнодушие к ненужным с их точки зрения «наворотам». В итоге сегодня престижная высококачественная аудиоаппаратура обладает очень ограниченным числом дополнительных функций. Не исключено, что в недалеком будущем самые престижные модели мобильных телефонов тоже будут подчеркнуто аскетичными.

Как будут выглядеть телефоны следующего поколения, сегодня еще не вполне понятно. Японцы пытаются наделить телефоны большим количеством дополнительных развлекательных функций, а европейцы делают ставку на использование телефонов в бизнесе.

Еще по теме