Модератор Москвы
Сергей Собянин — идеальный для Кремля исполнитель роли главы региона. Несамостоятельный, без своей команды, легко отыгрывающий назад и при этом быстро ориентирующийся в настроениях власти. "Если будут переноситься федеральные учреждения на вновь образованную территорию, это, естественно, разгрузит центр, он не будет так загружен", - сказал мэр на последней встрече с президентом, касавшейся расширения Первопрестольной. "Не "если", а будут, это уже приняли", - резко поправил Сергея Собянина Дмитрий Медведев. Сомнения мэра Москвы объяснимы. "Решение о новых границах Москвы было политическим и принято "сверху" без серьезного экономического обоснования", - считает директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. Исполнять его предстоит не Собянину, а его подчиненным. Кто же они?
Федеральная собственность
Кадровых изменений в мэрии произошло не так много, но все ключевые посты быстро заняли экс-представители федеральной власти. "В чистом виде собянинских людей в правительстве Москвы нет, - констатирует генеральный директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. - Исключение составляет глава его аппарата Анастасия Ракова, которая является его правой рукой на протяжении уже десяти лет". Юрист по образованию, она в 2001 году в возрасте 25 лет стала помощником Сергея Собянина, возглавившего тогда Тюменскую область, и с тех пор по мере продвижения своего шефа по служебной лестнице неизменно следовала за ним. В 2005-м Анастасия Ракова становится руководителем аппарата губернатора, а в 2006-м вместе с ним переезжает в Москву и назначается на должность замруководителя секретариата главы Администрации президента РФ. Ее последнее место работы в федеральном правительстве - замруководителя аппарата правительства. "Ракова - компетентный сотрудник, который разгружает Собянина по всем ключевым вопросам, - отмечает Павел Толстых, директор Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - На всех позициях, где бы она ни находилась, вела себя очень профессионально". В столичном правительстве Ракова курирует политико-социальные вопросы, руководя аппаратом Собянина в ранге заместителя мэра и являясь полномочным представителем мэра в Мосгордуме. Она взяла на себя роль Сергея Цоя в правительстве Юрия Лужкова, переложив работу со СМИ на экс-шефа "Российской газеты" Александра Горбенко.
"Работая с Собяниным, Ракова никогда не проявляла самостоятельность и строго следовала в его фарватере, - подчеркивает Станислав Белковский. - При этом все остальные заместители столичного мэра являются представителями тех или иных групп влияния". По его словам, Николай Лямов - человек из команды министра транспорта Игоря Левитина; Артем Ермолаев, возглавляющий департамент информационных технологий, связан с нынешней командой Минсвязи; Ольга Голодец представляет интересы бывшего бизнесмена, а ныне политика Михаила Прохорова. "Если Юрий Лужков расставлял на ключевые позиции своих людей и был хозяином положения, то Кремль отдал Москву различным группам влияния, назначив модератором этой ситуации Сергея Собянина", - говорит Станислав Белковский. Может быть, по этой причине новый мэр в первый год своего руководства городом решил показать москвичам, что он гораздо лучше предшественника?
Финансовый департамент - важнейшая структура любого правительства, национального или регионального. Мимо него не пройдет согласование ни одного крупного инвестиционного проекта, без его ведома не состоится продажа столичного имущества, но главное - он отвечает за подготовку городского бюджета, который только на этот год оценивается в 1,4 трлн руб. Именно поэтому департамент стал напрямую подчиняться Сергею Собянину, а его главой назначили Веру Чистову, длительное время проработавшую в Минфине. "Расстановка людей из Министерства финансов на те стратегические направления, по которым идут основные расходы бюджетных средств, - это политика главы Минфина Алексея Кудрина, - поясняет ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - В Москве собирается значительная часть налогов, и Минфин не хотел повторения ситуации в Подмосковье, где едва не произошел дефолт, а область пришлось взять на федеральное финансирование".
Вторая важная позиция в московском правительстве - руководитель департамента имущества. На эту позицию, уже из Росимущества, была приглашена Наталья Сергунина, возглавлявшая в ведомстве Юрия Петрова управление недвижимого и движимого имущества. Через ее департамент проходят все приватизационные конкурсы и решаются земельные вопросы - больное место федерального центра, который не мог поделить с Юрием Лужковым землю и объекты недвижимости. Так, два участка на западе Москвы общей площадью более 54 га указом президента от 1993 года были предназначены для размещения 12 дипломатических представительств (Китай, Индия, Куба, Вьетнам, Гвинея, Афганистан, Гана, Никарагуа, Пакистан, Таиланд, Мозамбик и КНДР). Но в 2007-м и 2008-м Юрий Лужков подписал распоряжения, в которых говорилось, что компания "Интеко" Елены Батуриной построит на одном участке бизнес-центр, а на другом - жилой комплекс. Первое, что сделала Наталья Сергунина, это вернула землю федеральному центру. Она пересекалась с Сергеем Собяниным, когда работала в Росимуществе и занималась юридическими вопросами принадлежности земли. Нового заместителя мэра эксперты называют кандидатурой руководителя Росимущества Юрия Петрова.
Тройка Собянина
Кооперация с Московской областью произошла по трем основным направлениям. Во-первых, это имущественные вопросы, вернее, земля Московской области, присоединенная к столице. Во-вторых, городское строительство, которое при Юрии Лужкове курировал первый заместитель мэра Владимир Ресин. Несмотря на то, что он сохранил должность, ему не подчиняется ни один департамент, а его полномочия поделены между Маратом Хуснуллиным (заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства) и Николаем Лямовым (руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры).
До переезда в Москву осенью прошлого года Марат Хуснуллин более 9 лет возглавлял Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана. Под его руководством в республике был реализован проект реформирования ЖКХ. По этой программе его и запомнил Сергей Собянин, бывший тогда главой аппарата правительства. Однако в 2009 г. Татарстан не справился с реализацией программы социальной ипотеки, а в конце прошлого года президент республики Рустам Минниханов устроил разнос подчиненным за находящийся на грани срыва план по вводу социального жилья. Среди виновников был назван и Хуснуллин.
Хотя формально ЖКХ занимается еще один человек из команды Юрия Лужкова Петр Бирюков, Марату Хуснуллину перешла большая часть полномочий Владимира Ресина. Он отвечает за работу департаментов градостроительной политики и строительства, комитета государственного строительного надзора, Москомархитектуры, управления по обеспечению реализации инвестиционных проектов. По сути, именно Хуснуллин теперь курирует весь столичный стройкомплекс. Он же активно подбирает себе кадры. Так, в июне на работу в мэрию вышел экс-глава Миндортранса Республики Татарстан (РТ) Владимир Швецов. Он назначен на должность замначальника департамента строительства Москвы, где будет контролировать вопросы строительства столичного метро. В том же департаменте строительства работает Рафик Загрутдинов, бывший замминистра строительства РТ. А всего в мэрии трудятся около десятка подчиненных Хуснуллина в бытность его работы в правительстве Татарстана.
Часть полномочий Владимира Ресина разделил с Маратом Хуснуллиным руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов. "Не менее 200 млрд руб. из 1 трлн руб., получаемых ежегодно от приватизации городского имущества, пойдет через его департамент", - подчеркивает Дмитрий Абзалов.
Старые кадры
В новом столичном правительстве произошло значительное усиление строительного направления. При этом Сергей Собянин придерживается определенной тактики при замене подчиненных. Он не стал "перетряхивать" все правительство (среднее звено), ограничившись расстановкой новых людей на ключевые позиции. Собянин даже оставил в своих заместителях чиновников из команды Юрия Лужкова. Надолго ли? "Владимир Ресин и Петр Бирюков доживают свой век, оставлены они, чтобы соблюсти преемственность власти, - полагает Станислав Белковский. - Кроме того, важно было подобрать ключи к бизнес-империи Лужкова - Батуриной". И здесь, по словам политолога, свою роль сыграли обиженный Еленой Батуриной Владимир Ресин и бывший охранник Юрия Лужкова Владимир Шукшин, у которого тоже не сложились отношения с супругой экс-мэра. Сергею Собянину потребовались опорные фигуры старой команды, негативно относившейся к Батуриной и поддержавшей смену власти. "Шукшин сыграл свою роль и в конце июля был уволен, - констатирует Станислав Белковский. - Владимир Ресин является более крупной фигурой, поэтому пока остается в правительстве, а Петр Бирюков отвечает за ЖКХ, самое уязвимое место столицы, и еще необходимо время, чтобы новые замы нашли своих людей, которые смогут справиться с жизнеобеспечением города".
Положительно относится федеральный центр и к работе еще одного человека из лужковской команды - заместителя мэра по социальной политике Людмиле Швецовой. "Ее называли среди потенциальных кандидатов на место главы Мосгордумы Владимира Платонова", - вспоминает Павел Толстых. Но накануне думских и президентских выборов социальный блок слегка модернизировали, сохранив его в подчинении Людмилы Швецовой. "Перестановки продолжатся, - уверен Дмитрий Абзалов. - Но произойдут они после завершения политического сезона".
Главным приобретением Сергея Собянина эксперты называют бывшего главу совета директоров ИК "Тройка Диалог" Андрея Шаронова. В правительстве он будет заниматься привлечением инвесторов. "Это хороший профессионал в области экономики и финансов, который знает, что делает", - уверен президент ИГ "Московские партнеры" Евгений Коган. По его мнению, многие экономические вопросы будут со временем переданы Андрею Шаронову. "Это влиятельная фигура в системе федеральной власти", - подтверждает Станислав Белковский. Но подчеркивает, что с самого начала своей карьеры Шаронов являлся "ставленником кругов, близких к Высшей школе экономики", то есть Минэкономразвития (Эльвира Набиуллина - супруга ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова. - Прим. "Ко"), а затем работал в ИК "Тройка Диалог", структуре, завязанной на ключевые фигуры федерального влияния.
Господин модератор
Получается, что Собянин полностью перекроил структуру правительства. Он повторил федеральную схему с профильными вице-премьерами, и сейчас в его прямом подчинении девять замов и ключевые департаменты. Если при Лужкове существовала сложная правительственная пирамида, состоящая из министерств, ведомств и департаментов, и трудно было сказать, чье влияние сильнее (вице-мэра или руководителя департамента), то Сергей Собянин реализовал линейную схему с профильными заместителями. Каждый из них отвечает строго за свое направление. Подобная модель управления позволяет избежать монополизации города, как это произошло при Юрии Лужкове, но в самостоятельности Сергея Собянина в плане принятия важных решений можно усомниться.
Об этом свидетельствуют многие начинания нового мэра. Например, продажа муниципального пакета акций Банка Москвы, проведенная в интересах ВТБ, причем абсолютно непрозрачно. Продолжился снос исторических зданий в Центральном административном округе, несмотря на запрет точечной застройки в центре Белокаменной. Последняя история связана с домом № 25 по Большому Козихинскому переулку и с избиением его защитников. Скандальность делу придает то, что за несколько дней до этого управа пообещала жителям создать конфликтную комиссию, а компания "Сатори", выполнявшая работы по сносу, объявила, что срок действия ордера на разрушение дома истек. Тем не менее 8 августа дом снесли. По словам Елены Ткач, координатора Общественной коалиции в защиту Москвы, за сносом и новой стройкой в Большом Козихинском стоит Денис Китаев, сын Нины Китаевой, заместителя вице-мэра Владимира Ресина.
В недавнем интервью газете "Ведомости" Сергей Собянин заявил, что с ключевой задачей, поставленной перед правительством, мэрия справилась. "Развернули политику города лицом к москвичам, а не к бизнес-группам, которые наживались на городе, получая сверхприбыль", - сказал мэр. Эксперты так не считают. "Мэр постарался показать москвичам, что он лучше своего предшественника, но запала хватило на несколько месяцев", - констатирует Станислав Белковский. Проблема автомобильных пробок не решена, план по увеличению числа паркингов в столице фактически остался на бумаге, снос торговых палаток не добавил Собянину популярности в глазах малого бизнеса. При этом все наблюдают за массовой заменой асфальта на тротуарную плитку, что вызывает массу вопросов не только у москвичей, но и у профессионалов.
Похоже, перед столичным градоначальником ставилась другая цель. Москва стала пилотным проектом по интеграции федеральной власти в политическую и экономическую систему региона. В ближайшее время этот опыт может быть распространен и на другие территории. Например, на Санкт-Петербург.
Расширение Москвы
В свое время участники рынка прозвали Юрия Лужкова "властелином колец" - за любовь к кольцевым магистралям. Его сменщик решил действовать иначе. Согласно предложению Сергея Собянина, территория новой Большой Москвы будет представлять собой восьмерку или, как ее уже стали называть, "замочную скважину".
В новом районе Москвы основными землевладельцами являются УК "Масштаб" Вадима Мошковича, группа "Абсолют" и RDI Group. В числе других новоявленных московских лендлордов называют Инвестбанк, Марьинскую птицефабрику и казахстанскую компанию REDI Capital. Однако реализованных проектов здесь не очень много. Возможное развитие инфраструктуры со столичным масштабом - это, безусловно, плюс, но компании опасаются значительного усложнения и без того непростого процесса всевозможных согласований.
Пока положение собственников будущих московских земель завидным не назовешь. Столичные власти решили резервировать необходимые для строительства инфраструктуры участки на присоединяемых к городу территориях. При этом механизм резервирования земель вступит в силу после официального присоединения территорий, когда будет разработан генплан их развития. В ближайший год собственники могут не опасаться, что на их землю наложат ограничения. По закону такие земли нельзя продавать или сдавать в аренду. В таком случае резервирование становится обременением.
Самым главным является вопрос, где разместятся новые здания государственных учреждений, если они все-таки будут построены. Пока представители московской администрации заявляют, что такие объекты могут быть возведены на новых территориях, однако, где именно, не уточняют. В частности, по данным "Интерфакса", власти предлагают двигаться "в Рублево-Архангельском направлении". Не исключено, что речь идет о проекте "Рублево-Архангельское", принадлежащем Сбербанку. Так, Герман Греф уже неоднократно заявлял о своей готовности предоставить территорию для строительства новых административных зданий.
Участники рынка изначально видели в этом проекте много странного. Несмотря на то, что он был заявлен как "город миллионеров", проект включили в программу "Доступное жилье". Правда, потом его из нацпроекта исключили. Поначалу девелопером выступали структуры Сулеймана Керимова, ранее не замеченного в реализации крупных собственных подобных проектов. В 2005 году он заплатил за землю $215 млн. Затем владельцем стали структуры БИН-банка, причем якобы для покупки Сбербанк выдал кредит примерно на $5 млрд - деньги даже для такого проекта просто невероятные. В итоге в силу различных причин проект перешел к Сбербанку. Если именно здесь будет решено строить административный центр, то многоходовка Германа Грефа, по мнению участников рынка, обретет смысл. Рализовать землю сегодня за такую сумму можно только государству. "Решение о расширении Москвы я связываю с интересами отдельных бизнесменов и структур, которые в начале 2000-х годов скупили землю в ближнем Подмосковье. А в кризис 2008-го убедились, что продать ее или использовать на рыночных условиях не удастся", - говорит Станислав Белковский, генеральный директор Института национальной стратегии.
Тротуарная плитка
В мэрии убеждены, что плитка экологичнее и даже дешевле асфальта. По словам руководителя департамента ЖКХ столичного правительства Андрея Цыбина, стоимость квадратного метра плиточного покрытия составляет 3400 руб., а асфальтового бетона - 1200 руб. Асфальтовый бетон "работает" на тротуаре около 5 лет, а плитка может прослужить десятилетия. Поэтому, с учетом межремонтных сроков, плитка выходит дешевле.
К плюсам тротуарной плитки можно отнести ее нечувствительность к воздействию высоких летних температур, а к минусам - дорогую ручную работу и качество самого материала. При повышенных температурах из асфальтового бетона могут выделяться токсичные вещества. Укладывать асфальтовый бетон на тротуарах сложнее, от чего может страдать качество покрытия. Кроме того, под тротуарами часто прокладываются инженерные коммуникации, требующие ремонта, а вскрытие легче производить при плиточном покрытии.
В Европе, где центральные улицы большиства городов замощены тротуарной плиткой, может быть, и дешевле. Но в России об экономии говорить вряд ли стоит. "Многие компании поставляют плитку очень низкого качества, не считая проблем, связанных с технологией укладки, - заявил "Ко" заместитель заведующего кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Эдуард Котлярский. - Такой плитки хватит на год, максимум полтора". По его словам, тротуарная плитка менее приятна в эксплуатации, ее сложнее убирать и обслуживать. "Если бы материал полностью отвечал всем техническим требованиям и соблюдалась технология укладки, плитка была бы эффективнее и дешевле асфальта, - продолжает эксперт. - Но когда подрядчика заставляют опускаться на 30-50% по цене, за эти деньги невозможно приобрести качественный материал и точно реализовать технологию его укладки".
Собянин Сергей, мэр Москвы, тротуарная плитка, расширение Москвы