Top.Mail.Ru
архив

Модное слово «стратегия»

У российских бизнесменов новое увлечение – дирекции по стратегическому развитию и отделы стратегического маркетинга плодятся как грибы после дождя. Кажется, еще чуть-чуть, и по их количеству на душу населения Россия займет лидирующие позиции в мире. Однако «новорожденные» явно не могут найти свое место под солнцем. Есть два вопроса, на которые им ответить очень трудно, а признаваться в том, что ответить не получается – страшно: «Что такое стратегия развития?» и «Зачем она нужна?».

Начнем со второго вопроса, так как он гораздо более принципиален.

Судя по всему, этап стихийного развития российского бизнеса либо закончился, либо близится к завершению: собственность обрела своих хозяев, ситуация на внутренних рынках стала более-менее прогнозируемой, большинство компаний построили (хотя бы в первом приближении) относительно разумные системы управления и внутреннего учета. И тут стало очевидно, что топтание на месте – это самый дорогой процесс не только в науке, но и в бизнесе. Нужно развиваться. Но куда и как? Значит, нужна стратегия развития.

Подобная логическая цепочка кажется безупречной лишь на первый взгляд. В ней пропущено чрезвычайно важное звено: а чего хочет от бизнеса собственник? И простейший ответ – прибыли, прибыли и еще раз прибыли – не всегда оказывается верным. На уровне палатки с оптового рынка, вероятно, так и есть. Но даже на уровне бизнеса «средней руки» ожидания собственников, как показывает опыт, могут существенно расширять рамки классической политэкономии. Сфера интересов начинает включать в себя вопросы стоимости бизнеса, создания нового вида продукции или торговой марки, которая вдруг стала бы со временем не менее известна и престижна, чем Mercedes Benz. И вопрос «Зачем нужна стратегия?» в 90% случаев перерождается в вопрос «А чего хочет собственник?».

И тогда становится ясным и вопрос «Что такое стратегия развития?». Это путь от затаенных надежд собственника к действиям по их реализации. Здесь есть большое искушение создать четкий план-график действий, абсолютно непогрешимый и не нуждающийся в корректировках. Сделать это, правда, никому и никогда не удавалось. Жизнеспособная стратегия – это последовательность этапов, которые предстоит пройти, чтобы достичь поставленных целей. И вот о чем здесь надо помнить.

Во-первых, приоритеты. Древняя восточная мудрость гласит, что раздвоенной иглой нельзя сшить ткань (русский вариант – пословица о двух зайцах). Цели и задачи должны быть упорядочены: сначала нужно постараться достичь того-то и того-то, потом, если останутся силы и возможности, того-то и того-то, ну, и если «есть еще порох в пороховницах», то тогда уж этого и вот этого. Многие финансово-промышленные группы, сделавшие резкий рывок в середине 1990-х годов, существенно ослабли в конце десятилетия, когда попытались развивать несколько направлений одновременно. Все эти направления были перспективными, но управлять всеми сразу не получалось. Сейчас это вспоминаешь, наблюдая очередной этап строительства российских холдингов.

Во-вторых, ресурсы: время, деньги, люди. Всех трех, как правило, не хватает. Оценить точные потребности – почти невыполнимая задача. Каков же выход? Просчитывать несколько вариантов развития событий и всегда планировать существенный запас. Топ-менеджер одной крупной и активно развивающейся московской компании, работающей в сфере «быстрого питания», как-то признался, что 20-процентная точность выполнения планов означает для него 100-процентное попадание «в яблочко».

В-третьих, гигантомания. К цели надо идти максимально мелкими шажками, чтобы всегда иметь возможность вовремя остановиться (хотя бы для того, чтобы понять, а правильной ли дорогой идем?). Обратите внимание, как действуют успешные торговые сети – сначала открывается один магазин, на нем отрабатывается формат, и только потом модель начинает штамповаться.

Разумеется, в рамках небольшой статьи невозможно перечислить все подводные камни разработки стратегии развития – ведь это чрезвычайно сложная и трудоемкая задача. Видимо, поэтому отделы стратегического развития пока бездействуют. Но развиваться наугад – опасный аттракцион, и «спящий должен проснуться». Кто будет первым?

Еще по теме