«Мое лучшее творение еще впереди»
В ходе своей коронации британский монарх Карл III будет передвигаться по лондонским улицам в карете Britannia, украшенной золотом и бриллиантами. Ее стоимость, по разным оценкам, достигает 5 миллионов долларов. Эта карета была изготовлена к 60-летнему юбилею правления Елизаветы II, и ее официальное название — Государственная карета Бриллиантового юбилея. Создал ее Джим Френклингтон в своей мастерской в Сиднее. Проект прошел утверждение в Букингемском дворце и был реализован под надзором супруга королевы принца Филиппа.
Эксперты считают, что Френклингтон — единственный человек в мире, способный изготовить такую карету. Над созданием шедевра мастер с помощниками работал 10 лет. Несмотря на наличие нескольких спонсоров, ему пришлось заложить собственный дом, чтобы реализовать мечту и преподнести в дар королеве шедевр своего мастерства. Создатель кареты Britannia считает себя романтиком и преданным сторонником британской монархии. Ирине Островской — лингвисту, кандидату филологических наук, преподавателю Финансового университета — удалось познакомиться с Джимом Френклингтоном и побеседовать с этим удивительным человеком.
— Я живу в Австралии, все мое детство прошло на ферме в окружении домашнего скота. У нашей семьи были овцы, крупный рогатый скот и две лошади. Я хотел ездить верхом, но наши лошади были слишком большими для меня, поэтому наша семья решила взять шетлендского пони, чтобы я вместе с другими детьми с нашей фермы мог беспрепятственно упражняться в верховой езде.
Звали этого пони Черная Красавица. Она была немолода, из-за чего на ней было достаточно сложно передвигаться. Когда Черная Красавица видела препятствия, будь то дерево или забор, она резко останавливалась. Каждый раз мне приходилось слезать с нее и обходить препятствия. И тут мне в голову пришла идея сделать небольшую тележку, чтобы с комфортом передвигаться по ферме. Так началась моя карьера каретчика.
— Мне было около 8 лет. К сожалению, у меня не осталось фотографий того самого пони, но моя первая каретка-тележка до сих пор стоит у меня в мастерской, напоминая мне о моем детстве.
— Когда я вырос, началось мое путешествие за границу. Началось все с Канады, куда я отправился, когда мне было 20 лет. Я объездил пол страны, проехал вплоть до полярного круга.
Арктика стала моим центром притяжения на целых 3 летних сезона. Там мне удалось найти незаурядную работу в 100 километрах от Северного полюса, на которой приходилось трудиться с тяжелой техникой, строя авианосцы и военные самолеты.
— Я поехал в Канаду, потому что хотел поменять что-то в своей жизни, пойти навстречу приключениям, и я это сделал, о чем не жалею до сих пор.
В один из летних сезонов мы с товарищами по работе поехали в Англию. По счастливой случайности, мне удалось договориться, и я увидел Букингемский дворец изнутри, смог посмотреть на королевские кареты и лошадей. В королевских конюшнях я познакомился с несколькими работниками, с которыми мы быстро подружились.
На следующий год я вернулся в канадскую Арктику, а потом — опять в Англию, где встретился с моими друзьями из королевских конюшен. Они рассказали мне, что один из королевских конюхов уходит, и предложили устроиться на его место. После поездки домой в Австралию на Рождество я решил вернуться в Лондон с намерением работать в королевских конюшнях. Я успешно прошел собеседование, и меня приняли на работу. Только подумать, это было 48 лет назад!
Первое время я был одним из тех, кто присматривает за лошадьми супруга королевы Великобритании Герцога Эдинбургского Филиппа в королевских конюшнях. Позже я смог устроиться в сам Букингемский дворец, где находились все королевские кареты. Моими рабочими днями были среда и четверг, днем между 13:00 и 14:00 я работал там, общаясь с посетителями музея. Это были туристы из разных стран мира, которые желали полюбоваться королевскими каретами и лошадьми.
Позднее, в 1977 году, королева любезно дала мне свое согласие на отправку нескольких карет на выставку в Австралию. Одной из них была карета, которая была задействована на свадьбе принца Чарльза и принцессы Дианы в 1981 году.
На выставке в Австралии я понял, как много людей любят кареты, а мастеров каретного дела в мире нет. Их перестали изготавливать, потому что в начале XX века произошел технологический перелом и большинство людей захотели иметь машины, каретчиков становилось все меньше и меньше, а вскоре они и вовсе исчезли.
Я чувствовал, что кареты всегда будут востребованы в Великобритании, потому что британцы — чудесные и особенные люди, которым важны традиции и эстетика.
Кареты со временем стареют, и после моей просьбы Ее Величество дала согласие, чтобы я сделал новую карету для королевской семьи.
Я изготовил ее в Австралии, а потом отправил карету в Лондон, с гордостью представив королеве Елизавете II и принцу Генри. Королева использовала ее на церемониях открытия парламента и на прочих значимых для Британии государственных событиях.
— Ее дизайн был схож со старинными каретами, которые хранились в Букингемском дворце. Я пытался сделать ее более удобной и практичной. Это было особенно важно, я хотел поменять отношение людей к каретам, сделать этот транспорт более современным, ведь кареты имеют репутацию неудобного транспортного средства. Я сделал вентиляционную систему, чтобы сохранить тепло в холодный день и прохладу в жаркий, модернизировал подвеску и другие элементы. Я мечтал о том, что в один прекрасный день королева сможет с комфортом прокатиться в карете, которую я построил своими руками.
— Да, безусловно. Это как со старыми машинами — некоторые из них комфортны для езды, но не так, как современные автомобили, которые могут оставаться удобными в любых условиях, и мои кареты точно такие же.
— Да, затем я создал еще одну карету, превосходящую по многим параметрам предыдущую. Я говорю о Государственной карете Бриллиантового юбилея, которую можно назвать капсулой времени британской истории — в ее корпусе заключены сотни фрагментов исторических зданий. Эта карета не похожа ни на одну другую, созданную ранее. Она воплощает в себе историю Великобритании, уходящую вглубь почти на тысячу лет.
Это всего вторая королевская карета, построенная за 100 лет.
Карета Britannia запрягается шестеркой лошадей и оснащена современными техническими средствами: подогревом сидений в салоне, кондиционером, стеклами с электроподъемниками и гидравлическими амортизаторами, обеспечивающими плавность хода.
Журналисты назвали карету «мобильным музеем британской истории». В оформлении кареты использовались подлинные фрагменты исторических зданий Великобритании: Вестминстерского аббатства, Собора Святого Павла, Виндзорского и Эдинбургского замков; дерева, под которым сделал свое открытие Исаак Ньютон; военного корабля Генриха VIII; металлическая часть ружья с поля битвы при Ватерлоо; древесина с корабля адмирала Нельсона; Камня судьбы, который является священной реликвией Шотландии.
Золотые дверные ручки изготовлены новозеландским ювелиром, который украсил их 24 бриллиантами и 130 сапфирами. Фонари сделаны вручную шотландскими стеклодувами из эдинбургского хрусталя. Изнутри салон обит натуральным шелком.
Панорамная видеокамера, которой оснащена карета, позволяет сидящей в ней королеве видеть все, что происходит снаружи, и наблюдать, как ликует народ на улицах по пути следования кортежа.
На дверцах изображен герб королевства, а крыша драгоценной повозки по периметру украшена золотыми розами. В ее центре располагается большая золотая корона — символ власти монарха.
— По большей части я получаю маленькие кусочки древесины, взятые с исторических зданий Британии.
— Обычно за подобными зданиями кто-то присматривает. Я выяснял, кто они, звонил им и просил о помощи. Почти все шли мне навстречу и с радостью присылали ко мне в мастерскую кусочки дерева заказным письмом.
— Да, я получал их как подарок. В России, как и в других странах, есть «капсулы времени», закопанные в землю, когда они откроются, многих из нас здесь уже не будет. Все, что я хотел сделать, — создать подобную временную капсулу, но не закопав ее в землю, а сделав частью кареты.
— Стоит сказать, что некоторым таким кусочкам по 1000 лет. Например, замок Эмбер, но я использовал не только кусочки зданий, в карете есть также части от самолетов, например, от истребителя «Хоукера Харрикейн» или бомбардировщика «Ланкастер», которые участвовали во Второй мировой.
Это не только символ вечности, но в каком-то смысле и учебник истории, напоминающий о больших исторических событиях.
— Отправляя мне фрагмент, люди прилагали к нему сопроводительное письмо, подтверждая, что этот кусок взят именно с этого здания. Когда мне в Австралию приходила посылка, я все тщательно проверял и уже после этого соединял реликвию с каретой, подписывая, откуда она взята.
— Важны не только шедевры, но и люди, которые делали что-то великое для нации.
— Сегодня люди могут не понять, почему я выбрал такое необычное ремесло и что мной движет, когда я создаю карету. Попытаюсь объяснить. Когда я знакомлюсь с историями творческих людей, которые создали нечто великое единожды, но остались в истории на века, и даже спустя 3000 лет мы вспоминаем о них с гордостью, моя душа наполняется радостью, и я осознаю, что живу в мире без границ, где я могу создавать такие же великие вещи.
Как один из примеров могу привести работы Страдивари, который был настоящим гением в своем ремесле. Его знают многие как человека, создавшего идеальную скрипку. Его работ в мире осталось не так много, и чем их меньше, тем меньше людей могут ими наслаждаться. Таких примеров много. Я восторгаюсь Фаберже. Он создал нечто уникальное, что никто не смог повторить, — его знаменитые яйца. Я большой поклонник яиц Фаберже, и недавно я решил создать свое яйцо. Я посвятил его королеве Елизавете II. Я пытался сделать его схожим с яйцом, которое Фаберже подарил российскому императору.
На нем изображен портрет Ее Величества королевы Елизаветы II на одной стороне, а на обратной — Герцог Эдинбургский Филипп. Яйцо тоже отображает часть истории Великобритании — корона на верхней части яйца — копия короны, которую королева надевала в день коронации. Средняя часть яйца оформлена как платье, это то самое платье, в котором королева также была в день коронации. Внутри располагается золотая карета, которая является репликой бриллиантовой юбилейной государственной кареты, созданной мной.
— Я нашел лучших ювелиров Англии, которые помогали мне на каждом этапе создания яйца. Дизайн создал я, но без профессиональных ювелиров я бы не справился.
— Я должен быть наставником мирового стандарта в этом ремесле. Невозможно создавать кареты в одиночку, так же как невозможно производить лучшие в мире автомобили. Ни один человек в мире не сможет сделать Rolls Royce самостоятельно. Каждый должен заниматься своим делом: изготавливать стекло, шить салон, работать над каркасом будущего автомобиля. Понимая это, я ищу лучших в своем деле мастеров, чтобы после совместной работы мы оставляли творение высокого качества, которое мы только могли смастерить.
— У меня есть лучшие мастера, но у меня нет никаких учеников на постоянной основе. Я работаю с молодыми людьми, они мне помогают, и они невероятно образованны, так что в целом, если захотят, они всегда будут знать, как продолжить мое дело в будущем. Кареты, которые я делаю, останутся на множество последующих веков. Но я считаю, что все виды искусства в мире должны быть сохранены, и неважно, что обязательно должен существовать ученик мастера. Как в Китае или в Японии, где есть люди, которые куют самурайские мечи, я пытаюсь заниматься тем же самым. Стараюсь сделать что-то особенное. Независимо ни от чего, я буду делать что-то особенное для человечества, пока жив.
— Я надеюсь, что лучшее все еще впереди.
— Нет, я никогда этого не делал. Мне предлагали, но я бы не получил от этого такого удовольствия, которое получаю, когда отправляю их в Англию, потому что уверен, что они попадут в хорошие, заботливые руки. Что с ними будет, когда они попадут в любую страну, если это не Англия, я не знаю, поэтому и не делаю.
— Я знаю, что в России есть коллекция очень красивых карет, хранящаяся в Оружейной палате и Эрмитаже. Я видел их своими глазами, когда путешествовал по России. За ними хорошо ухаживают, как мне показалось. Если бы у меня попросили помощь по реставрации, ассистировать, давать советы по хранению, я был бы только рад помочь. Я не могу представить, что кто-то в будущем сможет создать подобное тому, что хранится в Оружейной палате и в Эрмитаже, поэтому я считаю, что за ними нужен эталонный уход.
— На самом деле, я не знаю больше никого на планете, кто бы занимался этим ремеслом. Мне кажется, что я единственный человек с практическим знанием в этой области. Конечно, есть люди, которые говорят, что могут строить кареты, но есть разница между тем, чтобы сказать, что ты можешь, и действительно их создавать. И нужно различать: я создаю их на века, используя самые качественные материалы и задействуя лучших мастеров, а остальные заявляют, что они могут, желая обогатиться.
— Я предполагаю, что это так из-за моей идеи. Моя идея заключается в том, что кареты должны оставаться современными. И если вы поднимете старые записи, то сможете увидеть, что все старинные кареты безобразны в плане комфорта. Еще одной причиной, по которой кареты и в XXI веке остаются востребованными в Британии, это традиции, которые уже давно переросли в туристическую достопримечательность. Как я уже говорил, британцы великолепны, и, когда дело доходит до церемониальных событий, это видно особенно: породистые лошади, запряженные в изящную карету, неспешно плывут по центральным улицам — такого нет больше нигде в мире.
Невозможно подсчитать, сколько дохода государственные праздники приносят Великобритании. В далеком 1953 году 2 миллиона человек приехали в Англию на коронацию.
Кареты притягивают внимание к празднествам, которые, на первый взгляд, кажутся не столь интересными для туристов.
У нидерландской королевской семьи тоже есть замечательная карета, которую они на данный момент восстанавливают, в Голландии. В Марокко, Японии и других странах правительство использует кареты, отчасти чтобы привлечь внимание туристов. Правительство Дании, например, задействовало карету для открытия парламента, они вывезли особую карету ради этого события. Это их, как и наша, давняя традиция, и я думаю, что эта традиция будет существовать еще долгое время.
— Традиции зародились очень давно, все особенные торжества в Лондоне, как, например, королевская свадьба и коронация, считаются самыми важными событиями Англии. В пример могу привести награждение мисс Дерби в 1966 году (победительница конкурса красоты «Мисс мира» 1966 года — Прим. ред.). Тогда она носила самую потрясающую одежду, которая только была в то время в Англии. Надевали ее только по особым случаям, например, на церемонию награждения, потому что люди хотели сохранить историческую традицию таких торжеств — это всегда было так.
Чаще всего такие события сопровождали и сопровождают до сих пор красивые украшения, а иногда и кареты. В лондонском Тауэре хранится много королевских украшений: короны, ювелирные изделия для монархов и другие чудесные вещи. Но экспонаты, заслуживающие отдельного внимания, — одни из самых больших бриллиантов на земле. Многие люди испытывают большое наслаждение от того, что могут лицезреть эти сокровища Англии.
— Да, я считаю, что вся одежда создана для определенных мест и событий. Одежда должна быть особенной, если ты надеваешь ее на торжества. Наряды на людях делают событие еще более значимым. Одежда сама по себе — это особое изобретение, которое идеально подчеркивает любой событие, способное вызвать восторг, смущение, раздражение или любую другую эмоцию.
— Если будущие правители, будь то новый король или королева, захотят отойти от вековых традиций, то, конечно, люди перестанут одеваться в помпезные наряды. Но, если подобное произойдет, это можно будет назвать одной из самых больших ошибок. Зачем тогда строить столько красивых зданий, если ходить в них в рабочей одежде? Будет негармонично, например, если прийти в большой театр как к себе в мастерскую.
— Это зависит от ситуации, в которой я нахожусь. Каждый день, когда я иду в мастерскую, я надеваю самую обычную одежду, но, когда я иду на какие-то торжественные мероприятия, я надеваю свой лучший наряд.
— Каждый человек особенный, все мы имеем самые разные убеждения и привычки.
Не так важно держать в своем шкафу изящные наряды на любой случай, гораздо важнее иметь возможность пойти на торжество, а если повезет, конечно, надеть свой лучший фрак.
— Я не король и не принц, чтобы разъезжать в карете. Это не наша австралийская традиция — иметь свою собственную карету. Мое призвание — творить, создавать и улучшать, а не ездить на том, что сделал сам. Приятнее подарить свое творение, нежели оставить его себе.
— В Австралии у меня ничего нет. Когда наша команда только приступает к работе над проектом, на полу, как и на бумаге, мы рисуем, чертим и пишем — сменяется много идей, но я не храню чертежи и начальные наброски, все это быстро исчезает.
— К сожалению, у меня нет такого альбома, но у меня есть сайт с моими работами. Мне гораздо больше нравится заглядывать в энциклопедии и объединять фото своих работ с историями фрагментов исторических объектов, которые я использовал.
— Главная философия в том, что у старинной древесины есть память, она помнит все, что с ней приключилось, она излучает энергию, не сравнимую ни с чем. Эти маленькие кусочки дерева путешествовали по планете сотни лет, десятки раз они пересекали Атлантику и способны обо всем этом поведать человеку, главное — прислушиваться.
— Я стараюсь не разводить беспорядок, потому что много людей посещают мою мастерскую, и я хочу, чтобы им было приятно по ней ходить.
— Тысячи людей со всего мира, которые приходят, чтобы посмотреть на мое рабочее место. Но это невозможно, если я работаю над проектом, потому что всегда тяжело сосредоточиться на работе, когда вокруг много людей. Например, сейчас я не принимаю у себя гостей.
— Это зависит от сложности работы. Большую часть времени я трачу на подбор дерева для будущей кареты. Иногда уходят годы, чтобы выбрать правильные материалы. Обычно на создание кареты я трачу в среднем 3–4 года.
— Самое долгое и сложное — это придать дереву нужную форму. Несмотря на то что древесина — податливый материал, чтобы придать ей нужную форму, приходиться изрядно потрудиться.
— Эта страна вечного лета, а для меня важно, чтобы там, где я живу, было тепло. Австралия — прекрасная страна, но самое красивое место в нем — Сидней, за всю жизнь я не посетил места прекраснее.
Для меня моя родина — крепость, потому что безопасности здесь уделяют особое внимание, я могу не думать о том, что меня могут ограбить или убить. Пандемия коронавируса только подтвердила все это. Страна прекрасно справилась с этой заразой. В Америке и Англии умерли сотни тысяч человек, как и во многих европейских странах, а в Австралии дела с этим обстоят гораздо лучше, и это весьма показательно.
Но главное чудо Австралии — это люди, которые здесь живут. Я посетил много разных мест, но таких добрых и отзывчивых людей не встречал.
— У меня было много учителей. Нет кого-то одного, кого бы я выделил среди остальных и сказал, что именно он сделал меня таким, какой я есть сейчас. Я путешествую по миру ради людей, которые могли бы стать моими учителями и научили меня тому, чего я не знал до этого.
— Очень сложно ответить. Наверное, это совет моей мамы, моей замечательной мамы. Однажды она сказала мне: «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе, будь доброжелательным ко всем вокруг». Я следую этому совету всю жизнь и ни разу об этом не пожалел.
— Нет, я всегда был с ними честен и ничего от них не скрывал.
— Я боюсь немногих вещей. Но есть одна вещь, которую я действительно боюсь. У каждого из нас есть амбиции, что-то, к чему мы стремимся, однако иногда мы не понимаем, как далеко заходим в погоне за своей мечтой. Я считаю, что мы не должны поддаваться соблазну сделать что-то очень плохое, начать лгать и совершать другие ужасные вещи ради достижения своей цели.
А главное в жизни для меня — это оставаться здоровым. Здоровье — это главное счастье в нашей жизни. Если мы больны — мы несчастны, это моя правда.