Молчание – золото
Пожар на АТС на улице Щепкина в Москве показал, насколько современный бизнес зависит от состояния телекоммуникаций и насколько, в свою очередь, сети связи беззащитны перед стихийными бедствиями.
14 февраля без связи остались 40 000 абонентов самой МГТС и альтернативных операторов – «Голден Телеком», «Комстар», «Голден Лайн», «Телмос» и «АМТ». Операторы распространили пресс-релизы о случившемся, при этом компания «Комстар» оптимистично заявила, что «98% ее абонентов вообще не заметили проблем». Заместитель директора по развитию бизнеса компании «Комстар» Людмила Старикова сообщила «Ко», что компания с честью вышла из непредвиденной ситуации благодаря резервированию маршрутов: «Узлы нашей сети распределены по территории Москвы и связаны между собой таким образом, чтобы при нарушении соединения между двумя соседними узлами трафик пошел обходным маршрутом. Если межузловых соединений много (это и есть резервирование маршрутов. – Прим. «Ко»), то авария на одном узле не становится проблемой для сети в целом».
Тем же, кто остался без связи, пришлось искать внутренние резервы. Например, «АльфаСтрахование» была вынуждена некоторое время работать в кризисном режиме. «Связь между офисами, взаимодействие с клиентами, бесперебойная работа финансовых служб – все эти задачи решались в первую очередь за счет увеличения расходов на мобильную связь и личного времени сотрудников, которым пришлось все автоматизированные процессы выполнять вручную. На период неполадок с городской телефонной сетью компания оплачивала сотрудникам расходы на мобильную связь», – рассказывает генеральный директор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов.
По словам Скворцова, у его компании не было прямых убытков от пожара на АТС. Что же касается упущенной выгоды, то доказать ее будет крайне сложно. Пожар на улице Щепкина высветил неготовность российской правовой системы регулировать проблему упущенной выгоды. Вот что думает по этому поводу аналитик по телекоммуникациям компании «Тройка-Диалог» Евгений Голосной: «Оценить косвенные убытки, которые понесли компании, лишившиеся связи с внешним миром, сложно. Крайне маловероятно, что эти убытки удастся каким-то образом возместить. Наш суд, скорее всего, вообще не поймет, о чем идет речь».
Компенсировать упущенную выгоду нельзя и за счет страховых компаний. Как пояснил «Ко» статс-секретарь «Росгосстраха» Игорь Игнатьев, в России компенсация упущенной выгоды теоретически возможна в рамках договора страхования от огня по риску «перерыв в производстве и потери прибыли». Однако в реальности компенсировать ущерб от срыва важных сделок или оттока клиентов по такому договору удастся едва ли.
Игнатьев считает, что пожар на АТС заставит компании серьезнее отнестись к страхованию имущества. По словам Игнатьева, «Росгосстраху» уже приходилось столкнуться с масштабными страховыми выплатами после наводнения в Краснодарском крае: тогда общая сумма компенсаций составила около 100 млн руб. «В том регионе крупные технологические и телекоммуникационные компании понесли серьезные потери из-за порчи оборудования, однако почти никто из них не был застрахован. По мере того как российские технологические компании сталкиваются с форс-мажорными ситуациями, они начинают более заинтересованно относиться к страховой защите. Так, после наводнения на юге России мы подписали несколько крупных договоров», – рассказывает Игорь Игнатьев.
По сведениям «Ко», большинство операторов, чье оборудование пострадало от пожара, были застрахованы в РОСНО. Таким образом, можно сказать, что в полном соответствии с известным рекламным роликом «РОСНО попала». Советник генерального директора РОСНО Владимир Клейменов сообщил, что его компания получила уже четыре заявления – от МГТС, «Телмоса», «Комстара» и АМТ. Сумму ущерба пока определили только две из четырех компаний. По оценке Клейменова, сумма страховых выплат может составить до $10 млн.
По словам Евгения Голосного, стоимость «воссоздания» одного телефонного номера, включая закупку и установку оборудования, составляет от $300 до $450. Таким образом, общая сумма затрат будет зависеть от того, сколько именно телефонных линий признают не подлежащими восстановлению.
Никто не может исключить новых пожаров на АТС. По мнению Евгения Голосного, многие московские телефонные станции продолжают эксплуатировать технику, которой 30 лет и более. Техника эта крайне изношена и плохо защищена, поэтому «периоды вынужденного молчания» могут повториться.