Молочная закваска
Транснациональный молочный гигант Danone планирует увеличить свой
оборот в России в два раза. О том, каким образом он собирается это сделать, а
также о проблемах с ценами на сырое молоко в интервью "Ко" рассказал генеральный
директор компании в России и СНГ Томас Ройтер.
Ведущие российские производители уже давно пытаются совладать с колебаниями стоимости сырого молока на сырьевом рынке: цена то взлетает, принося проблемы переработчикам, то, наоборот, падает, делая нерентабельным содержание молочных ферм. Чтобы решить эту проблему, сельхозпроизводители и правительство составили специальное соглашение, на основании которого должна формироваться справедливая цена. В начале марта на встрече с первым вице-премьером Виктором Зубковым и главой Минсельхоза Еленой Скрынник документ должны были подписать Национальный союз производителей молока и Молочный союз, объединяющий крупнейших переработчиков - в частности, "Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк" и Danone. Однако переговорщики так и не смогли согласовать справедливую цену: производители настаивали на 11 руб. за литр, а переработчики требовали снизить нижнюю границу до 8 руб. В итоге Молочный союз отказался подписать документ.
- Планирует ли Danone все-таки подписать соглашение о ценах на сырое
молоко?
- Мы члены Молочного союза и полностью согласны с тем, что делает
союз, в том числе справедливо его желание поддержать производителей молока. Но,
с другой стороны, мы считаем, что цена должна регулироваться механизмами
свободного рынка, чтобы это была справедливая цена для всех
сторон.
- То есть выходит, что цены, установившиеся в России на
сырое молоко, вы считаете справедливыми?
- Цены в России действительно
низкие, но важно отметить, что, если их перевести в евро, они окажутся выше, чем
во многих европейских странах. Рецепт в этой ситуации один - очень важно сделать
производство молока более эффективным. Не надо забывать, что доступные цены
будут помогать нам увеличивать продажи.
- Молока в России пьют
мало?
- Гораздо меньше, чем в странах ЕС. Например, потребление
кисломолочных продуктов составляет около 12 кг в год, тогда как Европейском
союзе этот показатель достигает 30 кг. И я считаю: о чем действительно должны
заботиться все игроки рынка - так это всячески повышать спрос на молочные
продукты. Ведь это важная часть питания любого человека, у нас есть куда
расти.
- В 2009 году Минсельхоз запускал рекламу, направленную на
увеличение потребления молока в России. Заметили ли вы эффект от этой
кампании?
- Пока что некоторый рост рынка происходил лишь благодаря
усилиям отдельных рекламодателей - таких, как Danone и наши конкуренты. Просто
государственная рекламная кампания длилась совсем недолго. Но мы верим, что,
если Минсельхоз будет и дальше прилагать усилия, ситуация улучшится. В принципе
реклама молока и принятие техрегламента (в 2008 г. был принят федеральный закон
"Технический регламент на молоко и молочную продукцию", по которому молоком
считается только продукт, полученный от сельскохозяйственных животных в период
лактации без каких-либо добавлений, все остальное стало молочным напитком.-
Прим. "Ко") - это грамотные инициативы, но мы не считаем, что эффект от них
может быть быстрым. Должно пройти еще какое-то время, чтобы отдача от этих мер
стала заметной.
- Как известно, динамика цен на молоко в России
зависит от мировых трендов. Еще летом 2009 г. европейские фермеры устраивали
демонстрации протеста против низких цен на сырое молоко. Что-то изменилось за
последнее время?
- Действительно, колебания цен в Европе были очень
серьезными: в 2008 году цена увеличилась вдвое, а в 2009-м опустилась ниже того
уровня, на котором была до взлета. Конечно, фермеры были счастливы в период
высоких цен, а когда они упали, появилась почва для всеобщего недовольства,
начались акции протеста. Себестоимость зависит от многих факторов, например,
размера хозяйства и качества молока, но, возможно, цена, которая установилась в
прошлом году, была для многих недостаточной, чтобы поддерживать хозяйство в
рабочем состоянии.
- Предпринимают ли в связи с этим какие-то меры
правительства европейских стран?
- Во всех странах правительства пытаются
что-то делать. Но, по моему мнению, самый правильный и верный механизм - это
механизм свободного рынка. Конечно, важно, чтобы цена продукта была выше его
себестоимости, но давайте не будем забывать, что есть очень много возможностей
снизить себестоимость. И вот когда я смотрю, как работают производители сырого
молока в России, мне кажется, что существует очень много способов сделать
производство молока более эффективным и таким образом снизить затраты. Нужно,
чтобы цена была справедливой, но нужно ведь, чтобы и хозяйство велось разумно, и
себестоимость продукта должна быть разумной.
- Европейский союз
проводил молочные интервенции, закупая излишки молока. Помогли ли они справиться
с ситуацией?
- Эти меры не были эффективны. Хотя сейчас в конце концов
цена стала расти, и я надеюсь, что мы придем к какой-то справедливой цене,
которая устраивала бы и производителей молока, и производителей молочных
продуктов. Причина роста цен не связана с интервенциями. Это абсолютно рыночная
ситуация, и цены стали бы расти все равно. Всего лишь вопрос спроса и
предложения. Все колебания на рынке были вызваны спекуляциями игроков, а не
какими-то иными факторами. Просто в какой-то момент спекуляции были
агрессивными. Сейчас опять с помощью рыночных механизмов нащупывается баланс
цен. Когда рынок рос перед началом кризиса, фермеры постоянно повышали цены, но
в конце концов это вызвало падение потребления молочных продуктов. С
наступлением кризиса спрос упал, и, естественно, упала цена.
-
Занимается ли Danone производством сырого молока на каком-либо рынке?
- В
принципе, нет. Исключение составляет лишь Саудовская Аравия, где Danone
участвует в разведении молочного скота, но это скорее исключение. В данной
стране просто очень мало молока.
- Какие рынки являются основными для
вашей компании и какова доля Danone на мировом молочном рынке?
- Около
12%, хотя давать оценку очень сложно, в каждой стране доля Danone различна.
Самая большая доля у нас во Франции, США и Испании. Но Россия также очень важна
для компании. Это одна из стран, у которой имеется очень большой потенциал для
развития: темпы роста экономики в России быстрее, чем в других государствах, и
мы хотим здесь инвестировать. По крайней мере, то молоко, которое покупает
Danone в России, очень хорошего качества, мы в нем уверены и им довольны. Мы
работаем с нашими поставщиками, помогаем им, стараемся строить долговременные
отношения - и получаем стабильное качество молока. Кроме того, мы можем обучить
поставщика и дать ему необходимые технологии.
- Какую долю рынка
занимает в настоящий момент Danone в России?
- Наша доля составляет 27% в
стоимостном выражении на рынке кисломолочной продукции (без учета молока). Что
касается оборотов, мы можем озвучить лишь объем производства. В прошлом году он
был примерно 260 000 тонн. В объемах у нас отмечался очень маленький рост по
сравнению с 2008-м, но и это большое достижение, потому что начало 2009-го было
сложным. Мы очень сильно падали во II квартале прошлого года. Но потом у нас был
хороший рост во второй половине года, в результате продали даже чуть-чуть
больше, чем в 2008-м.
- С чем связана такая нестабильность?
-
Мы запустили новые экономные продукты, провели специальные акции. У нас появился
йогурт "Данон экономный" - одна из самых значительных инноваций. Это вкусный
йогурт, но по такой цене "Данон" до этого никогда не предлагал свою продукцию.
Под маркой "Растишка" мы всегда продавали творожки, а летом запустили йогурт,
который обладает теми же питательными свойствами, но, поскольку это йогурт, он
стоит дешевле творожка.
- Насколько я знаю, в настоящий момент
Danone принадлежит 18,36% акций компании "Вимм-Билль-Данн". Планируете вы
увеличивать свою долю?
- Наша доля в ВБД слишком незначительна, поэтому и
Danone, и ВБД существуют независимо друг от друга. Решения о приобретениях
принимаются в головном офисе, мы не комментируем этот вопрос.
- Каков
объем инвестиций Danone в Россию?
- Одно направление - это достаточно
большие вложения в рекламу и маркетинг, они составляют около 3 млрд руб. Если
говорить про инвестиции в развитие производственных мощностей, то в 2009 г. эта
сумма равнялась примерно 1 млрд руб. Мы только что закончили большую программу
увеличения мощностей производства на заводе в Московской области в Чехове, и
теперь вернемся к этому через два года. (В России компания владеет двумя
заводами - в Чехове и в Тольятти. - Прим. "Ко".) Дело в том, что через 3 - 5 лет
мы планируем удвоить наш объем производства в России. У нас есть уже
существующие бренды, и у них много лояльных потребителей. Поэтому рассчитываем
на их рост. Второе направление - это запуск продуктов для потребителей, которые
больше обращают внимание на цену. В-третьих, мы хотим развивать наш кефирный
бизнес. Наконец, планируем делать инновационные продукты.
- Как, на
ваш взгляд, тренды российского молочного рынка соотносятся с общемировыми
тенденциями? Какие из них основные?
- Прежде всего это развитие
современных категорий и функциональных продуктов - таких, как "Актимель", -
которые, несмотря ни на что, продолжают расти, причем быстрее, чем рынок. Мы
считаем, что в этом вопросе нет колоссальной разницы между Россией и Европой, в
Европе также растет потребление функциональных продуктов.
РЕЗЮМЕ ТОМАСА РОЙТЕРА ГОД РОЖДЕНИЯ: 1963 ОБРАЗОВАНИЕ: в 1988 году окончил университет по специальности "Бизнес-администрирование" ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: в 2001 году пришел работать в компанию "Данон Германия" на должность коммерческого директора, проработал на этой позиции 7 лет. После этого он возглавил подразделение Центральной и Западной Европы, где в поле его ответственности находились Германия, Австрия, Швейцария и Словения. В январе 2009-го был назначен на пост генерального директора "Данон Россия и СНГ" СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает сынаХОББИ: путешествия, горнолыжный спорт, пеший туризм, футбол, теннис |
ЧТО ТАКОЕ DANONE СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: мировой лидер по производству кисломолочных продуктов, детского питания и бутилированной воды Оборот в 2008 году - 15,22 млрд евро, прибыль - 1,313 млрд евро. Продажи в России в 2008 г. составили 22 млрд руб. Объем производства в России в 2009 году - 260 000 тонн ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ за 2009 год компания не раскрывала |
График 1 ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ МОЛОЧНОГО РЫНКА В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ, %
ВБД | 29,3 |
Юнимилк | 16,7 |
Данон | 15 |
ИСТОЧНИК: "РЕНЕССАНС КАПИТАЛ" НА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2009 Г. |