Молочные реки пересыхают

04.09.200000:00

Весной и летом этого года сразу три иностранные компании - Ehrmann, Campina и Danone - открыли молочные заводы в Подмосковье. Иностранцы теперь уверенно заявляют о своих претензиях на значительные доли рынка. "Вимм-Билль-Данн", лидер отрасли, не отстает от них в своих планах и намерен резко увеличить темпы роста производства. Но может так статься, что к началу следующего года оптимизм этих компаний сойдет на нет.

Семеро смелых

Четыре московских завода группы "Вимм-Билль-Данн" в 1999 году выпустили 513 тыс. тонн молочной продукции. В этом году рост производства по компании в целом запланирован на уровне 20%. На ведущем предприятии группы - Лианозовском комбинате сейчас проводится модернизация, на которую отпущено около $3 млн. После переоснащения производительность ряда цехов должна повыситься в полтора раза.

Вызов группе "Вимм-Билль-Данн" бросает один из новоявленных российских производителей иностранного происхождения. Германская Ehrmann, открывшая в марте этого года свой завод под Раменским, рассчитывает к 2002 году полностью загрузить производственные мощности предприятия - более 200 тыс. тонн продукции (йогурты, кефир, сметана, творог) в год. "Мы намерены на равных конкурировать с "Вимм-Билль-Данн", - заявляет Кристиан Эрманн, руководитель российского проекта компании.

Ehrmann не одинока в своем интересе к российскому рынку. На ступинском заводе голландской Campina Melcunie (открыт в мае) в этом году планируют выпустить от 50 тыс. до 80 тыс. тонн продукции - йогуртов и молока нескольких сортов - и не предполагают останавливаться на этом уровне. "Наше предприятие организовано настолько гибко, что расширять его мощности можно параллельно с развитием рынка", - говорит Тини Сандерс, председатель правления компании.

В "Данон Россия" не раскрывают данных о производственных мощностях и о планах нового завода Danone, построенного в Чехове и работающего всего около месяца (выпускает йогурт и творожки). Экспертами потенциал завода оценивается в 70 - 100 тыс. тонн продукции в год. Возможно, половина этих мощностей будет загружена уже в нынешнем году.

Иностранные менеджеры уверены в большом потенциале российского рынка сбыта. Перспективы своих компаний они оценивают на основе сравнительного анализа потребления молочных продуктов в России и европейских странах. Филипп Кегельс, генеральный директор "Данон Россия", говорит, что в расчете на душу населения в нашей стране молочных продуктов потребляют в шесть раз меньше, чем во Франции. Вернер Хан, директор по маркетингу "Эрманн и Видра", утверждает, что среднестатистический россиянин съедает за год в пять раз меньше йогуртов, чем среднестатистический чех. Свои рассуждения иностранцы заканчивают одинаково: "Нам есть куда расти".

Такое обоснование маркетинговых планов кажется несколько неоправданным: уровень доходов россиян значительно ниже, чем благосостояние граждан из стран бывшего социалистического лагеря, не говоря уже о государствах Западной Европы. Можно оценивать емкость российского рынка на основе оптимистичных прогнозов о росте доходов населения. Однако со стороны поставщиков сырья для заводов предложение вряд ли увеличится адекватно. Фермеры Подмосковья, да и вообще Центральной России, могут не надоить столько молока, сколько понадобится перерабатывающим предприятиям.

Очередь за молоком

За январь - май этого года подмосковные хозяйства смогли произвести немногим более 400 тыс. тонн молока, тогда как потребность столичных и областных предприятий в сырье гораздо выше: за тот же период они реализовали около 500 тыс. тонн молочной продукции. В молочной отрасли выход готовой продукции, если исключить масло и сыры, колеблется в среднем от 1:1 при производстве пакетированного молока до 1:6 при производстве творога. Столичные и подмосковные заводы, по всей видимости, давно перешли на частичные поставки сырья из соседних областей: там еще достаточно много "свободного" молока. В январе - мае 2000 года фермеры семи граничащих с Подмосковьем областей надоили более 970 тыс. тонн молока. Однако экспортный потенциал соседей падает. Если в 1999 году перерабатывающие предприятия этих регионов закупили примерно половину объемов местного молока, то теперь запросы предприятий возросли - у них темпы роста производства сейчас даже выше, чем у московских заводов. Хозяйства Центральной России в этом году смогут обеспечить сырьем столичные и подмосковные заводы, лишь работая на пределе своих возможностей (см. гистограмму).

Производство молока и молочных продуктов в Москве и регионах Центральной России в 2000 году
Производство молока в Московской области 965 тыс. тонн
Экспортные возможности семи соседних областей 800 тыс. тонн
Заводы "Вимм-Билль-Данн" 615 тыс. тонн
Завод "Эрманн и Видра" 35 тыс. тонн
Завод "Кампина Москва" 50 тыс. тонн
Завод "Данон Россия" 30 тыс. тонн
Другие заводы Москвы и области 550 тыс. тонн
Источники: данные Госкомстата, Минсельхозпрода, компаний и экспертные оценки

Каждой корове по $1500

Руководство компаний, владеющих перерабатывающими заводами, не оставило без внимания кризисную ситуацию, складывающуюся с производством и поставками молочного сырья.

"Предприятия молочной отрасли почувствовали устойчивый рост спроса на свою продукцию и одновременно обнаружили значительную нехватку сырья, - говорит Давид Якобашвили, председатель совета директоров "Вимм-Билль-Данн". - Сейчас поиск мощной сырьевой базы или ее создание одна из основных задач производителей, а конкуренция за сырье - важнейшая составляющая противоборства на рынке".

Летом 1999 года группа "Вимм-Билль-Данн" начала инвестиционную программу "Молочные реки", направленную на поддержку подмосковных сельских хозяйств. В прошедшем году на 65 ферм было поставлено новейшее шведское доильное и холодильное оборудование общей стоимостью $7 млн. В августе этого года WBD приступила к поставкам современной кормоуборочной техники для 18 ферм (стоимость проекта - $2 млн) и разработала план снабжения кормами ряда хозяйств. На втором этапе инвестиционной программы в сферу интересов WBD войдут соседние с Московской областью регионы - в частности, Рязанская и Костромская области.

По информации пресс-службы холдинга, за первый год реализации программы объемы поставок молока на предприятия WBD из подшефных хозяйств увеличились на 15 - 20%. Хозяйства эти, впрочем, к своему инвестору не привязаны ничем, кроме обязательств по оплате поставок "натурой" - молоком. "Мы не принуждаем их работать только с нашими предприятиями", - заявили "Ко" в пресс-службе холдинга.

В WBD решились потратить $20 млн на "Молочные реки" - при том, что объемы поставок молока по инвестиционным контрактам никак не сопоставимы с потребностями предприятий группы. Шведское оборудование фермерам поставили в рассрочку на восемь лет. Если подсчитать объем обязательств хозяйств исходя из нынешней среднерыночной цены молока, то получается, что за восемь лет WBD получит немногим более 50 тыс. тонн молока. Даже если в результате усилий WBD производительность участвующих в проекте ферм повысится в полтора-два раза, а предприятия группы будут закупать на этих хозяйствах все молоко, - даже в этом случае потребности WBD в сырье смогут быть обеспечены не более чем наполовину.

Аналогичные, но значительно менее затратные инвестиционные программы для подмосковных хозяйств есть у всех вышеназванных иностранных компаний-производителей. Campina Melcunie, например, запланировала потратить на поддержку развития агрофирмы "Малино" $350 тыс. (содержание пастбищного хозяйства, поставка доильных установок и т.д.). "Россия не в состоянии самостоятельно делать большие инвестиции в модернизацию сельскохозяйственного производства, - говорит Тини Сандерс. - Поэтому иностранные компании не могут ограничиться только торговлей и вынуждены инвестировать в молочную промышленность".

Производственные запросы ступинского завода Campina, как говорилось выше, могут составить до 80 тыс. тонн в год. Для сравнения: "Малино" сейчас способно производить около 2,4 тыс. тонн молока в год. В представительстве компании говорят, что поставки молока на завод осуществляются также "фермерами из прилегающих районов".

Компания Ehrmann еще в 1998 году завершила программу оснащения нескольких подмосковных хозяйств современным оборудованием. По словам Кристиана Эрманна, предприятие сейчас не испытывает каких-либо затруднений с поставками сырья. Правда, по его же словам, мощности завода и загружены только на 10%.

Сухое вместо сырого

Есть у всех этих спонсорских программ слабое место: модернизация оборудования ферм влияет только на качество поставляемого сырья, но никак не на уровень производительности. Для того чтобы поднять объемы производства на молочных фермах, нужно заняться буквально всеми сторонами их работы - начиная с обеспечения кормами. Компании-инвесторы не смогут в полном объеме взять на себя необходимые затраты. В любом случае им придется закупать молоко для своих заводов за пределами Подмосковья. А ситуация там не внушает оптимизма. По данным Министерства сельского хозяйства, численность коров на российских фермах продолжает сокращаться, фермы сейчас обеспечены кормами на уровне 80% от показателей прошлого года.

Складывается интересная ситуация: примерно через год московским молочным компаниям может просто-напросто не хватить молока для реализации своих амбициозных планов. Продвигаться далее в российские регионы в поисках сырья они не станут - это не имеет коммерческого смысла. Кроме того, в регионах есть свои перерабатывающие предприятия. Тогда придется перевести часть производственных мощностей на сухое молоко, тем более что по некоторым видам продуктов это допустимо. Кристиан Эрманн не исключает такой ситуации. "Но в таком случае мы будем закупать сухое молоко у российских производителей", - говорит он.

В свою очередь, многие российские молокозаводы уже сейчас активно используют импортное сухое молоко. "Рост производства молочной продукции в России в первой половине этого года произошел в какой-то степени за счет поставок сухого молока по линии гуманитарной помощи и товарного кредита", - считает Елена Киселева, главный специалист департамента экономики Минсельхозпрода. Со стороны отечественных поставщиков предложение растет (в первой половине этого года объемы производства сухого молока в России выросли примерно на 200%), но объемы производства российского сухого молока пока более чем скромны.

Можно с большой долей уверенности предположить, что в следующем году лидерам московского молочного рынка придется ограничить планы своего развития и в дальнейшем ориентироваться на возможности российской сырьевой базы, а не на доходы потребителей и не на долю конкурента на рынке.