Money for nothing
Опыт Поднебесной доказывает, что госкорпорации могут существовать только при диктатуре власти и жестком контроле служащих. В России страха не знают. Еще ни один топ-менеджер не лишился своего кресла за растрату бюджетных средств
Правительство Китая в конце мая обвинило более 3000 чиновников во взятках, воровстве и других злоупотреблениях при распоряжении антикризисным пакетом стимулирования экономики. Наказания были разными, включая смертную казнь и пожизненное заключение. Помимо тех, кто преследовался в уголовном порядке, насчитывается еще 5000 человек, исключенных из Коммунистической партии Китая, что, по сути, означает для них конец публичной карьеры. Среди наказанных за коррупцию оказался Чжоу Сюэвень – крупный чиновник из города Чэнду на западе страны. Его приговорили к смерти за взятку в $3,2 млн при выдаче разрешений на эксплуатацию земли. Сейчас под судом за аналогичное преступление находится Ван Цинхай – заместитель мэра 8-миллионного Чжэнчжоу. В ноябре 2008-го сообщалось об объявлении смертных приговоров трем экс-чиновникам правительства провинции Хунань, их обвиняли в коррупции и нецелевых растратах.В России подобные истории, получившие уголовное преследование, единичны. В КНР ежегодно к различным наказаниям приговариваются около 20 000 госслужащих. С 2000 г. по начало 2010-го в Китае за взятки и различные злоупотребления расстреляли около 10 000 чиновников, при этом еще 120 000 были осуждены на длительные сроки заключения с конфискацией имущества. Премьер-министр Вэнь Цзябао в этом году пообещал начать крупномасштабную кампанию против коррупции, размеры которой выросли с увеличением госвливаний в экономику. Пакет экономического стимулирования был принят в Китае в конце 2008-го и направлен на расширение кредитования и инфраструктурные проекты. На эти цели было потрачено $586 млрд. И вовремя принятый план поддержки экономики эксперты называют основной причиной того, что сильного замедления роста ВВП в КНР не произошло. По итогам 2009-го рост превысил 9%, а в I квартале 2010-го темпы экономического подъема в Поднебесной вновь стали двузначными, достигнув 11,9%. При этом практически вся экономика Китая управляется госкорпорациями, что вместе с жесткой вертикалью власти и партийной диктатурой дает положительный эффект.
Корпоративный бум
Впервые в России понятие «государственные корпорации» появилось в федеральном законе о некоммерческих организациях от 1999 года. Это «некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций». В том же году появилась государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО). В период кризиса АРКО должно было заниматься санацией развалившейся банковской системы страны. Как считается, оно успешно справилось со своими задачами и было ликвидировано в 2004 г. Его функции взяла на себя вторая госкорпорация – Агентство по страхованию вкладов (АСВ), оно появилось в 2003 г. Бум создания госкорпораций пришелся на 2007 год. Возникли Внешэкономбанк (ВЭБ), «Роснано», Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой», «Ростехнологии» и «Росатом». «Автодор» не успел стать полноценной госкорпорацией, а получил статус лишь государственной компании (созданные в то же время Объединенная авиастроительная и Судостроительная корпорации не имеют статуса государственных). На подходе было еще Российское финансовое агентство (РФА), в его управление планировалось передать финансовые активы России на сумму до 7 трлн руб. Предполагалось, что РФА будет управлять средствами Фонда национального благосостояния, Резервным фондом и пенсионными накоплениями, но из-за кризиса проект был заморожен. Откуда возникла идея госкорпораций и что это такое по своей сути?
«Идеологом создания формально выступил Владимир Путин, – говорит политолог Станислав Белковский, – но его подтолкнули к этому многие люди из окружения. Они видели в подобной форме собственности идеальную схему теневой приватизации ряда государственных активов и возможность получения контроля над финансовыми потоками». Объяснить необходимость их создания можно было достаточно просто. В СССР существовало множество хороших высокотехнологичных отраслей. И если бы не развал Союза и рыночные реформы, вместе с которыми произошел распад крупных отраслевых объединений, страна могла бы конкурировать на мировом рынке. В это же время во всем мире усиливалась концентрация капитала и производства, создавались крупные холдинги, которым могли противостоять только очень крупные компании. Необходимо было принимать стратегическое решение: или распрощаться с отечественной промышленностью, или попытаться создать своих гигантов. И оно было принято. Если посмотреть на сектора экономики, которые государство пыталось взять под свой контроль, то в идеале могла бы получиться отличная база для развития российской экономики, тем более что в мировой практике подобная форма госуправления зарекомендовала себя уже давно.
Финансирование нанопроектов С 1 апреля 2008-го по 14 мая 2010-го в «Роснано» поступило 1607 заявок на финансирование нанопроектов. Из них 920 отвергнуто, 321 проект в настоящее время проходит научно-техническую и инвестиционную экспертизу, а 290 находится на рассмотрении научно-технического совета и совета по инвестиционной политике. На данный момент госкорпорация одобрила 76 заявок. Эти проекты реализуются в 27 российских регионах, общий объем инвестиций в них составляет $8 млрд, в том числе доля «Роснано» – $3,5 млрд. Общая выручка от этих проектов к 2015 г. должна составить от $5,7 до $9,7 млрд. |
Инструмент коррупции
Первые госкорпорации (ГК) в России были созданы именно для преодоления последствий финансовых катаклизмов. АРКО с учетом действовавшего тогда законодательства было зарегистрировано в форме открытого акционерного общества со 100-процентным участием государства. Власти выделили ему тогда 10 млрд руб. Но требовался новый закон, чтобы компания могла заниматься реструктуризацией проблемных банков. Формы коммерческих организаций не подходили, поскольку для них основной целью было получение прибыли, а реструктуризация проблемного банка – затратная операция. Именно поэтому и появилась такая эксклюзивная форма собственности, как государственная корпорация. Настораживает, что имущество, переданное Россией госкорпорации, становится собственностью последней. Происходит своего рода безвозмездная приватизация (правда, при ликвидации «Росатома» его имущество возвращается в госсобственность). Например, ВЭБ уже получил взносы в капитал – 383,5 млрд руб. Ему было выделено 175 млрд руб. на поддержку фондового рынка, 450 млрд руб. для поддержки финансового сектора, рынка труда и реальной экономики и $50 млрд для рефинансирования задолженности российских заемщиков. Говорить об успешности Внешэкономбанка также не приходится. ВЭБ – это не просто кредитное учреждение, а госкорпорация, выполняющая функции Банка развития для всей страны. «Последние два года от него эффективности и не требовалось, нужна была поддержка крупнейших российских компаний и банков, – объясняет Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры. – И с точки зрения накачивания экономики деньгами он показал себя достаточно хорошо». ВЭБ вместе с АСВ занимался санацией проблемных кредитных учреждений, а также рефинансировал иностранные кредиты российских компаний, выдавал субординированные кредиты, скупал «голубые фишки». Прибыль по итогам 2009 года составила 31 млрд руб., а в I квартале 2010-го – 23,1 млрд руб. По словам главы ВЭБа Владимира Дмитриева, «прибыль распределена в фонды в полном объеме, она будет использована для деятельности банка».
Изначальный подход был выбран неправильно – создавая госкорпорации, власти не пытались решить вопрос эффективности их работы, а экс-чиновники, ныне менеджеры ГК, продолжают работать на себя.
Имущественный взнос государства в «Олимпстрой» до 2014 г. должен составить 170,8 млрд руб., «Роснано» получило от казны 130 млрд руб., а «Ростехнологии» запросили 262 млрд руб. При этом госкорпорация, в отличие от ОАО, не может быть признана банкротом. На них также не распространяются требования о раскрытии информации, а принципиальное отличие ГК от государственного унитарного предприятия (ГУП) заключается в выводе ГК даже из-под формального контроля государственных органов. Таким образом, основными признаками госкорпорации являются: «безвозмездная приватизация» госимущества, непрозрачность и бесконтрольность. Все это превращает ГК из инструмента модернизации в инструмент коррупции.
Итальянский «близнец» Первый заместитель гендиректора «Ростехнологий» Алексей Алешин в июле 2007-го говорил в одном интервью, что российская корпорация строится по образцу итальянской Finmeccanica. Прообразом стал государственный Институт промышленной реконструкции (Istituto per la Riconstruzione Industriale, IRI), созданный в 1933 г. Finmeccanica была учреждена в 1948 г. для реструктуризации и управления машиностроительными предприятиями IRI, но в 1970-х годах стала консолидировать и другие компании в различных отраслях промышленности. В 2000 г. государство продало часть своей доли Finmeccanica на бирже, и сейчас ему принадлежит 33,73%, остальные бумаги находятся в свободном обращении. «Finmeccanica в Италии – наш «близнец». В 1948 г. она была создана как финансовая компания, а в 2001 г. стала своего рода прообразом «Ростехнологий». Система управления аналогична нашей на 95%, примерно те же и направления деятельности. Мы были там и видели предприятия. Они уникальные, фантастические. Построены за два года в чистом поле. Компания имеет большие активы в Англии, США, Германии, ЮАР, – рассказывал Алексей Алешин. – По сути, это международный холдинг, основанный на оборонном комплексе». «Для нас самый яркий пример – Федеральная корпорация страхования депозитов, созданная для преодоления последствий Великой депрессии, – говорил в интервью «Российской газете» глава АСВ Александр Турбанов. – Она служила эталоном для многих стран, создававших системы страхования вкладов». В Италии успешно действует Национальная нефтегазовая корпорация, в Норвегии – Корпорация индустриального развития, в Индии – Индийская корпорация по страхованию депозитов и гарантированию кредитов, в Корее – Корейская корпорация по управлению активами, в Австралии – Корпорация по развитию сельских территорий. Одним из образцов для подражания российскому ВЭБу послужил немецкий институт развития Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW), который успешно работает несколько десятков лет. За основу создания ВЭБа была взята модель банка «второго уровня», не конкурирующего с коммерческими банками ни в сфере привлечения, ни в сфере размещения средств. Его смысл – в возможности финансирования крупных и рискованных проектов при поддержании устойчивости за счет льготных механизмов капитализации. Именно такой модели придерживается немецкий KfW, бразильский BNDES, Банк развития Японии и мексиканская Национальная финансовая корпорация. Прообразом «Росатома» можно считать Комиссариат по атомной энергии (КЕА) – организации, стоящей за всеми французскими ядерными проектами. Ядерная отрасль во Франции всегда находилась под контролем властей. В 1973-м, когда нефтяной бойкот арабских стран повысил цены на черное золото в шесть раз, Франция благодаря KEA вышла из этой передряги без потерь. Это побудило государство продолжать развивать атомную энергетику. В 1974 – 2001 гг. в развитие французских АЭС было вложено почти $200 млрд. Как результат, производство атомной энергии за этот период выросло в 21 раз, и сегодня 59 французских реакторов обеспечивают стране 78% электроэнергии. |
Технологии сбора денег
С одной стороны, АСВ достойно справляется со своими обязанностями и даже показывает приличную прибыль – 14 млрд руб. в 2000 г. против убытка в 12,8 млрд руб. по итогам 2008-го, полученного от временного падения котировок ценных бумаг. Если говорить о санации банков, то с конца октября 2008-го АСВ направило на эти мероприятия 329 млрд руб. возвратного финансирования. «Каждый раз, когда принималось решение о санации того или иного банка, речь шла о системных угрозах, – рассказал «Ко» заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников. – Решение о допустимости санации принималось Центробанком, а мы проверяли, возможна ли она в принципе, и готовили соответствующий план действий. Например, мы отказались от санации Тюменьэнергобанка из-за очень плохого качества его активов, хотя АСВ при этом пришлось выплатить вкладчикам страховку на 5 млрд руб.». У «КИТ Финанса» (его также санировало АСВ) была очень высокая концентрация задолженности перед небольшой группой кредиторов, в число которых входили крупнейшие российские банки, и его банкротство могло поставить под угрозу их финансовую устойчивость. На оздоровление «КИТа» направлено 118 млрд руб., банков «Петровский» (в прошлом ВЕФК) и «Союз» – примерно по 60 млрд руб. По словам Мельникова, помимо качественных итогов санации – купирования паники и поддержания устойчивочти системы – одним из ее осязаемых результатов стало сохранение около 450 млрд руб. средств кредиторов. «Эффективность работы АСВ по другому направлению – ликвидации банков – можно оценить по тому, насколько удалось сформировать конкурсную массу, чтобы вернуть деньги кредиторам, – продолжает Андрей Мельников. – Пять лет назад мы начали с 6% среднего погашения задолженности перед кредиторами, сейчас эта цифра доведена до 20%, причем в прошлом году в половине случаев все кредиторы вернули средства полностью».
С другой стороны, внутри агентства не все так радужно. По итогам проверки Генпрокуратура обнаружила факты нецелевого и неэффективного расходования выделенных государством финансовых и материальных ресурсов, а также нарушения при размещении госзаказов и проведении торгов. «В выводах проверки Генпрокуратуры нецелевого использования средств зафиксировано не было, – полагает Андрей Мельников. – Была несвоевременная компенсация расходов на услуги связи одним из работников. Если говорить про совокупность замечаний, они касались согласования внутренних нормативных актов и были устранены в течение двух-трех недель». По его словам, изначально система управления выстраивалась так, чтобы исключить коррупционную составляющую: регулярные отчеты по каждому направлению работы, прозрачность процедур, собственная служба внутреннего аудита, контроль со стороны совета директоров АСВ, состоящего из представителей правительства и Банка России, а также ежегодный независимый внешний аудит и проверки со стороны Счетной палаты.
Почтовый капитал Один из масштабных проектов ВЭБа – создание совместно с ФГУП «Почта России» почтового банка, который по своим масштабам должен опередить «Сбербанк». Деньги на это пойдут бюджетные, но не только. Сейчас определяется третий участник проекта, который бы как предоставил розничные банковские технологии, так и внес капитал. Весной глава «Почты России» Александр Киселев говорил, что для третьего партнера «цена участия в создании нового федерального банка на основе «Почты России» должна оцениваться миллиардами евро», а максимальная сумма инвестиций в создание почтового банка – 300 млрд руб. ($9,8 млрд). Сама «Почта» планирует внести долю своей филиальной сетью, против чего выступил Центробанк, предложивший предприятию внести в уставный капитал кредитного учреждения денежный взнос. Но чистая прибыль предприятия в прошлом году составила всего 306 млн руб. Средства на модернизацию выбиваются из бюджета – государство уже согласилось финансировать программу почты на 47,7 млрд руб. до 2013 года при требуемой сумме в 101,3 млрд руб. до 2013 года. Оставшуюся часть ФГУП должен найти сам. В результате «Почта» в 2012 году ожидает стать безубыточной, а к 2015 году рассчитывает получить чистую прибыль в 14 млрд руб. Найти дополнительные средства почтовикам будет крайне сложно. «Основная проблема «Почты России»в большой социальной нагрузке и неразвитости инфраструктуры. Еще один момент связан с неэффективностью во внедрении технологических новых решений», – полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. |
«В описанной ситуации нет ни некомпетентности, ни обмана, – утверждает директор департамента управления активами АСВ Андрей Дерябин. – Первоначально указанная квартира выставлялась на продажу по цене 34 миллиона рублей, но покупателей на нее не находилось, и после неоднократного снижения цены по решению комитета кредиторов она опустилась до 24 миллионов». Представитель АСВ также подчеркнул, что агентство не работает с посредниками в лице риелторских компаний и не заключает с ними по этому поводу ни устных, ни письменных соглашений, самостоятельно реализуя имущество должников. «АСВ в обязательном порядке проверяет юридическую чистоту объекта и делает это как минимум дважды: при выставлении на продажу и непосредственно перед заключением договора с покупателем, поскольку обременения могут быть наложены в любой момент без уведомления собственника. Причем в данном конкретном случае арест был наложен незаконно, и мы сейчас оспариваем это решение», – подчеркнул Андрей Дерябин. Относительно объявлений о продаже имущества, размещенных на сайте агентства, он пояснил, что в каждом из них указан срок его действия, по истечении которого оно становится недействительным.
Лоббистский ресурс
Об идее создания госкорпорации на базе «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов впервые заявил в конце 2005 г. Летом 2007-го проект был согласован в администрации президента, а в конце того же года подписан Владимиром Путиным. Но реальными активами корпорация начала «обрастать» на исходе 2008-го: государство безвозмездно передало ей 426 предприятий (180 ФГУПов и доли в 240 акционерных обществах).
Многие тогда выступили против, среди них – министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он заподозрил «Ростехнологии» в попытке «увода» доходов госбюджета и желании провести «скрытую приватизацию» федерального имущества. Однако, когда провели независимую экспертизу и стало известно, что это за «имущество» и что из переданных госкорпорации «активов» треть оказались банкротами или находились в предбанкротном состоянии, а их долги, по самым скромным подсчетам, превышали 80 млрд руб., страсти сразу же поутихли.
К этому моменту подоспел кризис, и «нездоровые» предприятия, переданные под крыло Чемезова, «разболелись» еще больше. Так что чувство зависти у многих оппонентов госкорпорации трансформировалось в сарказм, который лишь усилился после обнародования результатов прокурорской проверки и слов президента страны о необходимости в будущем отказаться от этой формы собственности. В общем, тема туманной перспективы госкорпораций долгое время обсуждалась на всех уровнях власти, а «Ростехнологиям» прочилась роль одного из первых кандидатов на выбывание.
Однако за 6 месяцев 2010 года произошло, казалось бы, невозможное. По мнению независимых экспертов, в разгар кризиса Сергею Чемезову удалось решить большую часть проблем и тем самым лишить своих оппонентов сколько-нибудь серьезной аргументации. Пролоббированная «Ростехнологиями» финансовая помощь «АвтоВАЗу», поддержанная правительством идея обмена старых автомобилей на новые, привлечение инвестиций и технологических возможностей западных инвесторов, прежде всего Renault и Daimler, лишили противников госкорпорации оснований для критики.
«ВСМПО-Ависма», еще недавно почти банкрот, контролируя теперь около 30% мирового производства титана и являясь основным поставщиком всех мировых авиастроительных гигантов – Boeing, EADS и Embraer, создало с американцами успешно действующее совместное предприятие по выпуску продукции глубокой переработки.
Одновременно удалось добиться снятия американских санкций с «Рособоронэкспорта», обвиненного в поставках оружия Ирану. А деятельность самой госкорпорации в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами, несмотря на кризис, продолжает удивлять иностранных экспертов постоянно возрастающими объемами поставок. Даже, казалось бы, явную осечку с проектом «Росавиа» Чемезов обратил в свою пользу: заключил с «Аэрофлотом» соглашение о преимущественном праве госкорпорации на покупку и лизинг самолетов для авиаперевозчика, договорился с американским Boeing о закупке 50 узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов на сумму $2,5 млрд, причем за американские же деньги, и, похоже, становится одним из акционеров «Аэрофлота». По словам специалистов, «Ростехнологиям» удалось «реанимировать» практически почившие в бозе зурабовские медицинские центры. Три из них уже введены в строй, еще три готовятся к сдаче в эксплуатацию летом этого года.
Непотопляемость Сергея Чемезова проявляется в самых критических ситуациях, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его мнению, метаморфозы, происходящие с «Ростехнологиями», напоминают известную притчу о лягушке, попавшей в кувшин с молоком. Не смирившись с судьбой, она активно начала работать и превратила молоко сначала в сливки, а затем в масло, чем и обеспечила себе твердую почву под ногами. Сегодня «Ростехнологии» стоят в ряду наиболее динамично развивающихся госкорпораций, полагает Руслан Пухов. И похоже, чувство зависти может опять посетить оппонентов Сергея Чемезова.
План реформы ГК «Роснано» Анатолия Чубайса будет акционирована уже в конце 2010-го. «Ростехнологиям» продлили существование до 2014-го, пока не будут завершены прием на баланс и акционирование всех переданных корпорации ФГКПов. В рамках новой структуры сформируют отраслевые субхолдинги, после чего их акционируют. До 2014 г. «Ростехнологии», согласно плану правительства, избавятся от большинства непрофильных – не-оборонных активов. Такая же судьба ждет и «Автодор», хотя Минтранс возражает против акционирования, ссылаясь на то, что получение прибыли не является целью ее деятельности. Аналогичная ситуация с Внешэкономбанком. До 2012 г. ВЭБ станет, скорее всего, юридическим лицом публичного права. Агентство по страхованию вкладов приобретет этот же статус. «Олимпстрой» прекратит существование в 2015-м, а Фонд реформирования ЖКХ – в 2013-м. Реорганизация им не потребуется. Неясна пока судьба «Росатома». По мнению Минэкономразвития, она решится в 2011 году. |
С приставкой «нано»
Госкорпорации как форма собственности показали свою неэффективность в решении задач, первоначально поставленных перед ними. «С момента их создания прошло уже почти три года, а результатов и прозрачности процедур их деятельности до сих пор нет», – констатирует президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. По ее словам, корпорации «проедают» сами себя. Например, в структуре расходов «Роснано» львиная доля средств тратится на развитие собственной инфраструктуры. Деньги, предназначенные на решение целевых задач, идут на создание филиалов, центров обработки данных и всевозможных фондов. Так, ГК «Роснано», призванная вкладывать средства в перспективные проекты, за два года освоила всего 10 млрд руб. из выделенных 130 млрд руб., при этом половину денег потратив на обеспечение своей работы. «С момента создания госкорпорация одобрила всего 36 из 1200 поступивших проектов, профинансировала только 8», – докладывал в ноябре 2009-го президенту Юрий Чайка.
Одна из причин, почему деньги не используются по назначению, – логика менеджеров компании. Выделенные средства являются финансовым продуктом и приносят постоянную прибыль. «Менеджмент понимает, что условно со 100 млрд руб. можно получать в год 25 млрд руб., работая с финансовым продуктом, – говорит Ольга Ускова. – Если 50 млрд руб. разместить на инновационных предприятиях, то уменьшится «финансовое тело», а значит, и доход. Таким образом, менеджер должен отказаться от прибыли, в том числе и личной, и заняться, с его точки зрения, размещением средств в рискованные предприятия». По данным «Роснано», целевые расходы корпорации в прошлом году составили 3,6 млрд руб., а чистая прибыль – 11,25 млрд руб. за счет доходов от размещения временно свободных денежных средств на счетах в коммерческих банках. В рамках основной деятельности «Роснано» в 2008 г. на финансирование инвестиционных, инфраструктурных и образовательных программ было направлено 1,415 млрд руб. Общий объем финансирования проектов в 2009 г. составил 32,213 млрд руб. Также в 2009 г. ГК выдала поручительства на 2,7 млрд руб. Основной объем средств (99,5%) был направлен на финансирование производственных и инфраструктурных проектов. По словам главы «Роснано» Анатолия Чубайса, предполагалось, что с 2008 г. «уже начнем масштабные инвестиции в проекты». Плановая цифра 2008 г. была 14 млрд руб., а 2009 г. – 15 млрд руб. «Сейчас ясно, что это ошибка в планировании. Поток проектов не может возникать ровно и так же, без разгона, подниматься дальше, – заявил глава госкорпорации в одном интервью. – Генпрокуратура по наиболее значимым показателям, видимо по рассеянности, использовала устаревшие июньские данные».
Впрочем, по мнению Ольги Усковой, процедура выдачи средств «Роснано» слишком сложна. Компании-претенденту необходимо пройти 4 экспертных совета и привести соинвестора. У средней инновационной компании этот процесс занимает 1–2 года. В «Роснано» при этом утверждают, что «весь процесс получения финансирования с момента подготовки документов может занять от 4 до 6 месяцев». НАИРИТ сопровождает несколько фирм, подавших заявки в «Роснано» на финансирование их разработок. С одной из них – Институтом инновационных технологий – госкорпорация 4 месяца только подписывала соглашение «о неразглашении и коммерческой тайне», хотя у нее уже имеется соинвестор и подписаны документы о намерениях с РЖД и «Газпромом». Фирма разрабатывает новые добавки к строительным материалам для сыпучих пород. РЖД заказывает новый вид гравия для железнодорожных насыпей под скоростное движение, а «Газпром» использует присадки на месторождениях с сыпучими породами. По словам Ольги Усковой, из трех проектов, сопровождаемых ассоциацией, самый продвинутый за два года прошел только третью экспертизу, а сейчас остановился на этапе поиска соинвестора. «Задача «Роснано» – собрать инновационные проекты, вложить в них средства и развить до уровня предприятий, – полагает Ольга Ускова. – Но вместо этого деньги идут на создание собственной инфраструктуры и вкладываются в финансовые продукты». В «Роснано» говорят, что в индивидуальных случаях «возможны отступления от указанных сроков, что может быть вызвано рядом причин – дополнительной проработкой документов, возникновением нестандартных ситуаций, структурированием проектов. Приоритет «Роснано» – качество проектов».
«Основная проблема госкорпораций – в отсутствии четкой системы мотивации менеджмента, – утверждает топ-менеджер компании, работающей с «Роснано». – Если в «Газпроме» существует бонусная составляющая, то в госкорпорациях ее нет нигде. Это толкает талантливых и знающих себе цену людей на дополнительные источники заработка. Прямого разворовывания бюджетных средств не происходит, но менеджмент не мотивирован в выборе лучшего проекта. Дело в том, что каждый проект обрастает огромным количеством консультационных услуг и обязательств, на которых менеджеры и зарабатывают. Если говорить о «Роснано», то окупаемых проектов, которые можно воплотить в жизнь, в России практически нет. Это венчуры – «поляна» для работы «бизнес-ангелов»: довести научную теорию с нулевого уровня до промышленного образца. Целью же госкорпорации является промышленное использование технологий с финансовой отдачей через 8 – 10 лет. С одной стороны, частный инвестор не спешит вкладываться: многое, что происходит в «Роснано», для него непрозрачно. С другой – многие в госкорпорациях не понимают, ради чего они работают, нет ясности в их дальнейшей судьбе, а значит, что будет с проектом через 10 лет, вряд ли кого интересует». Поэтому «Роснано» и вкладывается в различные фонды, управляющие и инвестиционные компании. Или выбирает не самые лучшие проекты, но большие по объему, за которыми стоят структуры, готовые платить за прохождение этих проектов.
Скрытая приватизация
В прошлом году против госкопораций развернулась широкомасштабная кампания. Главным следствием прокурорских проверок стал план Минэкономразвития по реформированию ГК. Особый статус предоставляет госкорпорациям много привилегий. Например, прибыль распределяется внутри фонда или корпорации. Соответственно бюджет не получает ни копейки. «Сейчас в стране иная экономическая ситуация: в ближайшие годы будут сохраняться проблемы с финансовыми ресурсами и бюджетный дефицит, – говорит замдиректора Института социальных систем при МГУ Дмитрий Бадовский. – Финансирование, которое велось в тучные годы, сегодня вызывает вопросы. Источником дополнительных бюджетных поступлений может быть именно приватизация, к которой государство активно готовится». По плану Минэкономразвития, все госкорпорации, кроме «Росатома», будут преобразованы в акционерные общества. Год назад введен мораторий на создание новых ГК, в результате «Автодор» был учрежден в статусе государственной компании.
Сильнее всех в ходе проверок досталось Фонду содействия реформированию ЖКХ. По данным Росфинмониторинга, здесь создаются «холдинги», объединяющие предприятия ЖКХ и зачастую подконтрольные представителям местной власти. Как правило, в тендерах на обслуживание территорий побеждают компании, где работают родственники, друзья и знакомые чиновников. «Такая организация деятельности предприятий ЖКХ позволяет руководителям этих структур полностью контролировать финансовые потоки и скрывать противоправное использование денежных средств, – говорилось в заключении Росфинмониторинга. – Это создает предпосылки к необоснованному завышению тарифов на услуги отрасли». «Роснано» и Фонд реформирования ЖКХ – это фондовые госкорпорации. Они менее эффективны, потому что не управляют активами, а просто обладают денежными средствами, – поясняет Дмитрий Абзалов. – Их легче всего преобразовывать и отслеживать эффективность – имущества у них практически нет».
Первой в очередь на приватизацию встала ГК «Роснано». «Это хорошая структура, но я бы не преувеличивал ее возможностей и влияния, – сказал президент Дмитрий Медведев в конце мая этого года на встрече с главами ведущих венчурных фондов США. – Хорошо, что она есть (...), занимается нанотехнологиями, но конечная цель не в том, чтобы она работала и развивалась, а в том, чтобы появились новые технологии и начал активно развиваться частный бизнес». И уже 4 июня Госдума в первом чтении приняла законопроект об акционировании госкорпорации. По словам Анатолия Чубайса, вся процедура завершится уже к концу 2010-го. После этого для компании открывается дорога на IPO. «Пребразование «Роснано» в ОАО оправданно, – считает Дмитрий Абзалов. – Это позволит компании привлекать венчурные инвестиции, поскольку для инвесторов предпочтительно получить долю в компании в обмен на внесенные денежные средства».
Но с акционированием ГК существует опасность потери государством своих активов. Все, чем располагает госкорпорация, перестало быть госсобственностью в момент передачи ей имущества. «Не исключена скрытая приватизация и вывод активов, которыми распоряжается топ-менеджмент, – предостерегает Дмитрий Абзалов, – а наблюдательный совет, контролирующий работу корпорации, может не успеть среагировать на те или иные транзакции».