Top.Mail.Ru
архив

Мощные конфликтогены

Вокруг старых советских торговых марок то и дело возникают конфликты. Вот самые громкие примеры дележа не принадлежавшей прежде никому интеллектуальной собственности.

История с "Жигулевским"

Еще в 1992 году самарская компания "Жигулевское пиво" запатентовала одноименную марку и через суд добилась прекращения выпуска этого пива другими компаниями. С тех пор желающие выпускать "Жигулевское" исправно отстегивали самарцам за лицензию. Но в мае 2000 года самарский завод лишился монополии на производство "Жигулевского". По иску рязанской "Русской пивоваренной компании" апелляционная палата "Роспатента" отменила монополию самарцев на товарный знак "Жигулевское". Более того, "Жигулевское пиво" теперь должно будет вернуть своим партнерам деньги, полученные за восемь лет по лицензионным договорам.

Обменная "Прима"

Сигареты "Прима" выпускали в советское время 24 табачные фабрики. В 1992 году товарный знак "Прима" был зарегистрирован как собственность московской компании "Дукат". Но в 1994 "Дукат" лишился регистрации и только в 1999 году после нескольких судебных разбирательств был восстановлен в правах собственника комбинированного торгового знака со словесным компонентом "Прима". Руководство столичной компании недавно передало свои права на марку ассоциации "Табакпром".

Тот самый чай

В 1996 году московский торговый дом "Никитин" запатентовал марку чая "Индийский", больше известную в нашей стране как "чай со слоном". С таким поворотом дел не согласилась уфимская чаеразвесочная фабрика, 10% оборота которой приходилось на этот чай. В ноябре 1999 года уфимцы подали иск о неправомерности использования марки торговым домом в Московский арбитражный суд. Победу в этом процессе одержали москвичи, которые продолжают выпускать чай "Индийский" и по-прежнему запрещают делать это другим компаниям.

С крылышками или без?

В декабре 1999 года "Аэрофлот" разослал письма-предупреждения в адрес московских фирм, использующих товарный знак и логотип авиакомпании. Затем такая же акция была предпринята в отношении компаний из СНГ и стран Восточной Европы. В частности, письмо от "Аэрофлота" получили болгарские табачники, выпускающие сигареты "Ту-134" с товарным знаком российской авиакомпании на пачке. Пока "Аэрофлоту" не удалось добиться от болгар и некоторых других "партнеров" отказа от использования марки российской авиакомпании.

"Колокольчики"-бубенчики

В мае 2000 года о своих правах на газированный напиток "Колокольчик" заявил питерский завод имени Степана Разина. Предприятие получило патент на этот торговый знак еще в 1992 году. Однако против выступила компания "Спасо-Бородинские воды". Ее главный аргумент: марка производится с 30-х годов, и рецепт приготовления известен всем. Пока конкуренты так и не договорились, кто из них прав.

Последние "Известия"

В 1998 году "Известия" подали свой первый иск к газете "Новые Известия" по поводу схожести логотипа нового издания со старым. "Новые Известия" слегка изменили свой логотип, но, в свою очередь, оспорили права "Известий" на товарный знак в "Роспатенте". Вскоре выяснилось, что логотип официально не запатентован и его могут использовать оба издания. В марте 2000 года "Известия" наконец зарегистрировали логотип, а в июле 2000 года подали новый иск в Московский арбитраж. Требование - новая "шапка" "Новых Известий" должна радикально отличаться от нынешней.

Еще по теме