Москва: десять лет спустя
Итак, 2021 год. На минувшей неделе исполнилось десять лет с того момента, как бессменный мэр МосквыСергей Собянин запустил программу по ревизии земельных участков в столице. Согласно распоряжению № 202-РП от 22.03.2011 в Москве было создано Управление подготовки территорий, сразу занявшееся созданием реестра участков, подлежащих застройке. После того как участки были очищены от обременений и обеспечены всеми необходимыми коммуникациями, девелоперы смогли взять их в аренду через аукционы. В целом через управление прошло более 3000 площадок стоимостью $15 млрд, и за последние десять лет мэрии удалось добиться феноменальных результатов. В частности, были разработаны проекты планировки 6800 га промзон, на которых московские строители возвели около 1 млрд кв. м недвижимости, причем примерно половина этих площадей – жилье. При этом доходы персонала управления росли достаточно скромно. Согласно распоряжению градоначальника, 160 сотрудников получали в целом 167 млн руб. в год, то есть зарплата одного человека составляла в среднем не более 100 000 руб. в месяц и индексировалась в соответствии с предусмотренными для работников госучреждений города Москвы правилами. Впрочем, в документе изначально оговаривалось, что оклады в управлении будут в два с половиной раза выше, чем у остальных сотрудников столичного правительства, «за сложность, напряженность и специальный режим работы».
Работа Управления подготовки территорий разительно изменила облик Белокаменной: темпы строительства жилья в городе выросли примерно в 20 раз по сравнению с уже забытым многими кризисом конца 2010-х, когда ввод жилья в Москве составлял не более 2–3 млн кв. м в год. «Московскому стройкомплексу никогда раньше не удавалось добиться таких радикальных перемен к лучшему, по сути наконец город смог отобрать у неблагонадежных инвесторов земельные участки и направить их в дело», – говорит управляющий директор «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. По словам гендиректора «Службы недвижимости» Павла Карасева, в результате Москва смогла избавиться от так называемого ржавого пояса – целой цепочки заброшенных в конце прошлого века предприятий, вблизи которых столичная администрация ранее построила Четвертое транспортное кольцо. «Основная часть промзон была расположена за пределами Третьего транспортного кольца», – напоминает генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Мария Литинецкая. В результате, по ее словам, в рамках реновации промзон «Фили» и «Западный порт» в районе «Москва-Сити», а также на территории между киевским направлением Московской железной дороги и Большой Очаковской улицей было построено более 2,5 млн кв. м недвижимости. Еще 2,4 млн кв. м жилья было возведено в САО в рамках реорганизации промзон «Магистральные улицы», «Братцево» и «Коровино». Реализация программы привела практически к заморозке цен на столичную недвижимость на уровне 2011 г., несмотря на ежегодную инфляцию в 8%. Поэтому долларовые цены на жилье упали за последние десять лет примерно на 40% – даже с учетом девальвации американской валюты.
Если до принятия программы по объемам строительства жилья лидировали престижные на тот момент ЗАО и ЮЗАО, то в связи с новой программой основной акцент сместился на застройку ЮВАО и ВАО, где было расположено большинство промзон. После того как все предприятия этих округов вывели в Подмосковье и в специально созданные в соседних регионах промышленные кластеры, изменился социальный срез жителей ЮВАО. По словам руководителя аналитического центра GEDAnalytics Александра Пыпина, чтобы на 6800 га разместить около 1 млрд кв. м недвижимости, средняя высотность застройки должна была составлять 30 этажей, то есть старые промышленные зоны с застройкой в 1–2 этажа превратились в кварталы, по стилю похожие на центральные кварталы Сингапура или Гонконга. В возведенных в округе небоскребах поселились выходцы из Средней Азии, переехавшие в Россию в начале 2000-х годов в поисках работы в основном по программам социальной интеграции и льготной ипотеки.
Однако резкое увеличение объемов строительства привело и к негативным последствиям, в частности, население Москвы удвоилось, что превратило российскую столицу в самый густонаселенный город Европы. «Подобное увеличение населения дает значимую нагрузку на город, особенно с учетом того, что ликвидация промзон приводит к сокращению рабочих мест», – отмечает руководитель группы концепций девелопмента компании «Сити-XXI век» Дмитрий Дементьев. Например, выросла нагрузка на транспортные системы за счет ежедневного пикового перемещения людей в другие районы города к местам работы. Кроме того, по мнению директора департамента продаж элитной недвижимости Penny Lane Realty Александра Зиминского, теперь властям «остается разобраться со всеми проблемами в департаменте ЖКХ, чтобы он был в состоянии управлять огромными объемами жилых площадей и не дал красивым новым кварталам утонуть в горах невывезенного мусора». «Также необходимо обеспечить новые районы торговой, социально-бытовой, спортивной, развлекательной инфраструктурой, предприятиями сферы услуг», – добавляет эксперт.
Настоящее против будущего | ||
| 2010 г. | 2020 г. |
Объем строительства жилья | 1,771 млн кв. м | 50 млн кв. м |
Стоимость кв. М жилья | $4500 | $2700 |
Население Москвы | 11,55 млн человек | 23 млн человек |
Источник: Росстат, ИРН, плановые показатели роста рассчитаны «Ко» |
Еще по теме
Для американцев, в отличие от нас, финансовая сторона проблем со здоровьем была ключевой практически с самого основания государства. Недаром одна из наиболее перспективных на данный момент профессий в США – защитник интересов больного, посредник между пациентом и лечебным учреждением, в том числе в денежных вопросах. «Сколько стоит заболеть?» – тема, только становящаяся привычной у нас и уже давно являющаяся неотъемлемой составной частью американского образа жизни.
Получаю недавно SMS от банка, VIP-клиентом которого являюсь: они дарят мне ручку и предлагают получить ее по будням с 10 до 17 часов по адресу типа Бирюлево-Товарная. А еще МТС часто выражает мне свою признательность в виде каких-то закачек или скидок на странные модели телефонов...
Неденежное стимулирование сотрудников – инструмент, который некоторым компаниям стоит открыть для себя заново.
«Беззатратная» благотворительность в России набирает обороты. Аффинити-карты, позволяющие их держателям делать пожертвования фактически за счет банка, есть сейчас практически у всех крупнейших игроков финансового рынка. Проценты на добрые дела отчисляются из прибыли, которую банкиры получают от транзакции. Во всем остальном карта ничем не отличается от обычного платежного пластика.