«Москва» слезам не верит

На страховом рынке новый скандал: воспользовавшись своей близостью к государству, крупнейший авиаперевозчик России «Аэрофлот» взял под контроль все средства бюджета, выделенные на покрытие убытков авиакомпаниям по возросшим военным рискам.

 

Террористические акты в США в числе прочих последствий привели к резкому росту страховых выплат авиакомпаний мира. Крупнейшие международные аэропорты потребовали от авиакомпаний гарантии страхового покрытия военных рисков на сумму от $700 до $1 млрд. Первыми на возросшие требования отреагировали США: президент Джордж Буш подписал закон, согласно которому американское правительство выступит в роли страховой компании. Кроме того, американское государство гарантирует все убытки авиакомпаний, связанные с военными действиями или террористическими актами, на сумму свыше $100 млн.

 

Московская рента

Чуть позже решение Буша поддержали правительства ряда европейских стран, в том числе и Россия. В России главным ходатаем выступила компания «Аэрофлот», контролирующая около 70% рынка международных перевозок. «Аэрофлот» обратился в правительство с просьбой в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о государственных гарантиях покрытия убытков по военным рискам. Минимальная сумма страхового покрытия, необходимая «Аэрофлоту», должна была составить $500 млн. Правительство не подвело и буквально за неделю (!) решило вопрос в пользу авиаперевозчиков. На высоте оказались и обе палаты российского парламента. Совет Федерации вслед за Госдумой стремительно одобрил поправки к Закону о бюджете на 2001 год, внесенные правительством, согласно которым нашим авиаперевозчикам будут предоставлены гарантии покрытия убытков по военным рискам на сумму в 30 млрд рублей до 1 декабря нынешнего года.

Казалось бы, вопрос исчерпан, и авиакомпании могут вздохнуть свободно. Но все только началось. Российское правительство предложило предоставить эту самую бюджетную гарантию исключительно страховой компании «Москва». Для того чтобы обосновать свое требование, любой российский авиаперевозчик должен обратиться в Государственную службу гражданской авиации для подтверждения выполнения полетов по международным маршрутам. После предоставления подтверждения в СК «Москва», авиакомпаниям будет выдан дополнительный полис в рамках лимитов, установленных странами назначения. Выступая на заседании Госдумы, первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев заявил, что порядок предоставления страхового полиса авиаперевозчикам будет определен правительством, в договоре со страховой компанией «Москва» будет указано, что страхование по этому риску за счет средств федерального бюджета освобождается от уплаты каких-либо страховых премий и начнет проводиться на некоммерческой основе. При этом страховая компания «Москва» обязана выдавать полис всем российским авиаперевозчикам, которые обратятся за его получением.

 

Что такое семья

В тот же день, когда были приняты поправки к бюджету, вице-премьер Алексей Кудрин, комментируя решение депутатов, заявил, что компания «Москва» осуществляет страхование 65% всех авиаперевозок, которые производят российские авиакомпании.

Страховщики считают, что цифра, названная вице-премьером, мягко говоря, не соответствует действительности. На самом деле «Москва» никогда не была крупным участником рынка авиастрахования. До последнего времени эта компания занимала скромное место среди аутсайдеров, оставляя лидирующие позиции специализированным компаниям «АФЕС» (страхование авиакомпаний «Сибирь» и «Самара», а также аэропорты Петербурга и Самары), «АВИКОС» и «Ингосстрах» (их клиентами являются «Трансаэро» и «Внуковские авиалинии»). Ее единственное преимущество, пожалуй, заключалось в том, что она принадлежала «Аэрофлоту», который владеет 70% перевозок. В реальности «Москва» даже не покрывает все риски «Аэрофлота». Впрочем, как утверждают в пресс-службе «Аэрофлота», в «Москве» страхуются все риски, кроме каско и ответственности авиаперевозчика. Иными словами, львиная доля рисков приходится на другие компании.

Вполне возможно, секрет «Москвы» заключается в ее кадровом составе. Дело в том, что в прошлом году у бывшей руководительницы «Москвы» Наталии Панских возникли разногласия с основным акционером компании. Панских пришлось покинуть пост, который она занимала несколько лет, и уйти в «Стабильную страховую компанию», также специализирующуюся на авиационных рисках. На ее место пришел Владимир Когтев, первый заместитель руководителя страховой компании «МАКС», которая, как известно, является детищем нынешнего руководителя Пенсионного фонда Михаила Зурабова. Сразу после этого была проведена дополнительная эмиссия акций «Москвы», в результате чего ее уставный капитал вырос до 10 млн рублей. Кстати, первым заместителем генерального директора «Аэрофлота» является Александр Зурабов.

Теперь усилиями «Аэрофлота» эта страховая компания получает возможность не только оперировать астрономическими суммами, но и привлекать новых клиентов – авиаперевозчиков, которые будут вынуждены обращаться именно к ней, если им понадобится дополнительное страховое покрытие военных рисков.

Тем не менее, утверждает Алексей Кудрин, предоставление гарантий через страховую компанию «Москва» – дело временное. В принципе, для того чтобы определить достойного претендента на раздачу государственных гарантий, будет проведен конкурс. Однако некоторые страховщики сомневаются в соблюдении правил игры – как известно, в России условия конкурса долго готовятся и еще дольше принимаются…

С этим мнением не согласна аналитик ИК «Атон» Елена Сахнова. «Вряд ли тут возможны какие-то спекуляции. Процесс распределения средств будет контролироваться государством», – говорит Сахнова. По идее, сложившаяся ситуация должна заинтересовать МАП, которое чрезвычайно бдительно следит за ситуацией на страховом рынке и не пропускает ни одной возможности для демонстрации своей силы. Однако на этот раз МАП молчит – представители ведомства отказываются комментировать пикантную ситуацию.