Москва снизила порог входа в офсетные контракты для инвесторов

04.10.202210:35

Скорость запуска импортозамещающих производств по дефицитным группам товаров зависит от скорости привлечения в проекты потенциальных инвесторов. Эксперты считают, что инициатива Москвы по снижению порога входа в офсетные контракты с 1 млрд рублей до 100 млн рублей — эффективный инструмент по расширению пула инвесторов и привлечению широкого круга средних технологических компаний.

Новые нормы закона о контрактной системе, предусматривающие снижение порога входа для желающих заключить офсетный контракт, вступило в силу 1 июля 2022 года.

Активное участие в разработке законопроекта принимало столичное правительство. Сам механизм офсетного контракта был введен в 2016 году мэрией в сотрудничестве с Минэком, и столица стала первым регионом, реализовавшим этот инструмент по привлечению инвестиций.

По данным Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, всего начиная с 2017 года было заключено пять соглашений. Бизнес инвестирует в создание новых и модернизацию существующих производств 12,9 млрд рублей. Город, в свою очередь, обеспечивает их заказами на 72,2 млрд рублей суммарно.

Первым московским офсетом стал контракт с биотехнологической компанией «Биокад». Согласно ему, объем инвестиций бизнеса составляет 5,4 млрд рублей. Эти средства пошли на строительство на зеленоградской площадке технополиса «Москва» фармацевтического завода, который, помимо производственных цехов, включает две лаборатории — химико-аналитическую и микробиологическую.

По словам вице-мэра Москвы Владимира Ефимова, договором предписано, что в течение семи лет компания будет осуществлять поставки лекарственных препаратов городу. Речь идет о лекарствах, используемых в терапии онкологических и аутоиммунных заболеваний.

Первые поставки «Биокад» осуществил еще в 2021 году — тогда больницы получили около 290 тысяч упаковок. К сентябрю 2022-го объем поставок достиг 540 тысяч упаковок лекарственных препаратов — это треть всего объема препаратов для лечения онкологических и гематологических заболеваний в столице.

прочитать весь текст

В лице Москвы предприниматели приобретают надежных партнеров, к тому же столица выступает одним из крупнейших госзаказчиков в стране. Контракт заключается на 10 лет, то есть бизнес получает долгосрочные гарантии сбыта, а после выполнения всех контрактных обязательств предприятие включается в региональный реестр единственных поставщиков. Кроме того, компания может рассчитывать на помощь из столичного бюджета, в том числе на снижение цены на аренду земли до 1 рубля, на налоговые преференции и иные меры поддержки. Условия благоприятствуют открытию импортозамещающих производств в социально важных сферах вместо поиска каналов параллельного импорта. Приоритетными бизнес-направлениями для заключения офсетных контрактов в Москве называют услуги связи, переработку и утилизацию отходов, экзопротезирование и зарядку электротранспорта.

По словам вице-президента МТПП Сурена Варданяна, снижение порога стоимости офсетных контрактов до 100 миллионов рублей позволит привлечь в Москву компании среднего звена и быстрее запускать в городе новые технологические предприятия по производству дефицитных товаров.

«Ранее поставленный порог в один миллиард рублей сильно ограничивал приход инвесторов, которые были ориентированы на производство каких-то узкопрофильных изделий, в которых нуждается город, — подчеркивает Сурен Варданян. — Далеко не все предприятия даже медицинской отрасли для организации производства требуют миллиардных инвестиций. Очень многие требуют вложения от 2 до 5 миллионов долларов. Это как раз укладывается в сумму с понижением порога».

Варданян уверен, что это очень эффективное средство по привлечению широкого круга средних технологических компаний, как российских, так и иностранных, готовых локализовать производство в Москве. В условиях того давления, которое оказывается на российскую экономику, это крайне важный факт, подчеркивает Варданян. 

100 миллионов рублей — это намного более реалистичная цифра, чем 1 миллиард, и ее уже достаточно для открытия производства на 20–40 рабочих мест, подчеркивает член Московского регионального отделения «Деловой России», вице-президент по развитию бизнеса в Европе и СНГ корпорации Unex, независимый директор Росимущества Алексей Улитенко.

С помощью офсетных контрактов, по его мнению, формируется продуктовая матрица, в которой государство обозначает дефицитные ниши, и снижение стоимости входа в подобные проекты однозначно будет способствовать увеличению их числа, даже несмотря на то, что практика пока еще мало распространена в стране, особенно за пределами Москвы.

«При выборе ниши, которую будет стремиться заполнить новое производство, бизнесу важно помнить, что де-факто оно создается под нужды государства, но продукт должен быть востребован и после окончания офсетного контракта», — подчеркивает Алексей Улитенко.

Также компаниям следует учитывать, что в подобных контрактах используется фиксированная цена продукта. Это, по мнению Улитенко, значит, что государство может планировать бюджет, а вот производитель должен более тщательно считать риски, особенно если он использует импортные ресурсы.

Но при всех своих рисках и недостатках идея отлично встраивается во все тенденции современной России: гарантированный заказ, импортозамещение, диверсификация оборонных предприятий, реверсивный инжиниринг, централизация закупок в руках одного уполномоченного органа, переход на казначейское сопровождение и небанковские формы кредитования промышленности, создание продукции с заданными техническими характеристиками и т. п. Как в случае со многими экономическими новшествами, передовая практика ГЧП и совершенствование законодательства идет от Москвы.