Москва создает суперхолдинг

05.09.201500:00

Все прежние действия московского правительства по приватизации принадлежащих городу «лужковских» строительных компаний признаны неверными – город должен строить сам. Основой будущего холдинга станет «Мосинжпроект» (МИП) – организация, еще недавно занимавшаяся  проектированием, но с 2013 г. ставшая заказчиком и генподрядчиком по строительству метрополитена.

Уже анонсированы планы внесения в капитал МИП оставшихся городских проектных и строительных организаций,  вице-мэр Марат Хуснуллин (на фото) даже считает возможным выйти на IPO. Предполагается, что МИП станет девелопером и будет брать частные заказы. Фактически «Мосинжпроект» хочет занять нишу, освободившуюся после разорения некоторых крупных девелоперов – например, на прошлой неделе стало известно, что СУ-155 продает свой головной офис и увольняет большинство сотрудников.

Как пояснил «Ко» генеральный директор «Экспертной инжиниринговой компании» Сергей Должников, действия по превращению МИП в монополиста  ведутся давно. Он уже является победителем конкурсов на проектирование и строительство парка «Зарядье», реконструкцию Лужников, единым заказчиком строительства транспортно-пересадочных узлов.Очевидно, что появление мегахолдинга приведет к вытеснению еще существующих рыночных механизмов управления строительством бюрократическими. Куратор лаборатории полевых исследований города Высшей школы урбанистики при ВШЭ Петр Иванов отмечает, что создание девелоперского направления в МИП –  по сути, объединение функций заказчика и исполнителя, с неизбежным ослаблением возможностей контроля. Аналогом подобной структуры, только в сфере благоустройства, является ГБУ «Жилищник», сформированное из упраздненных ДЕЗов и также заменившее  частных подрядчиков.

«Московскому стройкомплексу, и так действующему в комфортных условиях, т. к. из-за отсутствия правил землепользования и застройки в столице почти не действует градостроительное право, окончательно развязывают руки, поскольку городская власть становится единственным стейкхолдером процесса строительства», – констатирует Иванов. При этом, как отмечает Сергей Должников, МИП, в отличие от государственного заказчика, не требуется обосновывать закупки, в том числе начальную цену контракта. План закупок может быть изменен в любое время.

Партнер девелоперской компании «Химки групп» Дмитрий Котровский полагает, что городские власти преследуют две основные цели: усилить контроль за городскими заказами и увеличить доходы за счет выполнения частных заказов на строительство. Имеются, впрочем,  сомнения, попадут ли эти доходы в городскую казну.

Участники рынка также отмечают, что МИП уже создал ряд совместных строительных предприятий, например ИБТ (подрядчик строительства станции «Мичуринский проспект»), «Евразстрой», СП ТТС и другие. Совместные предприятия создавались по стандартной схеме: 49% участия МИПа, 49% у партнера (например, в случае с ИБТ партнером выступал украинский «Интербудтоннель») и 2% у Банка Москвы. То есть холдинг уже  начал создаваться. Однако ряд совместных предприятий МИП находится в плачевном положении или в состоянии фактического банкротства (например, нашумевший в 2012 г. «Метрохолдинг», который тогда тоже позиционировался как будущий суперподрядчик).

«Проблема вовсе не в том, чтобы  создать очередной комитет или юрлицо, это один росчерк пера, – заявил «Ко» участник рынка. – Проблема в том, чтобы заставить их эффективно работать. Сложно поспорить с тем, что результат четырех лет работы МИП генподрядчиком, мягко говоря, не блестящий и сильно отличается от планов, озвученных в 2011 г. Проблема в том, чтобы собрать грамотную, слаженную, работоспособную команду. С этим большие сложности».