$ 76.31
 91.21
£ 105.02
¥ 70.13
 82.70
GOLD 1760.90
РТС 1474.85
DJIA 34035.99
NASDAQ 14038.76
 4520242.00
рынки

Москва упрощает «экспортный кешбэк»

Фото: Агентство «Москва» Фото: Агентство «Москва»

В Москве стартовал прием новых заявок на экспортный кешбэк. По сравнению с прошлым годом условия его получения для экспортеров стали мягче. Если ранее рассчитывать на бюджетные выплаты можно было при наличии исполненного экспортного контракта на сумму не менее 6 млн рублей, сейчас претендовать могут и по долгосрочным непрерывным контрактам. Саму подачу заявок для упрощения процедуры оцифровали.

Всего в 2020 году московские компании-экспортеры получили в качестве грантов и субсидий около 500 млн рублей и нарастили экспорт почти на треть — до 40 млрд рублей. Власти Москвы рассчитывают, что новые условия экспортного кешбэка позволят и дальше наращивать объемы несырьевого неэнергетического экспорта.

Экспорт «в шоколаде»

В 2020 году шоколадные экспортные контракты принесли Москве больше денег, чем экспорт вакцин для людей. Экспорт шоколадных изделий составил 90,08 млн долларов США, а экспорт вакцин для людей — 50,82 млн. Сейчас на долю столицы приходится уже более 10% всего российского шоколадного экспорта, шоколадные изделия из Москвы продают в 56 странах мира. Вопреки стереотипу, что в кризис зарабатывают лишь сырьевые экспортеры, в столице ситуация иная. За время пандемии, несмотря на мрачные прогнозы, поставки выросли, и не только по шоколаду.

По итогам 2020 года несырьевой неэнергетический экспорт Москвы увеличился почти на треть, приблизившись к $40 млрд, что в абсолютных цифрах сопоставимо с двухлетним ВВП Кипра. Доля Москвы в общем объеме российского несырьевого неэнергического экспорта по итогам 2020 года достигла 25%. 

Рост выглядит особенно внушительно на фоне общемирового обвала экспорта. По данным Trade Map, экспорт Германии по сравнению с 2019 годом снизился на 7,3% (109,12 млрд долларов США), экспорт Франции снизился на 14,2%, Италии — на 7,4%. Не сильно лучше дела на азиатских рынках. Так, более чем 5% экспорта потеряла по итогам года Южная Корея, непростой остается ситуация с экспортными поставками в Японии.

«Результаты 2020 года по столичному экспорту оказались неожиданно позитивными. В начале пандемии в мировой торговле ожидался мощный спад», — говорит Моисей Фурщик, глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг». Он напоминает, что главный провал прочили именно несырьевому экспорту. Однако, вопреки пандемийным прогнозам, Москва продемонстрировала значительный рост.

Объем несырьевого неэнергетического экспорта в столице увеличивается не первый год. Так, в 2019 году этот показатель составлял $30,42 млрд, что на 25,1% превышает показатели 2018 г., напомнил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Главными по экспорту в столице остаются промышленные предприятия — в прошлом году их поставки выросли более чем на 30%, превысив $36 млрд. Также в лидеры роста вышел агропром, объемы экспорта здесь увеличились почти на треть и достигли $3,8 млрд.

Основными экспортными товарами в прошлом году стали техника и компьютеры, механическое оборудование, коммуникационная аппаратура. Предприятия АПК, помимо шоколада, продавали за рубеж сахаристые и мучные кондитерские изделия, продукты на основе муки или молока, корма для животных. Из фармпрепаратов популярностью пользовались лекарства и вакцины для людей.

Московская продукция поставляется по всему миру, ее импортирует уже 183 государства. В число главных импортеров входят как страны — участники СНГ, включая Белоруссию и Казахстан, так и ведущие экономики мира, в том числе Германия, Китай, США и Япония.

Кешбэк на все

В числе драйверов экспортного роста аналитики называют снижение курса рубля, традиционно выгодный российским производителям, временный простой зарубежных конкурентов и городские программы поддержки экспортеров. Они оказались в числе приоритетных адресатов программ поддержки столичного бизнеса (всего в Москве было принято пять антикризисных пакетов поддержки). За последний год объем поддержки московских экспортеров вырос в 7 раз, в 2020 году компании получили субсидии и гранты на сумму около 500 млн рублей. В 2019-м она составила 70 млн рублей.

Причем поддерживается экспорт не только высокотехнологичных товаров, но и пищевой продукции, что представляется достаточно разумным, напоминает Моисей Фурщик. В 2019 году уже была введена субсидия для экспортно ориентированного бизнеса, и предприниматели смогли компенсировать часть расходов при выходе за рубеж. В непростое для бизнеса время помощь расширили, сегодня она покрывает расходы на создание маркетинговой стратегии при запуске зарубежных продаж, на разработку и перевод рекламы, получение патентов, сертификатов и т. д. Заработала и программа экспортного кешбэка, и при выполнении любого экспортного контракта компании могли получить грант в размере 10% от выручки.

«В условиях жесткой и не всегда корректной конкуренции на внешних рынках поддержка московских компаний, экспортирующих конкурентоспособную продукцию, важна и нужна», — согласен Сурен Варданян, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты.

Он напоминает, что к мерам поддержки экспортеров в разной форме прибегают все крупные страны. Порой это делается неявно, например, через участие в важных мероприятиях, преимущества в тендерах, проведение предпроектных исследований. Деловые сообщества многих стран имеют зарубежные неправительственные офисы, которые занимаются исследованием рынка и организацией коммуникаций. И в целом арсенал помощи хорошо известен. Поддержка выставок, маркетинговых исследований, субсидирования поиска партнеров работает везде, отмечает он, это сфера ответственности властей.

Экспорт физической продукции может поддерживаться субсидированием грузоперевозок, а разработка ПО и экспорт лицензий могут освобождаться от некоторых налогов, добавляет Сергей Вихарев, директор группы консультирования по перспективным технологиям KPMG в России и СНГ.

Как в мире поддерживают экспортеров

В числе ключевых мер поддержки остается кредитование и страховое обеспечение экспортных операций. Такой политики последовательно придерживаются в том числе США, Германия и Южная Корея, кредиты национальным компаниям-экспортерам предоставляет Китай. При этом кредитную поддержку, например в Великобритании, могут получать не только экспортеры, но и покупатели национальных товаров за рубежом. Также экспортеры могут рассчитывать на целый ряд налоговых льгот. К примеру, в Индии для экспортеров есть режим беспошлинного ввоза производственного оборудования, также без пошлин они имеют возможность ввозить сырье для производства экспортной продукции. Есть налоговые льготы для экспортеров и в Германии, в частности по уплате НДС. Отдельное место занимает информационная и маркетинговая поддержка. Экспортный центр Норвегии размещает на своей платформе информацию о компаниях-экспортерах и их товарах, Бразилия субсидирует участие экспортеров в международных торговых выставках, в Чили делают ставку на проведение рыночных исследований и организацию встреч с потенциальными инвесторами и импортерами.

прочитать весь текст

«Москва сумела аккумулировать инструменты различных мегаполисов и выбрать взвешенный подход, соблюдая баланс для поддержки экспортеров. Надо не гнаться за массовостью, а работать в системе эффективности», — говорит Сурен Варданян.

Широкий набор мер поддержки, который уже получают экспортеры, от субсидии на сертификацию продукции за рубежом до золотых аккаунтов на маркетплейсах и консультаций по поиску покупателей за рубежом, даст плоды в будущем, считает Игорь Ребельский, председатель комитета по внешнеэкономической деятельности московской «Деловой России», владелец VIG Trans. Особенно она важна для начинающих экспортеров.

«Поддержка, которую оказывает госсектор начинающим предпринимателям, уникальна, это новый путь для России», — уверен Игорь Ребельский.

Сыграла tech-ставка

Одной из точек роста несырьевого экспорта во всем мире остаются поставки за рубеж high-tech товаров. Для российской столицы важный экспортный драйвер — продукция технологичных компаний. Среди них — резиденты особой экономической зоны «Технополис “Москва”», около четверти которых реализуют свою продукцию более чем в 25 стран мира. Московская ОЭЗ включает в себя пять площадок, одну — в Печатниках и четыре — в Зеленограде («Алабушево», «Микрон», «МИЭТ» и «Ангстрем»). Всего на территории ОЭЗ располагается более 180 высокотехнологичных компаний.

За рубежом высокотехнологичное оборудование московских резидентов востребовано, несмотря на ограничения в мировой торговле из-за пандемии. Из Москвы поставляют в том числе электронику, композиты, оптические решения. Во время пандемии кто-то вышел на рекордные продажи. Так, за 2020 год компания «Хранение Энергии» нарастила объем экспорта аккумуляторных батарей под брендом ENSOL в полтора раза.

В пандемию внешнеторговую активность резидентов поддержал город — для предприятий особой экономической зоны заработала индивидуальная комплексная программа развития экспорта (разработчиком выступил Центр «Моспром» — ред.). Предприятиям помогают расширять географию поставок, налаживать контакты с потенциальными импортерами, отмечает вице-мэр Москвы по вопросам экономической политики Владимир Ефимов. Среди инструментов поддержки — организация бизнес-миссий и коллективных экспозиций на зарубежных выставках. Также резиденты могут получить аналитику по потенциально интересным рынкам.

Результат уже есть, например, расширяется география поставок — несмотря на пандемию, продукция резидентов впервые отправилась в Чехию и Мьянму. В 2021 году резиденты из отраслей микроэлектроники, оптики, электронной аппаратуры, энергоэффективных технологий начнут экспортировать продукцию в страны Персидского залива.

Экспорт онлайн

Не сбавлять экспортных темпов в пандемию столичным предприятиям помогли цифровые каналы продвижения. Несмотря на закрытые границы, экспортерам удалось даже расширить географию поставок, прежде всего за счет дистанционных бизнес-миссий. Расходы по организации и технической поддержке деловой программы в новом формате обеспечил город.

Онлайн-встречи с потенциальными заказчиками из-за рубежа для предприятий организовывал Центр поддержки и развития экспорта «Моспром». Так, уже в апреле 2020 года для экспортеров прошла виртуальная встреча с партнерами из Индии.

«За год мы все очень сильно пересмотрели свои подходы к ведению дел в онлайне. Можно сказать, что мы вместе с производителями прошли путь от стадии страха перед неизвестным к стадии получения пользы от цифровых технологий. В итоге центр «Моспром» провел более 1000 b2b-встреч между московскими компаниями и потенциальными иностранными закупщиками. И контракты заключали без очного общения, что убеждает лучше любых дискуссий о неэффективности онлайн-встреч», — рассказала генеральный директор центра «Моспром» Наталья Шувалова.

Всего в прошлом году «Моспром» провел 20 бизнес-миссий, для 120 столичных производителей было организовано более 900 бизнес-встреч, отмечал Владимир Ефимов. Благодаря цифровому каналу московские компании при поддержке центра смогли заключить 70 экспортных контрактов.

Круг возможностей для экспорта в «цифре» растет. К примеру, сейчас в рамках одной миссии центра «Моспром» экспортеры могут даже представить продукцию потенциальным байерам сразу из нескольких стран. Проще выбрать поставщика будет и зарубежным закупщикам, для них специалисты центра организуют технологические онлайн-туры на столичные производства. Для переговоров будут приглашать байеров не только из стран СНГ и Европы, но также из Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и даже Африки.

В онлайн-формат перевел бизнес-миссии и Московский экспортный центр Всего за 2020 год удалось провести 13 деловых встреч для 254 столичных компаний. В них приняли участие потенциальные покупатели из Германии, Японии, Китая, Марокко, Саудовской Аравии.

Столичные экспортеры используют для зарубежных продаж и глобальные маркетплейсы. В 2020 году город эту активность также поддерживал — в рамках антикризисной помощи бизнес получил возможность частично возместить затраты на онлайн-продвижение, в том числе вернуть комиссию за размещение на маркетплейсах. Мера поддержки заработала с весны 2020 года, всего предоставление субсидий было одобрено 256 предприятиям, общий размер выплат превысил 96 млн рублей.

Теперь главное, чтобы дополнительные меры по поддержке экспорта, принятые правительством Москвы в пандемию, продолжали работать, считает Моисей Фурщик. Это имеет важное значение на фоне восстановления глобальных производственных цепочек, что автоматически влечет за собой обострение на конкурентных рынках.