Москва запускает 7-триллионный проект «Индустриальные кварталы»
Вице-мэр по вопросам экономической политики Владимир Ефимов объявил сегодня о старте строительства свыше 35 млн кв метров недвижимости в «ржавом поясе». На территории бывших промзон появится жилье, офисы и инновационные производства. Город нашел почти 2 тыс. га для реализации программы «Индустриальные кварталы» на ближайшие 15 лет. Общая инвестиционная емкость проекта — 7 трлн руб. Они позволят создать 500 тысяч рабочих мест в столице и обеспечат 3 трлн рублей поступлений в бюджет.
Отдача от «ржавого пояса»
Реорганизация промзон — одна из главных точек роста московской экономики. Программа «Индустриальные кварталы» позволит мегаполису привлечь длинные деньги, запустить высокотехнологичные производства, создать рабочие места с высоким уровнем заработной платы и улучшить инфраструктуру.
Чтобы выявить потенциал бывших промтерриторий, было проведено полное обследование 15 тыс. га, занятых когда-то промышленными цехами.
По словам Владимира Ефимова, проверки показали, что часть предприятий живы и активно работают. Производственным компаниям московское правительство предлагает инструменты бюджетной поддержки, в том числе для благоустройства.
Треть земель по назначению уже не используются, но при этом реновации подлежат не все. Наибольшее внимание властей вызывают около 2 тыс. га, которые не используются вообще или в малой степени от их экономического потенциала.
«На сегодняшний момент эти территории представляют собой полузаброшенные объекты, не функционирующие или функционирующие не в полную силу: это некрасиво, небезопасно и неэффективно, — подчеркнул Владимир Ефимов. — Нам важен экономический и бюджетный эффект реализации таких проектов, а также то, что программа дает 7-летний потенциал создания рабочих мест в Москве».
Аукционы для промзон
В 2021 году для редевелопмента бывших промышленных территорий одобрено 27 проектов, по семи из них работы уже начаты. Кроме того, до конца года на торги будут выставлены около 500 га земельных участков бывшей столичной «промки». Инвесторы этих «Индустриальных кварталов» будут определены на 35 аукционах.
По оценке Владимира Ефимова, градостроительный потенциал бывших промышленных территорий — 7,5 млн кв. м. Из них 3,7 млн кв. м — это производственные площади, столько же будет отдано под деловые и социальные пространства. Все это позволит создать 146 тысяч рабочих мест со столичным уровнем заработной платы.
Причем социальные объекты и транспортная инфраструктура рассчитываются с учетом интересов жителей прилегающих территорий. На долю жилья придется 0,1 млн кв. м. Всего же в «Индустриальных кластерах» предусмотрено создание 50 детских садов, 44 школ и 27 спортобъектов.
Градостроительный потенциал «Индустриальных кварталов» — 35 млн кв. м. Из них 11 млн пойдет под жилье, еще 11 млн — под современное производство, а под общественную, деловую и социальную застройку — 13 млн кв. м. Общая инвестиционная емкость проекта — 7 трлн руб. Они позволят создать 500 тысяч рабочих мест и обеспечат 3 трлн руб. поступлений в бюджет.
— вице-мэр по вопросам экономической политики Владимир Ефимов
Программа синхронизирована с программой реновации жилого фонда. Четверть построенного в «Индустриальных кварталах» жилья будет отдана под переселение из старого жилого фонда.Срок реализации программы «Индустриальные кварталы» — около 15 лет. Как отмечает Владимир Ефимов, этот показатель рассчитан на основе уже осуществленного проекта по редевелопменту территории автозавода ЗИЛ. «Это большие объемы строительства, сложная инженерия», — подчеркивает он.
При этом в действительности проекты могут быть завершены уже в течение 5–6 лет, но девелоперам дали запас по времени, так как и для власти, и для бизнеса такие инвестиционные соглашения пока в новинку.
Программа комплексного развития территорий получила законодательное оформление в 2017 году как раз по инициативе Московского правительства.
Для редевелопмента промзон есть два варианта — по инициативе самих правообладателей или города. Два запущенных в год пандемии пилотных проекта иллюстрируют оба подхода. Промзона «Октябрьское поле» меняется по инициативе собственников. Инвестора для «Коровино» город искал на аукционе — это прецедент в российской истории.
Главным плюсом КРТ называют возможность вовлечь в экономический оборот площади, где это было невозможно из-за конфликтов собственников или инертности правообладателей, а также других ограничений. Если собственники территорий не готовы проводить благоустройство заброшенных предприятий за свой счет, город имеет право обязать их начать работы в определенный срок или выкупить их и заняться развитием самостоятельно либо с помощью инвесторов.
Привлечение инвесторов — главный KPI московских властей. Работа по созданию благоприятного инвестклимата не останавливалась даже в пандемию. Для снижения бюрократических преград в декабре 2020 года в городе создан штаб по комплексному развитию территорий, первым заметным результатом его работы стало сокращение сроков оформления документации с 340 до 170 дней.
Повышению прозрачности конкурсной процедуры служат изменения Градостроительного кодекса, принятые 30 декабря 2020 года. Согласно новым условиям, победителем аукциона в рамках программы КРТ признается участник, который предложил наибольшую цену за право заключить договор о редевелопменте. А если торги проводятся в формате конкурса, выигрывает участник, чьи предложения признали лучшими по сравнению с заявленными условиями и предложениями других.
На долю промзон приходится 17% площади Старой Москвы. Сегодня здесь возводится почти четверть всей новой недвижимости столицы.
В апреле 2021 года город утвердил проекты комплексного развития участков сразу в семи бывших промзонах, в их числе «Бескудниково», «Грайвороново», «Зюзино», «Каширское шоссе», «Кунцево», «Коровино» и «Теплый Стан». Общая площадь планируемых к редевелопменту участков бывших промзон превышает 77 га, на их месте предполагается построить 1,5 млн кв. м недвижимости. Это будут в том числе жилые дома, офисные здания, культурно-досуговые объекты. Всего в результате редевелопмента данных территорий горожане получат более 18 тысяч новых рабочих мест.
Ранее столичные власти приняли решения о комплексном развитии еще четырех территорий в бывших промзонах — «Алтуфьевское шоссе», «Братцево», «Чертаново», «Южное Бутово» — площадью почти 60 га. Договоры по этим проектам планируется заключить уже в этом году.
Как подчеркивают власти, эти масштабные девелоперские проекты потребуют значительной рабочей силы, привлечение которой затруднено из-за пандемии. Город, заинтересованный в соблюдении норм безопасности, открывает представительства по подбору и проверке работников по запросу застройщиков и коммунальных служб в Узбекистане и Таджикистане.
Комплексное решение
Старт программы был анонсирован на площадке бывшего комбината железобетонных изделий №9 в Кунцево, который в ближайшее время начнет преображаться. Площадь участка под редевелопмент — 15,9 га. Объем планируемых инвестиций превышает 168 млрд рублей. Бюджетный эффект от реализации проекта — 2,9 млрд рублей.
Реновации промзон не ноу-хау Москвы. С аналогичными проблемами сталкиваются Лондон и Париж, где цифровой расцвет сопровождается логичной гибелью старой промышленности.
Редевелопмент от Нью-Йорка до Лондона
С задачей комплексного редевелопмента отработавших свое промзон сталкивались чуть ли не все сколь-нибудь значимые промышленные и торговые центры США и Европы. Закрывшиеся фабрики и заводы, отработавшие свое портовые зоны и железнодорожные узлы уступали место экологичным производствам, социальной инфраструктуре и комфортабельному жилью. Так, на месте не самого экологически благополучного района с текстильными фабриками в Барселоне сегодня расположился деловой high-tech-квартал Побленоу с офисами Yahoo! и Microsoft. Вместо заброшенной промышленной зоны во французском Нанте благодаря программе редевелопмента появился парк «Остров машин», ставший туристическим и культурным центром для жителей города и туристов.
Частью истории стал и депрессивный портовый район Доклендс в Лондоне — на его месте развернулся современный деловой центр. А на территории закрытого порта в районе Хафен-Cити в Гамбурге выросли музеи и галереи современного искусства, жилье и офисы. Последний проект редевелопмента промзон считается одним из самых успешных в Европе — под жилые объекты здесь отдано около трети пространства, на остальных площадях расположились объекты социальной и офисной инфраструктуры.
На месте автозаводов и строительных комбинатов появлялись проплешины промзон и пустырей. Часть из них быстро заняли дорогие жилые кварталы, но современный город, как замечает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, не может состоять только из жилья. «Людям нужны рабочие места, а для этого необходимо четкое понимание, что будет проводиться и как сбываться. Поэтому для решения этой задачи нужно комплексное систематическое сотрудничество строителей, инвесторов и московских властей. Причем определяющую роль здесь играют власти, которые формулируют и реализуют долгосрочные планы развития города», — уверен Дмитрий Журавлев.
Эксперты отмечают, что в промышленных зонах скрыты не только главные точки роста экономики мегаполиса, но и резервы для улучшения качества жизни. В настоящее время почти 40 % рабочих мест в столице сосредоточены в центре, где проживает всего 9 % населения. Строительство нового жилья вместе с организацией рабочих мест позволит снизить маятниковую миграцию, считает генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов.
«Отсутствие необходимости тратить несколько часов на дорогу до офиса и обратно напрямую отражается на повышении производительности труда и улучшении человеческого капитала, так как люди получают возможность больше времени проводить с семьей, заниматься спортом или самообразованием».
Создание высокооплачиваемых рабочих мест — приоритет экономической стратегии Москвы. Во время пандемии здесь зафиксирован один из самых низких показателей безработицы среди десятка крупнейших мегаполисов мира.
Согласно данным глобального исследования Euromonitor, в 2020 году в Москве цифры не превышали 2,5%. При этом в Лондоне уровень безработицы составил 4,5%, в Нью-Йорке — 8,8%, а в Стамбуле — более 17%.