Top.Mail.Ru
мнения

Москвичи не растерялись, питерцы решили уйти

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости
Марина Дяченко — основатель международной аудиторской консалтинговой ГК «Бизнес Эксперт»

Турбулентность на рынке коммерческой недвижимости продолжается: арендаторы стремятся сократить расходы, арендодатели — сохранить доходы. В результате главные торговые улицы борются за первенство по количеству пустующих витрин, только на Тверской в Москве доля свободных помещений под магазины и кафе увеличилась почти в два раза по сравнению с июнем и достигла 15,5 %. Бизнес учится жить в условиях сокращения арендованных площадей и снижения трафика. И, как показывает опыт клиентов международной аудиторской консалтинговой ГК «Бизнес Эксперт», находит варианты.

Государства испробовали разные меры поддержки бизнеса в период пандемии. Сектор коммерческой недвижимости активно поддержали в Нидерландах, Германии и Великобритании. В Нидерландах сделали ставку на арендодателей: банки страны предоставили ипотечные каникулы арендодателям на срок до полугода. В Великобритании помогли арендаторам, общая сумма поддержки составила 1 млрд £. На три месяца с апреля были введены арендные каникулы и запрет на выселение арендаторов-должников на тот же срок. Аналогичным образом поступили и власти Германии, которые к тому же предоставили субсидии на аренду помещений для предпринимателей. В Италии государство компенсировало 60 % арендной платы и отменило предприятиям коммунальные платежи. В России попытка бизнеса на законодательном уровне провести послабления по аренде на время пандемии не увенчалась успехом, и арендаторам пришлось договариваться с арендодателями самостоятельно.

В сегментах офисной и торговой недвижимости двух столиц это привело к увеличению доли свободных площадей. Поскольку коммерческие условия для арендаторов в карантин практически не поменялись, арендаторам пришлось идти по пути оптимизации затрат — многие наши клиенты стали переводить сотрудников на удаленную работу и отказываться от занимаемых помещений. Мы наблюдали, как по-разному предприниматели реагируют на кризис. Если московские бизнесмены пытались искать новые возможности, сохраняя привычные локации, то питерские компании нередко решали поставить бизнес на стоп.

Москвичи поставили на оптимизацию

Столичные бизнесмены реализовали несколько моделей поведения.

Сокращение расходов началось во втором квартале. Арендаторы вели переговоры с арендодателями по достижению оптимальных для себя условий аренды (хотя в большинстве случаев, как показал опрос сотен наших клиентов, это не привело к желаемому результату: арендаторы не пошли на уступки нашим клиентам, сохранив доковидные арендные ставки и даже требования по уплате коммунальных платежей). Кроме сокращения расходов на аренду, бизнесмены занялись оптимизацией всех процессов: корректировали выбор поставщиков, снижали затраты на рекламу, сокращали число торговых точек. Это сделали 90 % наших клиентов. Карантин заставил пересмотреть бизнес-процессы и выявить неэффективных сотрудников, с которыми пришлось расстаться. Компании, связанные с ретейлом, сделали ставку на онлайн-каналы торговли.

К примеру, наш клиент ресторанная сеть, работающая на рынке Москвы и Санкт-Петербурга, перепрофилировалась на производство фастфуда, уменьшила средний чек, сосредоточилась на онлайн-доставке, и, хотя по сравнению с доковидными показателями оборот сети уменьшился на 68 %, данное решение помогло выстоять.

Оказалось, что кризис — это не только время сокращать расходы, но и смотреть шире.

Многие компании взяли курс на коллаборацию. Например, начали сотрудничество с крупными операторами онлайн-доставок (Delivery Club и «Яндекс.Еда»). Фуд-ретейлеры («ВкусВилл», «Перекрёсток» и «Лента») объединились с ресторанами и кафе, предоставив последним возможность продавать продукцию через свои сети.

Наш клиент, крупный московский ресторан, с наступлением пандемии попал в красную зону. Выручка упала до нуля. Вместо того, чтобы распустить сотрудников и закрыться, как это сделали некоторые коллеги, ресторан с нашей помощью адаптировал формат к новым условиям и начал сотрудничество с компаниями из смежных ниш. Благодаря свежему взгляду на рынок вышла серия продуктов «Просто разогреть»: детские наборы, демократичные сеты, 13 готовых домашних блюд. Услуга имела успех и продолжает набирать популярность. Кроме того, доход в этот сложный период стали приносить коллаборации с партнерами. Идея совместной доставки блюд с продукцией партнерской пекарни и напитками из винного магазина пришлась по душе клиентам, вынужденным соблюдать изоляцию.

Некоторые компании пошли еще дальше и стали осваивать совершенно новые ниши. Непродовольственные ретейлеры запустили торговлю продуктами. Наш клиент, компания, занимавшаяся фуд-кортами и ресторанами, чьи площади были закрыты на время кризиса, открыл в Москве более 10 точек дарк-китчен и стал доставлять на дом ресторанную продукцию по чеку ниже рынка. В итоге компания сумела сохранить бизнес и сейчас успешно развивает новое направление.

Петербуржцы увидели выход

Особенностью бизнеса в Санкт-Петербурге в период пандемии стало сокращение торговых точек и даже уход с рынка, временно или окончательно. Например, книжная сеть «Республика» закрыла в Петербурге все свои пять точек.

С учетом того, что розничный товарооборот в Петербурге за девять месяцев 2020 года сократился на 30 %, мы предполагаем, что доля банкротств и сокращение присутствия компаний на петербургском рынке к концу года увеличится.

Серьезным ударом для арендаторов в сфере услуг, особенно для фитнеса, стал первый месяц после выхода из самоизоляции. Тогда был введен запрет на работу фитнесов в ТЦ, а в Петербурге — это 30 % всех заведений. Нам известно много случаев, когда арендодатели, ранее пошедшие на уступки по отсрочке платежей или снижению арендной платы, в июле потребовали от фитнес-клубов оплаты полной стоимости аренды.

Известная петербургская сеть супермаркетов «Лэнд» закрыла половину своих супермаркетов, в том числе известные магазины в центре города, из-за сократившегося на 70 % трафика. Во «Владимирском пассаже» магазин располагался с 2003 года, пережил несколько кризисов, но не пережил режим самоизоляции. В ТЦ «Невский центр», помимо катастрофического падения товарооборота, закрытию магазина способствовали высокие арендные ставки. Закрыт супермаркет и в ТК «Миллер-центр», работавший с 2005 года.

Сейчас оптимизация — ключевое условие для выживания бизнеса. Речь идет об оптимизации как затрат, так и всех бизнес-процессов — от работы над формированием положительного клиентского опыта до построения новых эффективных логистических цепочек и коллабораций с коллегами.

Еще по теме