Top.Mail.Ru
архив

Мотивы миллиардера

07.07.200300:00

Роман Абрамович приобрел лондонский футбольный клуб «Челси» и заявил, что хочет сделать его одним из лучших в Европе. Эта сделка, ставшая самой крупной в истории британского футбола, одинаково изумила и Англию и Россию, а заодно – повергла их в пучину дискуссий о том, что это для самого таинственного российского олигарха – увлечение, бизнес или способ улучшить собственное реноме на Западе.

 

Версия первая. Увлечение

 

В пользу этой версии говорит многое, и прежде всего сам Роман Абрамович, объявивший в интервью BBC, что с детства мечтал управлять футбольным клубом. «А что касается получения прибыли, то я знаю менее рискованные способы это сделать», – пояснил 36-летний олигарх, кстати, самый молодой из владельцев контрольных пакетов акций клубов английской премьер-лиги.

В этом откровении трудно усмотреть некое лукавство, особенно если знать, что на протяжении последнего года Абрамович нередко наведывался в Англию и смотрел лучшие матчи премьер-лиги и Лиги чемпионов (например, суперзрелищную встречу между «Манчестер Юнайтед» и мадридским «Реалом» – 4:3) с трибун главных стадионов. Мнение Абрамовича выглядит тем более полновесным на фоне доходов, полученных совладельцем «Сибнефти», «Русала» и еще десятка других компаний. По данным американского Forbes, личное состояние губернатора Чукотки оценивается примерно в $5,8 млрд. И это, похоже, только верхняя часть айсберга. За последние два года владельцы «Сибнефти» (а Абрамович не особенно и скрывает, что он главный акционер компании) получили в виде дивидендов около $2 млрд, а продажа этого нефтяного актива ЮКОСу принесла акционерам $3,6 млрд.

По сведениям источников «Ко» в клубе «Челси», Абрамович, хоть и оставил на прежних местах председателя клуба Кена Бэйтса и исполнительного директора Тревора Берча (еще бы не оставить – Birch в переводе с английского значит «береза»), сам активнейшим образом включился в его практическую деятельность. И, в частности, в рассмотрение кандидатов на укрепление команды в преддверии старта Лиги чемпионов-03/04. Среди возможных покупок команды Романа Абрамовича – сплошь европейские футболисты топ-уровня.

Несмотря на внешний иррационализм первых шагов нового хозяина, аналитики лондонского Сити приняли их с воодушевлением. «Если бы я болел за «Челси», я бы ликовал, – говорит консультант BarclaysBank Хенк Поттс. – Год за годом прежний владелец Кен Бэйтс делал невозможные вещи, доставая кроликов из шляпы. Это помогало «Челси» держаться на плаву, но не позволяло побеждать. А тут пришел человек и достал из шляпы сотни миллионов». Сама сделка Хенка Поттса, кстати, ничуть не удивила, свое объяснение произошедшего он облек в весьма афористичное: «Миллионеры покупают автомобили, миллиардеры – футбольные клубы».

 

Версия вторая. Бизнес

 

Абрамович пользуется в российских бизнес-кругах репутацией предельно рационального бизнесмена, и ограничивать его мотивацию при покупке «Челси» исключительно эмоциональным порывом – почти наверняка заблуждаться. Об этом свидетельствует и адресат вложений Абрамовича – английская премьер-лига, единственная на данный момент футбольная лига Европы, где прибыльных команд больше, чем убыточных, а «игра № 1» стала полноценным бизнесом.

Имей покупка футбольного клуба Абрамовичем чисто эмоциональную подоплеку, он мог бы совершить ее и в России. Что, кстати, уже пытался сделать минувшей зимой, проведя переговоры с главой «Торпедо» Владимиром Алешиным – однако успехом они не увенчались. Встречался он и с президентом ЦСКА Евгением Гинером, однако, по сведениям «Ко», деньги Абрамовича, по крайней мере его личные деньги, в числе финансовых источников армейского клуба не значатся. Что в свете приобретения «Челси» является принципиальным моментом: УЕФА запрещает одному человеку владеть двумя и более клубами, участвующими в ее соревнованиях. Однако, ввиду отсутствия в России отлаженных механизмов зарабатывания денег на игре (продажа телевизионных и рекламных прав, реализация билетов, мерчандайзинг), рентабельность футбола в стране до сих пор не превышает 20%. А, значит, серьезные инвестиции в него представляются делом куда более сомнительным, чем инвестиции в популярный и экономически прозрачный английский футбол.

Заместитель губернатора Омской области (именно там базируется хоккейный клуб «Авангард», также принадлежащий олигарху) Сергей Шелпаков признался, что слышал от Абрамовича слова о «наступлении времени для вкладывания денег в игровые виды спорта». «С российскими командами это сложнее по причине их нерентабельности, а вот английский футбольный клуб – это, видимо, то, что имел в виду Абрамович», – предполагает Шелпаков.

 

Версия третья. Улучшение имиджа

 

Возможный репутационный эффект от приобретения «Челси» кажется слишком большим, чтобы в размышлении о мотивах сделки сбрасывать этот аспект со счетов. «Синие» давно, с начала 1960-х, слывут любимым клубом лондонской богемы и английского нобилитета: в рядах его активных, трибунных поклонников состояли и состоят бывший премьер-министр Джон Мейджор, многие бывшие и нынешние министры с Даунинг-стрит, кинорежиссер Гай Ричи, солист Blur Дэмон Олборн. Статус владельца такого модного, гламурного клуба, как «Челси», вполне может способствовать весьма интересным знакомствам, открыть самые высокопоставленные двери и придать его имени весьма респектабельное звучание. «Владение футбольным клубом – это лучше, чем владение членской карточкой престижного гольф-клуба», – рассуждает газета Independent о мотивах Абрамовича. И отчего бы не увидеть в этой его сенсационной покупке предтечу каких-то новых инвестиций в Англии и в Европе в целом? Например, Хесус Хиль (экс-владелец мадридского «Атлетико»), Бернар Тапи (бывший глава марсельского «Олимпика»), Мохаммед аль-Файед (нынешний хозяин лондонского «Фулхэма») и Сильвио Берлускони (фактический владелец «Милана») вполне эффективно использовали свои футбольные инвестиции в целях повышения имиджа.

По крайней мере, при таком раскладе будет найден ответ на терзающий экономических аналитиков вопрос: почему Роман Абрамович распродает некоторые из своих активов в России?

Еще по теме