Top.Mail.Ru
архив

Motorola inside

28.10.200200:00

Начав 75 лет назад с выпуска бытовых трансформаторов, компания Motorola со временем превратилась в одну из крупнейших технологических компаний мира. Сегодня исследовательское подразделение Motorola работает над фантастическим проектом создания «разумной» среды обитания человека.

 

В 1928 году выходец из простой фермерской семьи Пол Гэлвин открыл свой бизнес в Чикаго, купив небольшую компанию по производству «избавителя от батарей». По своей сути «избавитель» был обычным трансформатором и выпрямителем, который позволял включать первые радиоприемники в домашнюю электросеть. Инвестиции в новую компанию составили $600, а штат предприятия насчитывал поначалу пять человек. Пол Гэлвин и его брат Джозеф занимались исследованиями, разработками и продажами, а за делопроизводство отвечала супруга Пола – Лилиан.

В 30-е годы ХХ века Америка переживала автомобильный бум, и братья Гэлвины сумели извлечь из этого выгоду, наладив производство автомобильных радиоприемников. Первое авторадио представляло собой небольшой ящик, к которому прилагался отдельный аккумулятор – далеко не все автомобили того времени были оснащены мощными генераторами. Новинка продавалась под торговой маркой Motorola. Это слово по замыслу братьев должно было олицетворять движение, музыку и энергию.

 

Рация в рюкзаке

Одновременно с авторадио GalvinManufacturingCorporation выпускала и бытовые радиоприемники. В конце 1930-х этот аппарат был редкостью в американском доме: радиоприемниками обладали менее половины американских семей. Именно Motorola сделала приемник обычным предметом домашней обстановки. Этому способствовали новшества, разработанные компанией: кнопочная настройка, удобные для пользователя регуляторы частоты и громкости. Тогда же, в 1930-е, GalvinManufacturing создала первое устройство мобильной радиосвязи – своеобразный прообраз «трубки». Это было специально разработанное полицейское радио, работавшее на частоте, которой не пользовались гражданские службы. С помощью полицейского радио можно было передавать команды одновременно всем патрулям. Однако большим недостатком нового устройства являлось то, что связь была односторонней.

Обороты молодой компании росли, к 1940 году они составляли почти $10 млн, а штат вырос до 985 человек. В это время Galvin сделала ценное кадровое приобретение – на должность директора по исследованиям пришел талантливый инженер Дэниел Ноубл. Под его руководством было создано первое устройство для двусторонней мобильной связи (walkie-talkie), которое взяли на вооружение полиция и военные.

Вторая мировая война подстегнула спрос на средства радиосвязи. GalvinManufacturing принялась выполнять оборонные заказы. Первые радиостанции были довольно громоздкими устройствами: самое компактное из них по своему внешнему виду напоминало кирпич, из которого торчали телефон, микрофон и длинная антенна. Дальность действия такого аппарата составляла всего несколько миль. Более «дальнобойная» радиостанция, работавшая в радиусе десятков миль, была сделана в виде увесистого рюкзака (половину рюкзака занимал съемный блок питания).

 

Телевизор включенный и выключенный

С окончанием войны GalvinManufacturing вернулась к выпуску мирной продукции. Торговая марка Motorola к тому времени была настолько популярна в США, что компания в 1947 году сменила свое название на Motorola. Главным направлением деятельности Motorola стали разработка и производство высокотехнологичных устройств. В 1949 году в американском городе Феникс был создан первый исследовательский центр компании. Помимо прочего этот центр был занят изучением свойств полупроводников.

В конце 1940-х Motorola создала первый телевизор, и уже 10 лет спустя почти половину всех доходов компании приносили продажи телевизоров. Motorola выпускала телевизоры вплоть до 1970-х, отбиваясь от агрессивных японских компаний, которые наступали ей на пятки. Однако затем менеджеры Motorola посчитали, что американский рынок телевизоров близок к точке насыщения, и компания пошла на неожиданный шаг – свернула производство телевизоров. Этот поступок Motorola вошел во многие в учебники по менеджменту: руководство компании, следуя девизу «постоянно обновляйся», отказалось от доходного бизнеса по выпуску телевизоров в пользу еще более перспективных направлений. В 1970-е годы компания сосредоточилась на производстве радиоустройств, спутниковых систем и мобильных телефонов, благодаря чему за 10 лет почти вчетверо увеличила свои финансовые показатели (обороты с $796 млн в 1970 году выросли до $3,1 млрд в 1980-м).

 

Ставка не на ту лошадь

На рынке интегральных схем Motorola повезло меньше: компания уступила первое место Intel. Эта история началась в 1952 году, когда инженеры Motorola создали первый полупроводниковый транзистор. Через некоторое время компания наладила массовое производство автомобильных транзисторных радиоприемников, главным преимуществом которых был их небольшой размер. Габариты транзисторов становились все миниатюрнее, они постоянно дешевели, за счет чего стремительно расширялась сфера их применения. Чтобы удовлетворить растущие потребности рынка в транзисторах, Motorola в 1967 году стала наращивать производственные мощности, построив многочисленные заводы по выпуску транзисторов за рубежом, в том числе в Австралии, Гонконге, Малайзии, Южной Корее, Мексике, Израиле, ФРГ.

В 1974 году Motorola создала первую интегральную микросхему – 8-битный процессор, состоявший из 4000 транзисторов. Его применяли в персональных компьютерах и других электронных устройствах. Однако битву за «сердца» персональных компьютеров Motorola проиграла компании Intel.

Региональный директор по Ближнему Востоку и Африке Motorola Хасан Таваколи объясняет эту коллизию так: «На базе процессора Motorola был создан один из первых компьютеров Apple. Однако Apple проиграла битву с IBM, которая использовала процессор Intel. В результате число персональных компьютеров, работающих на базе наших процессоров, сегодня относительно невелико».

Уступив в этом секторе конкурентам, Motorola, однако, не стала отчаиваться и принялась начинять электроникой другую бытовую технику. «Если бы существовал слоган Motorolainside, то он встречался бы ничуть не реже, чем всем известный Intelinside», – утверждает вице-президент и директор исследовательской лаборатории по коммуникациям Motorola Дэвид Борт.

 

Взлет и падение Iridium

В 1980-е компания сосредоточилась на двух направлениях – автомобильная электроника и системы радиосвязи, причем компания добилась впечатляющих побед на обоих фронтах. Хасан Таваколи говорит, что сегодня в американском автомобиле до 11% всей электроники – производства Motorola.

Что же касается радиосвязи, то самой перспективной технологией оказалась сотовая связь. Motorola поняла это раньше многих других конкурентов и в 1980-е годы стала одним из важнейших игроков на нарождающемся рынке персональной сотовой связи. На исследования в области сотовой связи в течение 1970-х Motorola потратила $100 млн. Первая система мобильной связи DynaTAC была введена в коммерческую эксплуатацию в 1983 году, а два года спустя в США, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии действовали уже 80 сетей сотовой связи, собранных на оборудовании Motorola. В итоге Motorola стала номером один по производству мобильных «трубок» и лишь в середине 1990-х уступила пальму первенства финской Nokia. Впрочем, менеджеры Motorola посчитали возможности сотовой связи ограниченными и в 1987 году приступили к реализации одного из самых амбициозных проектов ХХ века, получившего название Iridium. Проектом предусматривался запуск 66 космических спутников связи, которые бы обеспечивали клиентов телефонной связью в любой точке земного шара. Motorola инвестировала в компанию IridiumLLC $5 млрд, но результат оказался провальным: космическая связь отличалась космическими же ценами, и набрать 500 000 абонентов (именно столько требовалось для окупаемости проекта) системе Iridium не удалось. Во всем мире нашлось только 50 000 желающих подключиться к Iridium.

Операторы сотовой связи тем временем научились предоставлять связь на всей обитаемой территории планеты при помощи роуминга. IridiumLLC не смогла выдержать конкуренции и в 1999 году была объявлена банкротом. Планировалось даже затопить все спутники, однако в дело вмешалось военное ведомство США, которое объявило, что системой Iridium будут пользоваться для обеспечения «военной» связи.

 

Четыре кита «интеллектуальной» среды

Оставив Iridium военным, Motorola вновь сосредоточилась на системах сотовой радиосвязи. По мнению менеджмента компании, «песенка простых трубок спета». Дэвид Борт говорит, что наступает время единой «интеллектуальной» среды, в рамках которой множество «разумных» устройств смогут взаимодействовать друг с другом. «Главная проблема коммуникаций сегодня – изобилие технологий доступа. Такой разнобой сильно затрудняет создание «разумной» среды. Выработка единого стандарта – одна из задач инженеров Motorola», – говорит Борт.

«Интеллектуальная» среда, по мысли руководителей Motorola, должна состоять из четырех компонентов. Ядром системы является человек с его информационными потребностями и с теми электронными устройствами, которые всегда находятся при хозяине. Кроме того, система включает в себя дом, рабочее место и автомобиль человека. Устройства связи, применяемые в каждом из сегментов, будут свободно взаимодействовать друг с другом. «В результате исчезнет необходимость в едином центре связи», – подчеркивает Борт.

Разработка «интеллектуальной среды» – дело очень трудоемкое, однако в Motorola считают, что часть пути уже пройдена. На протяжении 1990-х Motorola последовательно инвестировала в новые разработки (Research & DevelopmentR&D). По объему инвестиций в R&D компания находится в одном ряду с крупнейшими технологическими компаниями планеты.

Разработки в Motorola ведутся по многим направлениям, но приоритетом для компании является насыщение электроникой дома, офиса и автомобиля человека. О последнем направлении стоит рассказать подробнее. Задача Motorola состоит в том, чтобы превратить автомобиль из средства передвижения в коммуникационное устройство. Проникнув 70 лет назад в автомобильный бизнес, Motorola стремится расширить применение электроники в автомобилестроении. Ранее единственной задачей автомобильного бортового компьютера было контролирование работы узлов самого автомобиля. Теперь электроника будет обеспечивать связь водителя со средой.

По словам главы отдела исследований потребительских коммуникаций Джека Мурха, в скором времени будет создан «сетевой автомобиль», из которого можно связываться со всем миром. Последний проект – это вовсе не игрушка для подростков: американская компания хочет дать автовладельцу возможность с максимальной выгодой использовать время, которое он затрачивает на дорогу до работы и обратно. При этом Motorola помнит о вопросах безопасности: компьютер «сетевого автомобиля» будет управляться не «мышкой», а голосом. Motorola уже заключила контракт на совместные разработки с компанией DaimlerChrysler, ведутся работы с Renault и другими автомобильными компаниями.

Свои «научно-фантастические» исследования Motorola проводит в собственных лабораториях, разбросанных по всем миру. Исследовательские центры Motorola есть и в странах Восточной Европы – в России (Санкт-Петербург), на Украине (Киев) и в Польше (Краков). Кроме того, компания привлекает к работе сторонние организации, в первую очередь университеты. Список институтов, с которыми сотрудничает Motorola, уже перевалил за сотню.

Один из проектов Motorolaисследовательский центр во Франции, созданный компанией совместно с итало-французской STMicroelectronics и голландской Philips, – на минувшей неделе оказался в центре общественного внимания. Газета FinancialTimes предположила, что сотрудничество Motorola и STMicroelectronics завершится тем, что Motorola продаст STMicroelectronics свое подразделение по производству полупроводников (см. об этом «Ко» № 40 от 21 октября 2002). Обе компании отрицают возможность сделки, но акционеры STMicro дают понять, что переговоры все же ведутся. В случае их успешного исхода на свет может появиться второй по величине производитель микроэлектроники в мире, уступающий только Intel.

Еще по теме