Top.Mail.Ru
архив

Моя филиппинская няня

23.01.201500:00

В Москве уже никого не удивишь филиппинской домработницей или британским гувернером. В последние годы владельцы фешенебельных столичных квартир и загородных особняков все чаще нанимают иностранную прислугу. «Дешево и сердито» обходится домашний персонал из Средней Азии и, как договоритесь, с Украины. 

В luxury-сегмент автоматически попадают специалисты из Великобритании и Франции, экзотикой по-прежнему остаются уроженцы Филиппин и Индонезии. Спрос, согласно исследованию портала SuperJob, только растет. Из 800 размещенных на сайте вакансий треть оставлена частными нанимателями: 38% ищут нянь, 33% – домработниц, 6% проходят под категорией «другое» и нуждаются в садовниках, охранниках, врачах, кондитерах, мажордомах. «Ко» попытался узнать, как устроен столичный рекрутинговый бизнес и сколько стоит прислуга мечты.

Знак английского качества

Четыре года назад руководитель московского офиса компании English Nanny Валентин Гроголь даже не подозревал, что займется рекрутингом. До 2010 г. он искал себя в разных сферах: был специалистом по арабским странам в «РИА Новости», менеджером в коммерческой структуре, занимающейся геологоразведкой в Перу, и начальником отдела доверительного управления в инвестиционной компании. Все изменилось с рождением дочери Евы. Чтобы дать ей двуязычное воспитание, Валентин Гроголь попытался нанять няню-англичанку, но ее услуги оказались не по карману. Тогда знакомые в РУДН, когда Валентин почти отчаялся, посоветовали ему нигерийку, тоже носительницу английского языка. В тот момент это был идеальный вариант: 400 руб. в час. Так непростой выбор няни стал началом для проекта Валентина Гроголя. 

Он осознал, что его знания и опыт, полученные на предыдущих позициях, универсальны и их можно использовать в сфере рекрутинга. За пару месяцев Валентин сделал сайт по подбору нигерийских нянь English Nanny, дал рекламу в Интернете, в нескольких печатных изданий и стал ждать заявок. Но сработало «сарафанное радио». «В парке другие родители видели мою няню и интересовались, откуда она», – вспоминает предприниматель. Нигериек он находил через два канала: среди студентов РУДН и среди прихожан американской протестантской церкви. В месяц его агентство принимало от пяти до двадцати заявок, но «выстреливало» от одной до четырех. Свой проект, в который он вложил до 1 млн руб., бизнесмен решил монетизировать за счет комиссии с клиента – 20% от годового контракта. По тем меркам, сумма могла доходить до 75 000 руб. «Спустя год стали появляться клиенты, опять же по «сарафанному радио», готовые платить в десять раз больше, но за квалифицированный персонал из Великобритании. Упускать такие заказы было грех», – говорит Валентин.

Сначала он пробовал искать специалистов в Великобритании сам, давая рекламные объявления. Но откликов почти не было: подозрительные британцы предпочитают пользоваться услугами кадровых агентств. Тогда Гроголь стал мониторить лучшие заграничные рекрутинговые компании. Фирма Simply Angelic, которая работает на рынке подбора домашнего персонала более тридцати лет, возглавила его список. Увидев, что у агентства есть офисы в Дубае, Париже и Гонконге, Гроголь предложил открыть эксклюзивное представительно в России и странах СНГ. Первые три месяца запомнились как самые экстремальные. Ноль клиентов, несмотря на активное продвижение, в которое Гроголь вкладывал десятки тысяч долларов. «В Simply Angelic тоже высказывали недовольство: мной же занимался отдельный менеджер по подбору. Он получал зарплату, а результата не было, – рассказывает Валентин. – Но потом получилось захватить первого, второго клиента». 

Дальше благодаря рекомендациям Гроголь получил «зеленый» свет в рекрутинговый бизнес. Он подобрал персонал для семьи акционера «Альфа-групп» Германа Хана. «В мире luxury все знают, что нет более требовательных клиентов, – поясняет Валентин. – Они работали с разными английскими агентствами напрямую, но дали шанс нам». English Nanny угодило столь обеспеченным клиентам, и Анжелика Хан написала Гроголю личную рекомендацию. Перед ним открылись двери в самые богатые семьи Москвы. «Сегодня я лично знаю 70 из 100 списка Forbes России, и у них работают именно наши гувернантки», – утверждает он. За несколько лет Валентин Гроголь добился успеха: восемь представительств English Nanny в России, а также в Астане и – до недавнего времени – в Киеве. В столице Украины офис пришлось закрыть из-за падения спроса. «Одного клиента за пять месяцев мы можем обслужить и удаленно, через московское представительство», – добавляет он. 

Со временем Валентин расширил географию направлений: теперь English Nanny подбирает персонал из Франции, Германии, Китая, с Филиппин и из России. «У нас есть семьи, где дети в шесть лет говорят на четырех языках, – рассуждает предприниматель. – Эта огромный и очень дорогостоящий проект для родителей. Уверен, что в России растет поколение новых лидеров с прекрасным образованием, которыми в будущем станет восхищаться весь мир». До экономического кризиса в агентство приходило по 80 заявок со всей России и из стран СНГ в месяц. Более 10% из них, по словам Валентина, заканчивались трудоустройством. За прошлый год его команда нашла работу ста англичанам – на 20% больше показателей представительств на Ближнем Востоке, а это безусловный лидер по спросу на домашний персонал. 

Как отразится нынешняя экономическая ситуация на прибыли агентства в 2015 г., тоже непонятно. Пока тенденция неутешительна: вчера, например, уже два клиента дали ход назад. «Я чувствую кризис на себе, – делится впечатлениями Валентин Гроголь. – У меня работает английская няня за 900 фунтов в неделю. Сейчас это уже не 50 000 руб., а 100 000 руб., и я вынужден думать о таких вариантах, как найти другую семью и нанять ее на два дома». Если ситуация ухудшится, English Nanny переведет остальные офисы, кроме Москвы, Питера и Астаны, на частичную занятость. «Мы собираемся законсервироваться и работать с самыми богатыми людьми России, которые пережили не один кризис, – планирует Гроголь. – Несмотря на недавние события, мы настроены оптимистично и верим, что качественное европейское обучение «сожмется», но сохранится». 

Хозяин – не барин

Энергичная пожилая дама в классическом черном свитере объясняет соискательнице Раисе, как добраться на собеседование к клиенту. 68-летняя Марина Коссова, владелица агентства «Нянюшка», из тех руководителей, что решают все вопросы самостоятельно и контролируют каждый шаг. Марина Коссова живет в столице так давно, что ее можно считать коренной москвичкой. За ее плечами два высших образования: педагогическое и математическое. Всегда, сколько помнит, она работала по специальности – в конструкторском бюро, проектировавшем космические корабли, советские «шаттлы». «В 1998 г., когда случился дефолт, нас сократили, а я одна воспитывала трех дочерей, – вспоминает она. – Это были ужасные безденежные годы». 

Чтобы прокормить семью, Марина работала в охране на заводе «Динамо», репетитором по математике и дополнительно готовила обеды для одной юридической фирмы. В том же году она попробовала себя в роли частной няни. «Но опыт получился отрицательный», – сетует она. В семье тележурналистов, куда Коссова попала через одно рекрутинговое агентство, она не задержалась. «Ребенку ничего не хотелось, кроме как разбойничать и обижать других. Его мать, ровесница моей старшей дочери, не соблюдала субординацию. В общем, я не смогла», – признается Марина Евгеньевна. Тогда, по ее словам, это была очередная подработка. Идея открыть «Нянюшку» пришла позже.  

В стартап Марина Коссова вложила последние $300, отложенные на репетитора для дочери. Вся сумма ушла на оформление ООО и первую рекламу в газете «Из рук в руки». С соискателями приходилось встречаться у метро «Маяковская». Некоторые находили «Нянюшку» посредством «сарафанного радио»: у Коссовой сложились доверительные отношения с одной из сотрудниц биржи труда. Первых клиентов она тоже особо не искала – эффект рекламы. Через пару месяцев Марина Евгеньевна нашла компромиссный вариант: 300 руб., и знакомый владелец юридического бюро согласился сдавать ей офис на пару часов. 

Окупилось агентство за год. Вся прибыль вкладывалась в рекламу: сначала объявления в газете раз в неделю, потом – каждый день. Свой первый офис она сняла в 1998 г. Сейчас «Нянюшка» держится на своей репутации: предпринимательница давно не пользуется услугами рекламных фирм – только личные рекомендации, наработанные годами контакты. В сезонные месяцы, например, в сентябре, агентство обрабатывает по две-три заявки в день. Соискатели приходят разные – коренные москвичи, эмигранты из Средней Азии, Молдавии и Украины и просто «понаехавшие» в столицу. «Я отсматриваю людей лично. Работа с кандидатом начинается с вопроса к самой себе: «Взяла бы я эту няню к своим внукам? – поясняет Марина Евгеньевна, у которой девять внуков и правнук. – Когда вижу озлобленный взгляд, никогда не отправлю работать с ребенком». 

Доходы зависят от сезонности: в пиковые месяцы «Нянюшка» получает до $4000–5000 чистой прибыли в месяц, в плохие времена сумма падает до $1000. За счет чего создательница агентства окупает проект? Анкетирование соискателя стоит символическую сумму – 100 руб. С комиссионными иначе: 50% месячного заработка отдает кандидат в случае трудоустройства, 50% платит клиент, если заключил с персоналом годовой контракт. «У нас предусмотрена система скидок, – поясняет Марина Коссова. – Я всегда иду навстречу и разбиваю сумму на два месяца. Больше не могу, иначе не покрою расходы на аренду офиса». Услуги московской домработницы «Нянюшка» предлагает за 3000 руб. в день (в среднем), за персонал из стран СНГ – 2500 руб. Средняя цена за работу няни колеблется от 30 000 до 70 000 руб. в месяц – на сумму влияют опыт, образование и национальность. «Но это не значит, что та, которая стоит дешевле, хуже. Все зависит от личностных качеств», – добавляет Марина Коссова. Работодателей она просит перечитать Достоевского: «Он писал об отношениях слуг и хозяев в «Братьях Карамазовых» – «будь и ты иногда слугой». Нужно относиться к человеку с уважением, но в нашей культуре, к сожалению, это не принято». 

Моя филиппинская няня

Пару лет назад предпринимательница Ольга Емец оказалась в типичной для занятой женщины ситуации: двое маленьких детей, собственная мебельная компания «Емец» и сон на ходу. Нанятое Ольгой агентство по подбору персонала присылало нянь на дом, но предложенные кандидатуры не подходили по разным причинам. Тогда знакомые порекомендовали ей «на пару дней» няню-филиппинку Мими. «К вечеру первого дня я поняла, что это абсолютно мой человек и я не хочу с ней расставаться. Она работает у меня до сих пор», – говорит предпринимательница. 

До знакомства с Ольгой Емец в секретной группе на Facebook «Супер-пупер-мега-мать» Ксения Часовских работала в качестве партнера в одном из рекламных агентств полного цикла. Она специализировалась на продажах и продвижении товаров в области BTL для «АвтоВАЗа», BP, Adidas и других компаний. «К моменту создания проекта мы стали мамами, общались с такой же тусовкой мам, которые осваивали реалии новой жизни с детьми. В частности, одним из актуальнейших моментов был подбор няни. Сколько споров велось вокруг этого! – рассказывает она. – Немногие находили адекватный персонал, даже за деньги. Так сказать, value for money». Собрав все пазлы воедино – свой опыт, среду и идею, девушки вскоре представили проект «Ми-Ми». Назвать агентство решили в честь идеала няни, который открыла для себя Ольга Емец. 

Тогда и сейчас рынок был перенасыщен предложениями: услуги экзотических нянь и домработниц предлагают «Филиппинки.ру», FilipinoStaff.ru, «Надежные люди», «Домработница.com», «Лучшие няни» и другие агентства. Но даже с их помощью найти профессионала за разумную цену, как и в любой сфере, сложно, и национальность не играет роли. Сфера рекрутинга за годы работы сформировала нужный для продажи образ филиппинской прислуги: незаметность и исполнительность – как в сказке, вроде никого нет, а все сделано. Однако на женских форумах вроде Woman.ru или Eva.ru жалуются, что филиппинка филиппинке рознь. Многие агентства привозят в Россию деревенских женщин, не знающих, как включается посудомоечная машина. Список претензий к ним обширен – напускная вежливость в присутствии работодателя и хитрость в его отсутствие, безалаберность в отношении присмотра за детьми и в некоторых случаях воровство. Но в основном филиппинкам достается за плохой английский. Некоторые наниматели попадались на стандартную «удочку», когда при встрече кандидатки произносили заранее подготовленный текст на среднем английском, а потом, уже после устройства, не могли связать трех слов. Поэтому такие няни, по мнению клиентов, бесполезны в воспитании детей школьного возраста. 

«Но они идеальны для детей до трех-четырех лет, когда обеспечение насущных ежедневных нужд важнее канонического образования, – считает Ольга Емец, объясняя преимущества экзотического персонала. – У филиппинок в разы лучше с субординацией и правилами поведения. Здесь у них нет семьи, поэтому наши клиенты не завязаны на то, что у няни заболел ребенок или приехал муж. Им не нужно выезжать для продления визы, все решается на месте. И еще филиппинки очень позитивные, легкие, ненавязчивые. Они не пристают с разговорами, не пытаются быть членом семьи и очень добры к детям. Ухаживают за детьми без надрыва и с удовольствием. Не кричат и не раздражаются на детей». 

В общее дело девушки вложили порядка $15 000 личных средств. Эти деньги пошли на аренду офиса и первые контракты с агентствами в Гонконге. «Нам важно, чтобы к нам приезжал качественный персонал. Тем более что критерии порядка, чистоты и комфорта очень разнятся по странам, а в России планка достаточна высока», – добавляет Ксения Часовских. «Ми-Ми» как принимающая сторона отвечает за размещение кандидатов до момента их определения в семью. Такой «жест» – роскошь в столице: многие рекрутинговые агентства стараются сэкономить на размещении персонала и предоставляют им условия, в которых обычно живут гастарбайтеры из Таджикистана. Истории о том, что филиппинок размещают по десять человек в однокомнатной квартире, – миф, утверждает Ольга Емец. После оформления заграничные гости «Ми-Ми» решают, остаться в снятой агентством квартире, арендовать жилье самостоятельно либо жить в предоставленной семьей комнате или домике. Расходная часть рекрутингового бизнеса значительная, говорит Ксения Часовских: аренда квартир, такси из аэропорта, питание примерно на месяц, офис в центре, зарплата менеджеров, комиссия иностранным агентам. «Это большой риск, потому что мы должны быть уверены, что трудоустроим всех», – дополняет Ольга Емец. 

Аудиторию девушки тоже определили сразу, взяв за прототип себя, успешных топ-менеджеров и предпринимателей. Другую часть заказчиков «Ми-Ми» составила богема – модельеры, стилисты, «модные мамы», как их называет Ольга Емец. С некоторыми из клиентов партнеры проводят предварительные консультации о выстраивании отношений с персоналом. «Этот ментальный изгиб с тетей Галей, когда «она – член семьи», – наша модель. Мы, русские, сами навязываем ее повсеместно, демонстрируя аттракционы неимоверной щедрости, а потом сами страдаем, что тетя Галя не оценила нашей душевной широты и ушла к соседу за длинным рублем», – поясняет Ольга. Главный месседж, который пытаются донести создатели агентства, – отношения должны быть максимально прозрачными: кто, за что и за сколько часов получает. 

Появившись на свет год назад, «Ми-Ми» окупилось за три-четыре месяца. Владелицы бизнеса действуют по классический схеме: берут комиссию только с клиента (50 000 руб.), с персонала – ни копейки. Сами филиппинки зарабатывают средние по Москве деньги: 250 руб. в час, или 50 000–60 000 руб. в месяц. Все зависит от квалификации и личных амбиций кандидатки. С кризисом зарплата экзотического персонала сохранится преимущественно в рублях. «Желающих работать в нашей стране, к сожалению, станет меньше, – констатирует Ольга Емец. – Уровень зарплат по отношению к доллару стал существенно ниже. За эти деньги филиппинки могут работать в ОАЭ или Гонконге». Значит, найти прислугу мечты станет еще сложнее. 

Еще по теме