Моя милиция?

Так получилось, что последние дни я прожил под знаком общения с милицией и размышлений над проблемами ее имиджа в нашем обществе. Рефреном звучали бесконечные обсуждения в печати, на радио и телевидении послания министра внутренних дел своим подчиненным, которое условно можно резюмировать крылатой формулировкой: «Ведите себя хорошо». Рашида Нургалиева можно понять – образцы плохого поведения у всех если не на виду, то на слуху, а за каждым не уследишь. Смысл послания, как пиар-акции в условиях осознанного неблагополучия, мне кажется очевидным.

Но ведь говорили о другом. Комментаторы недоуменно спрашивали, стоило ли повторять само собой разумеющиеся положения Устава в специальном начальственном тексте? Задавали и вовсе нелепый вопрос: «Улучшится ли в результате обращение милиционеров с рядовыми гражданами?», как будто стереотипы поведения регулируются нормативными документами. А ведь ключевой вопрос, который, по сути, так и не прозвучал: «Изменится ли в результате публикации и пропаганды этого текста наше отношение к милиции?»

Начну с вещей базовых: если общественное устройство массой людей ощущается как несправедливое, те, кто его защищает, независимо от индивидуального характера и поведения, воспринимаются как злодеи. В те же последние дни в связи с проектом нового ток-шоу по кино я обратился к опыту культового среди молодежи и интеллигенции фильма «Бумер» и его продолжения «Бумер-2». Можно спорить, являются ли приблатненные «крутые» герои этих фильмов спасителями отечества или его проклятием (об этом и планируется экранный диспут), одно бесспорно – все милиционеры на экране выглядят и ведут себя как подонки. Они воплощают «империю зла», в борьбе с которой гибнут молодые герои. И не имеет никакого значения, насколько эта образная система соответствует фактической реальности – она отражает не объективную действительность, а субъективное общественное сознание момента. Работает могучая культурная традиция и сложившаяся схема взаимоотношений милиции и граждан.

Судьбе было угодно поставить в эти дни своеобразный эксперимент. На ребристом участке Рижского шоссе у моей машины от тряски отвалился номер. Я решил не поддаваться на уговоры купить у умельцев незаконный дубликат, который за считанные минуты и рубли элементарно бы решил эту, по сути, ерундовую проблему, и потратил целых три дня на перерегистрацию. Каждый шаг в этом процессе был, казалось, точно рассчитан, чтобы стать стимулом к неправедным доходам одних и неправовому поведению других. Давно забытые предварительные записи, огромные очереди, бессмысленные многократные перепроверки одного и того же здесь – норма и закон, напоминающие о незыблемости системы, включающей обходные маневры, механизм которых нуждается лишь в постоянной смазке «зеленью».

Стоит ли удивляться, что «гора», выстроенная для (или под предлогом) борьбы с организованной преступностью, породила «мышь»? Немногие специалисты по оформлению угнанных автомобилей прекрасно знают все обходные маневры, а вот многие честные граждане бессмысленно тратят уйму времени.

Пока эта «норма» неизменна, любой пиар, даже осененный авторитетом министра, останется бессильным, а массовое сознание будет продолжать генерировать негативные культурные стереотипы. Сказанное, конечно, не означает, что в реальности мало частных позитивных примеров. Но ведь мы, как и министр, имеем дело не с реальностью, а с важнейшим элементом мифологии ХХI века.