Top.Mail.Ru
мнения

Может ли позеленеть коричневый сектор экономики

Некоторые страны в период пандемии разработали свои стратегии поддержки и выхода из кризиса, при этом делая особый фокус на озеленение экономики. Всего несколько лет назад в России немногие компании задумывались о том, что сейчас называется «концепцией устойчивого развития», и еще меньше понимали значение термина ESG. Сегодня он вполне привычен для бизнес-сообщества.

Стоит отметить, что раньше, когда отсутствовали единые стандарты и требования в области ESG в отношении бизнесов, компании достаточно свободно выбирали «начинку» для заявлений о степени своей ответственности перед обществом и окружающей средой. Теперь все чаще они обвиняются в «экоотмывании» — введении в заблуждение общественности экологическим маркетингом, за которым не закреплены реальные действия компаний. Мы наблюдаем активную стандартизацию деятельности в области ESG по всему миру, в том числе в России, и регуляторы во всем мире все больше озабочены вопросами изменения климата и его воздействием на финансовую стабильность. Они принимают конкретные меры по стимулированию устойчивого развития экономик.

Если взглянуть на западный опыт, через призму которого живут многие российские компании (в первую очередь в числе стейкхолдеров которых присутствуют иностранные инвесторы и акционеры), то в Европе уже давно действуют механизмы стимулирования устойчивого развития. При этом они включают не только стимулы для ответственных компаний, но и регуляторные ограничения для тех, чьи траектории развития отличны от целей Парижского соглашения по климату.

Регуляторные требования, которые уже действуют или внедрятся в ближайшее время, включая расширенную нефинансовую отчетность, уже не позволяют инвесторам игнорировать зеленый сегмент. Если Европейский центральный банк начнет следовать зеленой монетарной политике, то это приведет к переоценке многих рыночных инструментов, что в настоящее время невозможно из-за ограниченной информации по климату в раскрытиях компаний. В будущем европейские банки также ожидает стресс-тестирование на устойчивость к климатическим рискам. При этом его результаты будут в дальнейшем инкорпорироваться в расчет достаточности капитала банков.

Все это важный сигнал для российского рынка: внедрение принципов ESG в свою деятельность и для индустрий, и для финансового сектора уже не просто модный тренд, это объективная реальность, игнорировать которую нельзя. Ужесточение регуляторных механизмов в России для сдерживания изменений климата — это лишь вопрос времени.

Для нас уже сейчас лучшие западные практики ESG — это не другая далекая реальность, а неотъемлемый элемент развития управления, который интегрирован в нашу деятельность с 2012 года, когда акционерами банка стали Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация (IFC, Группа Всемирного банка).

МКБ первым среди российских банков получил независимую оценку уровня управления ESG-рисками через ESG-рейтинг от международного агентства RAEX-Europe на уровне BBB[esg] (умеренно высокий уровень управления рисками), а также привлек международное финансирование от немецкого банка LBBW, условия которого зависят от уровня ESG-рейтинга на горизонте ближайших двух лет.

ESG проекты крупнейших российских компаний при участии МКБ

«Полиметалл»

В июне 2020 года МКБ совместно с Фондом развития Дальнего Востока и Арктики объявил о финансировании строительства воздушной линии электропередачи и подстанции для месторождения «Нежданинское», проекта развития «Полиметалла». Он предполагает существенное сокращение воздействия на окружающую среду: снижение выбросов СО2 на Нежданинском ожидается на 75%, что является материальным в контексте проекта. Также минимизируется риск техногенных аварий, связанных с транспортировкой и хранением дизельного топлива. Подобное материальное снижение негативного воздействия является социально и экологически значимым, в связи с чем данный проект можно отнести к ESG-проектам.

РЖД

В сентябре 2020 года МКБ выступил одним из организаторов выпуска бессрочных зеленых облигаций компании РЖД. Средства от выпуска облигаций будут направлены на расходы и инвестиции, связанные с зелеными проектами компании, в том числе на проекты экологически чистого транспорта (приобретение электровозов и электропоездов для пассажирских перевозок), строительство новых, а также реконструкцию существующих железнодорожных линий, электрификацию участков пути, строительство очистных сооружений. Указанные проекты являются частью экологической стратегии компании, направленной на снижение негативного воздействия.

прочитать весь текст

В мире уже давно сложилось понимание важности повышения экологической ответственности, усиления роли зеленой экономики и постановки целей в области глобальной декарбонизации. На наш взгляд, сейчас крайне важно руководствоваться гибким подходом к реализации целей устойчивого развития, не только делая акцент на чисто зеленых, устойчивых или социальных проектах, но и предлагая взаимовыгодные условия так называемым коричневым отраслям.

Обсуждая текущую повестку в области устойчивого развития, хотелось бы отметить, что коричневые сектора, в том числе нефтегазовый, играют ключевую роль в переходе экономик к менее углеродоемким технологиям. При этом они традиционно исключены в широком масштабе из системы классического зеленого финансирования и подвержены растущим ограничениям со стороны инвестиционного сообщества. Уникальность и специфика российской экономики состоит как раз в том, что в ней преобладают коричневые отрасли, и очень важно понимать, что именно коричневый сектор может внести существенный вклад не только в сокращение выбросов, но и в развитие различных социально-экологических проектов. Мы понимаем, что такие изменения не могут произойти внезапно, это постепенное целенаправленное движение в сторону повышения экологичности, прозрачности и углеродонейтральности.

В своей деятельности МКБ стремится идти на опережение и уже разрабатывает уникальные продукты, в том числе для коричневых компаний, а также информирует их о разработке и принятии новых требований со стороны регулятора и надзорных органов (углеродный налог и т. п.). Переход российских коричневых предприятий на наилучшие доступные технологии потребует финансирования, измеряемого триллионами рублей, а также активной поддержки государства в реализации ESG-проектов — и это та ниша, которая является сейчас наиболее перспективной в России.

Устойчивое развитие в цифрах

  • 112 стран и Европейский союз обязались стать углеродно-нейтральными к 2050 году.

  • Международные инвесторы, управляющие средствами более чем на $4 трлн, обязались сделать свои портфели углеродно-нейтральными к 2050 году.

  • 427 компаний по всему миру заявили о своих планах достичь углеродной нейтральности.

  • Рынок устойчивых инвестиций растет со среднегодовыми темпами роста около 28% с 2015 года, когда было подписано Парижское соглашение по климату.

  • Эксперты прогнозируют очередной рекордный год для долговых ESG-выпусков в 2021 году: их объем может составить, по различным оценкам, $610–650 млрд против $507 млрд по итогам 2020 года (включая зеленые, социальные, устойчивые облигации и бонды, связанные с устойчивым развитием).

  • Уже 25% всех выпусков в евро со стороны финансовых институтов выпускаются в том или ином ESG-формате.

  • Глобальный рынок устойчивых синдицированных кредитов также растет существенными темпами: за 2020 год он составил 15% —$158 млрд.

  • Объем рынка устойчивых облигаций в России составляет $2 млрд против $1,3 трлн в мире.

прочитать весь текст