Можно скандировать и "хватит кормить Москву!"
Конкуренция регионов за инвестиции и человеческий капитал - идеал социологов и экономистов. Возможно ли это, рассказывает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики.
- Наталья Васильевна, невозможно отделаться от ощущения, что в стране развиваются только Москва и окрестности. Так ли это?
- Бизнес, особенно в секторе услуг, выбирает крупные агломерации. В них большой потребительский рынок и достаточно трудовых ресурсов. К тому же в России сверхцентрализованная система государственного управления, полномочия и ресурсы стянуты из регионов наверх. Не менее централизован и крупный российский бизнес. В итоге финансовые ресурсы концентрируются в столице - центре принятия решений. Москва получает огромную столичную "ренту".
- Попытка перетащить часть бизнеса в Петербург принесла плоды?
- Петербург меньше, следовательно, меньше и агломерационный эффект. Северная столица в значительно меньшей степени живет на "ренту", хотя федеральные власти переместили туда в "добровольно-принудительном" порядке штаб-квартиры крупных компаний, например "Газпром нефти". Бизнес туда идет неохотно, ведь все решения принимаются в Москве.
Остальные крупные города, включая миллионники, до кризиса быстро развивались как центры торговли, но все они получают мало инвестиций. Невелики и налоговые доходы, большую их часть забирает регион. И регионам, и городам необходима децентрализация полномочий и финансовых ресурсов: с федерального уровня - в регионы, а в регионах - муципалитетам. Тогда крупные города, особенно миллионники, получат импульс к развитию.
- Судя по вашей концепции "Четыре России", у городов с численностью населения менее 250 000 человек почти нет шансов на модернизацию...
- Россия состоит не только из регионов, но и из поселений - от крупнейших городов до деревень. В обобщенном виде их можно разделить на три или четыре типа.
"Россия-1" - страна больших городов, их немного: 14 миллионников и еще 25 полумиллионников (из 1090 городов). Вроде бы очень мало, но в миллионниках, включая Москву и Петербург, живет 20% населения, а с 500-тысячниками - почти треть населения страны. Это наиболее образованное и мобильное население.
С городами численностью свыше 250 000 жителей набирается уже более 40% населения. В кризисные периоды региональные центры с населением свыше 250 000 развиваются устойчивее, но граница модернизации все-таки ближе к полумиллиону жителей. Размер имеет значение.
К "России-2" относятся менее крупные и средние города - от 50 000 до 250 000 человек. Это и промышленные города, и районные центры, где много бюджетников.
"Россия-3" - это село, небольшие поселки и малые города
(20 000-50 000 человек), где также сконцентрировано чуть больше трети населения страны. Эта периферийная Россия сильно постарела и живет в основном "на земле", календарь сельскохозяйственных работ важнее любой политики.
Получается коромысло: на краях его "висят" крупнейшие города и сельская Россия, а между ними более индустриальная "Россия-2". Равновесие очень неустойчиво.
К "России-4" можно условно отнести слаборазвитые республики. В них намного слабее проявляются центро-периферийные различия, зато сильнее традиционные клановые связи, этнические и религиозные конфликты. Общество более традиционное. Каждая из этих четырех "Россий" имеет какие-то конкурентные преимущества.
- С институтами у нас катастрофа...
- Пока страна живет в основном за счет ресурсных преимуществ. Развитию крупных городов способствуют агломерационные преимущества и более развитая инфраструктура. Но если институциональная среда совсем плохая, как в республиках Северного Кавказа, то внешний бизнес туда не идет, а местный существует в основном в "тени". Хотя и в Москве никто не рискнет сказать, что "правила игры" хороши: коррупция пронизывает все. Лишь мощный агломерационный эффект и преимущества столичного статуса "пробивают" эти барьеры.
- Вы говорите о "бонусе" устойчивости 250-тысячников. Можно ли в нынешней ситуации делать прогнозы?
- Я говорила о региональных центрах. Для крупных промышленных городов риски намного выше: если упадет цена на нефть, металлы, то и Череповец "провалится", и Магнитогорск, и даже столпы державы - Сургут с Нижневартовском. Помимо промышленного спада, резко обострятся проблемы занятости, особенно в машиностроительных городах.
- Пример Калуги подтверждает: даже у территорий, имеющих инвестстратегии и близость к столице, есть ограничения.
- Экономика Калужской области растет динамично. Но резервов рабочей силы уже физически нет. Для московского бизнеса проблема иная - работники есть, но они дорогие. Нужно производить продукцию и услуги, способные окупить высокую стоимость рабочей силы. Банки, инвесткомпании, аудит и т.д. - все "сидят" в Москве. Но информационные, логистические и другие услуги и подразделения выносятся за пределы столицы. Например, колл-центры логистических компаний массово отправились в Тверь еще в начале 2000-х.
- По каким параметрам бизнесмены сегодня выбирают регион?
- Желательно 500-700 км от штаб-квартиры. За Урал практически не выносят, подразделения должны быть досягаемы. Как правило, ориентируются на 500-тысячники и миллионники с низкой стоимостью рабочей силы. Сейчас привлекательны Воронеж и Саратов. Иностранные компании для аутсорсинга услуг программирования давно выбрали Нижний Новгород.
- В малых городах надеяться на активное вхождение бизнеса бессмысленно?
- "Умные" бизнесы появились в наукоградах, как-то преодолев режим секретности. Но городов с высокообразованным населением и относительно невысокой зарплатой мало, остальные спасает только выгодное географическое положение вблизи крупнейших городов. С начала 2000-х инвестиции "перешли через МКАД", ускорилось развитие городов Московской области. Но в 2011 г. средняя зарплата в Московской области сравнялась с Петербургом, теперь бизнес осваивает соседние регионы с более дешевой рабочей силой. Агломерация расширяется и дает импульс для роста более удаленным территориям. Этот процесс ускоряется при развитии транспортной инфраструктуры. Нужны нормальные дороги. Но автодорог в России строится за год столько же, сколько в Китае за две недели!
- Но так ли нужно соединять все части России между собой автомобильными и железными дорогами?
- Инфраструктура - кровеносная система экономики. Это не только дороги, но и сети энерго- и водоснабжения, канализация. В Дагестане агломерация Махачкалы уже под миллион, миграционный приток из села большой, но в разрастающихся пригородах нет ни канализации, ни нормального водоснабжения.
Страна скрепляется каркасом: крупными городами и связывающими их магистралями. Когда такой каркас есть, страна едина, города развиваются и динамично взаимодействуют, порты и приграничные территории обеспечивают выходы в глобальный мир. Не нужно, да и невозможно плотно заселить границу с Китаем, нужно поддерживать развитие городов вдоль границы и улучшать связывающие их полимагистрали. Но строительство автодороги Дальний Восток - Забайкалье длилось десятилетиями.
Развитие транспортного каркаса снижает "экономическое расстояние", что особенно важно для заселенных внутренних районов страны - Поволжья, Урала, юга Сибири. При выборе нужно учитывать выгоды для экономики и населения, возможности бюджета. Вряд ли супердорогая автодорога на Красную Поляну под Сочи так уж необходима. Важны нормальные дороги из Москвы на Самару, Уфу, Екатеринбург и другие крупные города. Трасса на Петербург в очень плохом состоянии. Только трассу на Дон улучшили, чтобы не ехать на юг через Украину.
Но приоритеты Транспортной стратегии до 2030 г. совсем другие! Это чудовищно дорогая железная дорога в Тыву, которую не строили даже в СССР. Теперь можно, ведь дорогу лоббирует крупный российский бизнес для добычи угля. Есть даже планы протянуть железную дорогу до Магадана и на Чукотку. И это не предел бессмысленной расточительности. Я думала, что проект тоннеля под Беринговым проливом - анекдот, но ошиблась: было задание посчитать его стоимость! Или Севморпуть, который хотят восстановить. Чистая геополитика, желание закрепить присутствие России на арктическом шельфе. Экономически сверхубыточный проект.
- Есть ли реальные предпосылки для ужаса властей перед отделением Дальнего Востока?
- Страхи властей и общества порождаются постимперским синдромом. Проблемы иные: миграционный отток, плохая инфраструктура, всего два крупных города с населением свыше полумиллиона (Владивосток и Хабаровск. - Прим. "Ко"). Огромные вложения в саммит АТЭС, без сомнения, улучшили инфраструктуру Владивостока, но деньги потратили нерационально. Провели бы встречу на берегу Амурского залива, хватило бы и на университет, и на ливневую канализацию в городе, и на многое другое, причем не только во Владивостоке. А так половина средств ушла на два моста, один из них на почти безлюдный остров Русский, где нет даже питьевой воды. Имперский проект. А в следующем году Приморский край уже ничего не получит. Бюджетные инвестиции идут в Краснодарский край - опять же огромные и нерациональные расходы. И еще Универсиада в Казани...
- Татарстану пошло на пользу, или, как обычно, все "освоили"?
- Инвестиции в празднование тысячелетия Казани и Универсиаду помогли ей трансформироваться в более современный город с сервисной экономикой. Республика и сама зарабатывает неплохо, и блестяще умеет "доить" федеральный бюджет. Но по сравнению с другими большими проектами эти средства расходуются более эффективно.
- Как трансформируются другие миллионники?
- Их вроде бы стало больше. К Москве, Петербургу и другим 10 миллионникам в 2012 г. добавились еще два. Весной сообщили, что Красноярск стал миллионником, ему немножко прирезали территорию. Вернулась в их число и Пермь.
Во времена СССР все миллионники были индустриальными городами, хотя у Новосибирска, например, имелся и Академгородок. Скорость постиндустриальной трасформации разная. В машиностроительных городах индустриальная экономика деградировала еще в 1990-е, они быстрее становятся центрами сервисной экономики, пройдя через тяжелый период бандитского капитализма и диких рынков. Это Новосибирск, по тому же пути идут Казань, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону.
Самый яркий пример - Екатеринбург. Крупный экспортный бизнес вложился в инфраструктуру, включая аэропорт Кольцово. Город стал современным торговым центром, в том числе люксовым центром для газовиков и нефтяников из ХМАО. После строительства автодороги на Урал они ездят туда на шопинг - полтысячи километров для Сибири не расстояние. Укрепляются позиции Екатеринбурга и как крупного центра высшей школы. В Новосибирске финансовых ресурсов меньше, крупного экспортного бизнеса нет, но тенденции развития те же. Только с инфраструктурой проблем еще больше. А скажем, Нижний Новгород стал развиваться быстрее только с середины 2000-х, но кризис его сильно затормозил.
- Скажите, Нижегородская ярмарка, Немцов дали толчок?
- Конечно, нет. Тогда было много пиара, а потом почти десять лет депрессии. Город стал развиваться быстрее с приходом больших московских денег, которым дали "зеленую" улицу. От Москвы до Нижнего - пять часов на машине, к тому же это миллионник. А вот в Перми, несмотря на усилия губернатора, все меняется гораздо медленнее. Экономика Перми наряду с Волгоградом, Омском, Уфой и Челябинском остается преимущественно промышленной (крупные нефтеперерабатывающие или металлургические предприятия), сектор услуг развит слабее.
Еще тяжелее модернизировать экономику и образ жизни людей в полудепрессивных центрах советской оборонной промышленности - в Кирове, Ижевске. В них советские ценности все еще доминируют. Бывшие закрытые города, где ковалось оружие страны, сформировали особую ментальность.
- Все миллионники развиваются?
- Хуже всего, безусловно, Волгоград: это город советской индустриализации, со всеми вытекающими последствиями, там сохранилось много крупных, но полуживых предприятий. Город никогда не был губернским центром, он так и не стал заметным центром высшей школы. Его модернизация откладывалась полтора десятилетия. После Волгограда можно назвать Омск. Ближе к середине - Уфа, Пермь и Челябинск.
- Можно ли как-то "запустить" экономику наиболее депрессивных территорий, таких как Калмыкия, Тыва, Алтай?
- В России крайне неравномерная налоговая обеспеченность территорий: где-то добывают много нефти, а где-то нет ничего, кроме бюджетных рабочих мест и "теневой" экономики. Это трудно изменить.
- Если верить статистикам, у нас доля "теневой" экономики незначительна. А выход из "тени" как вариант не рассматривается?
- Только при снижении коррупционных выплат чиновникам. Если платить двойные налоги, малый бизнес просто вымрет. Не будет коррупционных выплат - есть шанс получить налоги.
Далее, нужно выбирать адекватные приоритеты развития. Если снизить барьеры для развития городов, не только Москва, но и многие другие крупные города станут центрами роста и модернизации страны. Ведь пространство никогда не развивается равномерно. И конечно, государство должно разумно перераспределять бюджетные деньги. Не заводы и птицефабрики на Северном Кавказе строить, а вкладываться в образование и здоровье населения, повышая человеческий капитал. Конкурентноспособное население само примет решение, где ему жить. Распределение бюджетных средств должно быть прозрачным и контролируемым, чтобы не плодить иждивенчество и коррупцию.
- То есть у лозунга "хватит кормить Кавказ" есть экономическая подоплека?
- В республиках Северного Кавказа живет 5% населения России, туда идет 10% от всех трансфертов регионам из федерального бюджета. Самых бедных нужно "подтягивать". Но трудно понять, почему более трети трансфертов получает Чечня и тратит их практически бесконтрольно. У всех остальных республик федеральные трансферты меньше, но и они частично разворовываются. Так что же делать: денег не давать или все же ввести нормальный контроль?
Можно скандировать и "хватит кормить Москву!". На долю столицы приходится 10% всех инвестиций из федерального бюджета, в годы Лужкова было 5-6%. На строительство метро федеральных денег Лужкову не давали, Собянину дали. Метро нужно? Нужно! Но получается, что за счет инвестиций бюджета в другие регионы.
- Почему вы столь активно возражали против расширения столицы?
- Это рейдерский захват. Теперь о деньгах. Большая Москва - проект, на фоне которого Сочи покажется детским лепетом. Будет вторая Астана с ее размахом и гигантскими расходами бюджета. Экономить будем на образовании и здравоохранении?
Туда переселят только третьестепенные федеральные ведомства - высокостатусные не поедут, поскольку высшая власть не переедет точно. А остальные земли девелоперы застроят микрорайонами типа Солнцево или Жулебино? И сотни тысяч "новых москвичей" ринутся на работу в Москву, пробки станут еще длиннее. Удастся ли остановить натиск девелоперов с их мощнейшими лоббистскими возможностями? Не уверена. Ящик Пандоры открыт.
Но в любом случае нужно привести в порядок леса, снести вокруг Коммунарки "самозахваты", убрать полудикие рынки, тянущиеся за МКАД.
- Обостряются противоречия между Москвой и Подмосковьем. Сергей Шойгу требует налоги и даже возмещение упущенной прибыли. Как решать проблему?
- Точно не путем объединения города и области и создания монстра, где живет 13% населения страны. Он будет неуправляемым. В агломерациях Большого Парижа и Большого Лондона действуют специальные советы, которым делегированы полномочия по координации и городскому планированию, созданию единой инфраструктуры. Горизонтальная координация - основа развития агломерации. Пора и нам перестать мериться политическим весом и учиться поиску компромиссов. Подмосковье действительно теряет налоговые доходы, и в будущем его потери станут больше, ведь цены на землю растут. Но бюджет Подмосковья даже в сузившихся границах вырастет, если земельные налоги будут выплачиваться всеми собственниками и с реальной цены этой "золотой" земли.
Крупнейшие агломерации.
Москва и С.Петербург - 11% населения РФ
Москва, Московская область и С.-Петербург - 16% населения РФ
В Москве 50% населения старше 15 лет имеют высшее образование, в С.-Петербурге - 44% (РФ - 24%)
Душевой ВРП по ППС: Москва - более 40 тыс. долл., С.-Петербург - более 20 тыс. долл.
В малом бизнесе работают 26-29% занятых.
Доля населения старше трудоспособного возраста - 24-25%, среди женщин - 30-33%.