Top.Mail.Ru
архив

МПС добилось своего

ПОСЛЕ долгих споров и разбирательств правительство наконец-то одобрило проект программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001 – 2010 годы, представленный Министерством путей сообщения и Министерством экономического развития и торговли. Итоговый документ будет внесен до 1 мая в правительство и представлен президенту Путину. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, степень согласованности этой программы достаточно высока: на заседании правительства в поддержку этой программы высказались профсоюзы, представители регионов и депутаты. Программой, как и предполагалось ранее, предусмотрены три основных этапа реформирования. Подготовительным этапом решено считать 2001 год, в течение которого должны быть подготовлены и приняты Госдумой нормативные акты по законодательному обеспечению реформирования. Премьер-министр Михаил Касьянов назвал «неоправдавшимися» опасения скептиков относительно того, что реформы могут «порубить сложившиеся народно-хозяйственные связи». Напомним, что первый этап реализации концепции проходил в 1998 – 2000 годах. За это время удалось существенно снизить транспортные издержки на железнодорожные перевозки и заложить базу дальнейшей модернизации и перестройки отрасли. В то же время за период с 1992 года ежегодные объемы капитальных вложений на железнодорожном транспорте снизились более чем в три раза, а износ основных производственных мощностей вырос с 36% до 55%. Необходимость дальнейшего реформирования вызвана еще и тем, что при нынешней форме хозяйствования (система железнодорожного транспорта состоит из государственных унитарных предприятий) инвестиционная привлекательность отрасли крайне низка. А для поддержания работоспособности железных дорог, по оценкам аудиторов, требуется 760 млрд руб. Разработка проекта программы на 2001 – 2010 годы велась давно, а ее обсуждение началось в прошлом году и проходило весьма бурно. Против концепции выступали Министерство по антимонопольной политике, Минимущество и Минэкономики. В ноябре 2000 года концепция в целом была одобрена правительством, но отправлена на доработку. К этому процессу подключились две крупнейшие западные консалтинговые компании – проводящая аудит железнодорожного хозяйства Arthur Andersen и компания McKinsey, – а также российская компания «Современные бизнес-технологии». Совместными с МПС усилиями была разработана третья редакция проекта программы, которая и была в целом утверждена на заседании правительства 12 апреля.

Еще по теме